НОД "Поиграем с Кузьмой"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Караваева Наталия Петровна

Игры по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poigraem_s_kuzmoy.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте

Тема: «Новый друг»

Составитель:

воспитатель Караваева Наталия Петровна

2019

Санкт-Петербург

«Новый друг»

Цель: повторение и закрепление знаний, умений и навыков по обучению грамоте и развитию речи.

Задачи:

– закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;

– закреплять умения составлять слова и читать их;

– упражнять в умении отличать гласные звуки от согласных, выделять первый звук в слове, ориентироваться в звуковой системе языка; составлять предложения по картинке с использованием предлогов.

– способствовать развитию фонематического и речевого слуха, зрительного восприятия, внимания, памяти, обогащать лексику.

– воспитывать умение выполнять игровые правила, желание и умение работать в коллективе.

Образовательные области:

 «Речевое развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Использованный материал: ИКТ, мяч, карточки для игры «Заколдованные слова», карточки с картинками, карточки со слогами, ёмкости с различными крупами, конверты, карточки с буквами, буквы на магнитах (Ч, Е, Р Д, А, К), несколько кружочков красного, зеленого и синего цвета, для определения звуков в слове.

Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания  «Запомни, повтори»; составление предложений по картинкам; звуковой анализ слов; деление слов на слоги.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Организационный момент.

Дети и воспитатель встают в круг для приветствия.

Утреннее приветствие

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!

Солнышко улыбается тем, кто слушается своих - родителей.

Солнышко улыбается тем, кто не обижает - малышей.

Солнышко улыбается тем, кто помогает - старшим.

Солнышко улыбается тем, кто умеет - дружить.

Солнышко улыбается тем, кто не забывает при встречи - здороваться!

Воспитатель: Сегодня утром я получила видеописьмо. Давайте вместе его откроем.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кузьма! Я узнал, что вы очень умные, любознательные и дружные ребята. Мне захотелось с вами поиграть! Я приготовил для вас несколько занимательных заданий, выполнив которые вы будите получать подсказки, сложив их сможете узнать, где меня можно найти! Вы готовы со мной поиграть?».

Артикуляционная гимнастика ( интерактивная)

Воспитатель: Но прежде чем начать играть, давайте выполним следующие упражнения: Жил был язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался (улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и ,затем спрятать его (рот не закрывать)) Потом посмотрел язычок налево, посмотрел направо, (улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком, то к левому углу рота, то к правому.) После этого, посмотрел язычок из окошка вверх, светит ли солнышко, а потом вниз, нет ли луж? (улыбнуться, открыть рот, поднять язык к носу, затем опустить язык вниз к подбородку) Присмотрелся язычок повнимательнее, из травы иголки торчат, это был …ежик. Он бегал по траве по кругу, то в одну сторону, то в другую (совершать круговые движения языком, между губами и зубами то в одну сторону, то в другую, рот при этом закрыт) Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок, понюхал другой цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет» (вдох через нос «нюхать цветок» на выдохе произнести: «Ах, как пахнет»)

Воспитатель: Теперь мы готовы играть с Кузьмой.

Кузьма: отгадайте загадку.

Стукнешь о стенку — а я отскочу.

Бросишь на землю — а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу.  

Смирно лежать я никак не хочу! (мяч)

Игра «Вопрос - ответ» 

Воспитатель бросает мяч одному из детей и Кузьма задает свой вопрос.

- Что такое буква? (буквы мы пишем и видим)

- Что такое звук?(звуки мы слышим и произносим)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Какие бывают согласные? (звонкие и глухие)

- Как мы узнаем, что звук гласный ? (при произнесении звука голос не встречает преграды)

- Согласный?( преграда в виде языка и зубов)

- Каким цветом условно обозначают гласные? (красным)

- Согласные? (синим)

- Вы справились с заданием и можете достать первую букву. Что в этой емкости? (из емкости с фасолью)

Кузьма: Молодцы, а теперь расшифруйте слова.

Игра «Заколдованные слова» 

Дети расшифровывают слова, на экране появляются картинки, обозначающие правильный ответ СлОеКс-СОК, ТсИлГоРн-ТИГР, СлТуОкЛ-СТОЛ, СуОхНо-СОН, ОрСоАт-ОСА, еЛодЕмС-ЛЕС, гЗтУчюБ-ЗУБ, КеОсТо-КОТ.

- Вы справились с заданием и можете еще достать следующую букву. Что в этой емкости? (из емкости с рисом)

Кузьма: Для вас следующее задание. Для начала отгадайте загадку:

Капли вниз ручьём стекают.

Под дождём стоит, намок,

Чуть согнулся стебелёк,

Да дрожит чуть лепесток…

Пчёлы в дождик не летают.

Вот стоит, грустит….(цветок) 

Игра «Собери цветы»

Вам необходимо расположить на цветах карточки с изображением предметов: на лепестках красного цветка - картинки, названия которых начинаются на гласный звук, на лепестках синего цветка - картинки, названия которых начинаются на согласный звук.

- Вы справились с заданием и получаете букву. Что в этой емкости? (из емкости с перловкой)

Физкультурная минутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять!

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде.

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте.

Игра «Составь слово из букв»

Кузьма: Человечки сели в ряд, обо всем нам говорят.(Буквы)

– У меня для каждого из вас припасены конвертики с буквами. Составьте из букв слова и сделайте звуковой анализ слова.

Вы получаете еще одну букву. Что в этой емкости? (из емкости с горохом)

Игра «Найди слог, получится слово»

(На экране карточки со слогами расположены в два ряда. В верхнем ряду расположены первые слоги разных слов, а во втором вторые слоги. Необходимо соединить слоги, чтобы получились слова).

Кузьма: соединить слоги, чтобы получились слова.

Са-жа, пе-на, мас-ка, бу-ря, ко-ни, ли-са, са-хар, ду-га, жа-ба, боч-ка.

Вы получаете еще одну букву. Что в этой емкости? (из емкости с пшеном)

Игра «Составь предложение» 

Кузьма: Составьте  предложение по картинке, используя предложенные предлоги (на, над, под, в, за, у, перед, около )

На экране картинка с жизнью насекомых в природе.

Рефлексия:

Кузьма: Ребята, вы действительно очень умные и дружные. Мне было очень приятно с вами играть. Получите последнюю букву. (из емкости с гречей) Собрав слово, вы узнаете где меня найти и написать мне письмо, чтобы позвать в гости поиграть. Буду очень ждать вашего приглашения! До свидания!

Воспитатель: Ребята вам понравился Кузьма? Вспомните, какие задания вы выполняли? Какое из них вам больше понравилось? Какое было самым сложным? Вы молодцы! Хотели бы вы, чтоб Кузьма снова пришел к нам? Давайте сложим слово из найденных букв и узнаем куда нам можно будет отправить приглашение к нам в гости , нашему новому другу. (Ч-Е-Р-Д-А-К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Познавательная деятельность в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки"

Мастер-класс  для педагогов по подготовке детей дошкольного возраста к празднику Кузьминки...

Развлечение "Кузьминки - осени поминки" подготовительная группа

Программные задачи:-     познакомить детей со старинными народными праздничными обрядами;-     упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости;- ...

Кузьма да Демьян рукомесленники

фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста...

"Огород Бабушки Маруси и дедушки Кузьмы"

Позновательно - исследовательский проект....

День Кузьмы и Демьна

Народное, зимнее развлечение для детей старшей и подготовительной групп....

Кузьма и Демьян

Фольклорное развлечение, посвященное народному празднику: Дню Кузьмы и Демьяна, традиционно проходящему 18 ноября....