Тема: В мире букв и звуков.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тараданчик Елена Васильевна

Конспект НОД. Познавательно исследовательская деятельность.

                                                                                                                                                     Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД. Познавательно исследовательская деятельность.

Обучение грамоте. Тема: В мире букв и звуков.

Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах. Задачи: Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова в ударной позиции. Продолжать формировать понятие – звук и буква.

Интеграция образовательных  областей: 

Речевое развитие формировать у воспитанников связную монологическую   речь, мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

 Физическое развитие: сохранение и укрепление физического здоровья детей. Социально-коммуникативное развитие развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;  продолжать формировать умение выслушивать взрослого и товарищей соблюдать правила поведения.

Оборудование:  игрушка – дядюшка АУ, доска, материал для проведения упражнений и игр, мяч, картинки, схемы, азбука.

Ход занятия: Организационный момент: Ребята, посмотрите, кто это идет к нам в гости? Дядюшка Ау. Дошел до нас и принес целый мешок подарков. Присаживайтесь на стульчики, будем смотреть, что же в мешке у нашего гостя. Что же это такое, ребята? Показывает детям азбуку. Азбука. Азбука – это главный помощник ученика в обучении грамоте. Такое название сложилось из первых двух букв старинного славянского алфавита – Аз и Буки. Раньше у каждой буквы было свое название (Аз, Буки, Веди, Глаголь) А теперь другое название А,Б,В,Г. И т.д. Основная часть: Фонетические упражнения. Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью. Давайте вместе произнесем слово – Азбука. Какой звук мы слышим в начале слова? Правильно слово Азбука начинается со звука –[А].Знакомство со звуком и буквой А. Артикуляция звука [А]. Произнесем звук [А]: - рот открыт широко,  язык лежит спокойно во рту, - работает «горлышко».ААААААА. Дети повторяют.

Звук [А] – гласный, мы его можем петь. Гласный звук обозначают красным цветом.

Дидактическое упражнение: «Хлопни в ладоши, если услышите звук [А]: У-А-К-Т-А-А-Д-Т-  Отгадайте загадку. Слушайте внимательно: Звонкий, громкий и прыгучий. Улетает аж за тучи. И на радость детворе. Звонко скачет во двор (мяч)

Вставайте в кружок, тому, кому я буду бросать мяч, возвращает мне его обратно и называет любое слово, которое начинается на звук [А].

Фонетические упражнения по развитию фонетического анализа и синтеза. В мешке все еще много вещей, вот, к примеру: картинки и схемы. На схеме изображено три квадрата, что обозначает эта схема? (начало, и конец слова). На первой схеме красный круг (который, мы знаем, обозначает гласный звук) находится в первом квадрате – значит где должен находиться звук [А] в слове? (в начале слова, а если красный круг находится в конце слова. Где должен находиться звук [ А]? (в конце слова).  (автобус, аист, осень), (рука, коса, лиса) .

Каждый ребенок выбирает по одной картинке и вешает ее под соответствующей схемой.

Физ. минутка: «В лесу». Мы в лес пошли, топор нашли. Дрова рубили:- Ах! Ух! Ох! Эх! Их! Ых! Руки - в замок, энергичные наклоны вперед. Какие мы молодцы, помогли дядюшке Ау.

Заключительная часть: Дидактическая игра. Я буду называть слова, а вы будете определять в этих словах одинаковый гласный звук: кОт – Окна, Ива– кИт, Эхо – Эля, дУб – Утка, цветЫ – дЫм. Повторим, с какими гласными звуками мы сегодня познакомились. с [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы]. Посмотрите на доску. На ней находятся домик. В домике живут звуки – что мы делаем со звуками? (Говорим и слышим, гласные звуки обозначают красным цветом). Поселим в этот домик наши гласные звуки.

Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции

Ребят, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них звук [И], вы будете хлопать: Мак, Гиря, Цветок, Лук, Сила. А теперь вы должны будете топнуть ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте внимательно): Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль. А на доске есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем. Ребята назовите звуки, которые обозначают, спрятавшиеся буквы. Работа в тетради.

Итог: Ну, вот и пора нашему гостю отправляться обратно домой. Отдадим ему его мешок. Ой, а что, то еще в мешке осталось. Еще буквы, но с ними мы познакомимся на следующем занятии. До свидания, дядюшка Ау, приходи к нам еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Презентация проекта "В мире гласных букв и звуков"

Возраст детей 5-7 лет - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике существует ряд проблем готовности ребенка к школе, ...

Методическая разработка. Рекомендации для родителей по теме " Дикие животные.Буква «М», ЗВУКИ «М» и »МЬ»

Рекомендации для родителей по теме " Дикие животные. Буква  «М», ЗВУКИ «М» и »МЬ»...