Конспект занятия по обучении грамоте в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бессонова Елена Михайловна

Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);

умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова,  

предложенные  воспитателем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучения грамоте в старшей группе


Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);

умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова,  

предложенные  воспитателем.

1. Перед вами дом и  этот дом не простой, а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.

— На самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у этих жильцов громкий голос, их  назвали  гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный

2. Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах. И они даже захотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть так же громко и долго, как это делали красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные.

И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные.  

За это их назвали согласными.

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

— Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?

— Буква — это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.

— Звук мы произносим.

3.— Я вам загадаю загадку.

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет

Кур крадет (Лиса).

— Я предлагаю разобрать слово «Лиса»

— Но в начале вспомним, какие бывают звуки?

(Согласные, гласные).

— А  какие бывают согласные звуки?

(Твердые, мягкие)

-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные  звуки?                  

                      (Синими).

— Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?

 (Зелеными).

— Какими фишками мы обозначаем гласные  звуки?

 (красными).

4. Воспит. Посмотрите на картинку. Кто нарисован на   картинке?  «Лиса»

— Что обозначают клеточки.

— Сколько звуков в слове «Лиса»  (Четыре звука).

— Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе.  (Ль)

— Какой он? (Согласный, мягкий)

— Какой фишкой обозначим? (Зеленой)

— Что мешает во рту, когда мы  произносим этот звук  (Ль). –   Язык.

— Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (И)

— Какой он? (Гласный)

— Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (И) , нам  что – нибудь мешает?  (Нет ничего не мешает).

— А сейчас поищем третий звук. Какой  третий  звук в слове «Лиса».

Произнесем вместе.  (С)

— Какой он? (Согласный, твердый)

— Какой фишкой обозначим? (Синей)

— Что мешает во рту, когда мы  произносим звук (С). –  язык, зубы.

— Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (А)

— Какой он? (Гласный)

— Какой фишкой обозначим? (Красной)

Когда произносим гласный звук (А) , нам  что – нибудь мешает?  (Нет ничего не мешает).

— Сколько звуков в слове «Лиса». (Четыре звука).

— Сколько слогов в слове «Лиса». (Два слога)

— Какой первый слог (ЛИ).

— Какой второй  слог (Са).

— Сколько гласных звуков в слове «Лиса» (Два гласных звука). Назовите их. (И, А)

— Сколько согласных звуков в слове «Лиса» (Два согласных звука).  Назовите  их. (Ль, С)

5 . Физминутка

Я несчастная лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я. Бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась.

Мы тебе, лиса поможем

Мы из букв тебя вновь сложим.

6.  — Какое  слово мы с вами разобрали? (Лиса).

— Давайте с этим словом составим предложение.

— Из чего состоят предложения?     (из слов).

Короткие слова и длинные слова

7. Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад  я  встретила почтальона Печкина он дал мне письмо от Незнайки. Что же там, давайте посмотрим.

Незнайка сочинил небольшое стихотворение, но что то он перепутал , нескладно получилось  у него стихотворение. Просит помощи. Послушайте, что Незнайка сочинил.

Молоко нальем в батон

По траве ползет  бидон

В печке выпекли бутон

А в саду расцвел питон.

— Железный, пустой – бидон

— Ароматный, розовый, нежный – бутон  

                          (Роза (Бутон) –не распустившая Роза.

— Свежий ,ароматный – батон.

— Длинный, пестрый – Питон.

                                 Змея (Питон)

Молоко нальем в бидон.

По траве ползет питон.

В печке выпекли батон.

А в саду расцвел бутон.

8. Перед вами три корзинки. Вам нужно выбрать картинки и распределить по корзинкам.

 В желтую корзинку —  картинки с одним слогом,

В голубую корзинку —  картинки, где есть два слога.

В оранжевую корзинку – картинки, где есть три слога.

Итог. Какое слово разбирали?

С каким словом составляли предложения?

Кому помогли ?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....