«Путешествие в поисках страны гласных звуков».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Татьяна Гуламовна Кармакова

Конспект по развитию речи (по обучению грамоте) для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_razvitiyu_rechi.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи (по обучению грамоте)

для детей старшей группы ДОУ

«Путешествие  в поисках страны  гласных звуков».

Программные задачи:

систематизировать знания детей о гласных звуках [а], [у], [и], [о], [ы], [э];

закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах;

развивать фонематическое восприятие и слух;

формировать умение делить слова на слоги, применяя правило:

«Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»;

закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;

закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э];

развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв;

развивать логическое мышление при выполнении заданий;

развивать в детях уверенность в своих силах;

развивать творческие способности детей;

воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.

Оборудование:

ноутбук, аудиозаписи песен (музыкальное сопровождение к заданиям),  коробочка с колокольчиком.  Красные квадраты набор для всех детей. карта-схема, картина «Страна гласных звуков», предметные картинки, д/и «Где живет звук», игра «Конструктор букв», пазлы – буквы алфавита набор принадлежностей для свободного творчества: цветные и простые карандаши, клей, пластилин, коврики  для лепки,, трафареты букв, бумага, цветные счётные палочки и т.д.

Ход организованной образовательной деятельности

Вводная часть

Звенит колокольчик. Привлекает внимание детей.

Воспитатель спрашивает: что привлекло их внимание.

Предполагаемые ответы детей.

«Правильно - это звук.

Мы его услышали и пришли на его звучание.

Откуда же  исходит этот звук?»

Воспитатель показывает детям необычную коробку.

Дети рассматривают, делают предположения о содержимом.

«Этот необычный сюрприз  предназначен для нас для группы «СЕМИЦВЕТИК»

(на коробке  знак группы)

Открывают, а  в ней  колокольчик, квадратики  красного цвета  и карта схема группы  с обозначениями островками  буквами .

Воспитатель.

- Это все  для вас ребята.

Что делает колокольчик???

Звенит? (что мы делаем, когда звенит колокольчик?)

Ответы

Правильно слышим звук, а мы его видим?

Нет…Звук мы только слышим.

А как же нам тогда  быть, если нужно записать то, что мы слышим???

Правильно.

Ответы, если среди ответа может быть - ноты. И  этот ответ берется во внимание  с разъяснением, что нотами мы записываем  музыку, а как же нам записать слова?

Правильно .

Для этого существую буквы….

А как вы думаете, вот эти квадраты почему они одного красного цвета?

Предполагаемые ответы детей….

Правильно, для обозначения гласных звуков в словах.

Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются, и обозначаем мы их красным цветом.

А это, что такое?

Правильно схема – карта,   а на ней какие-то знаки, стрелки и картинки.

Это карта и похоже на ней изображена наша группа и какие-то обозначения…

Для чего же эта карта?

Ответы детей…

Кто мне скажет …. для чего  нужны эти предметы,  что у них может быть общего?

Ответы  детей

Может это  карта зовет нас на поиски?

- Скажите, куда  мы все-таки отправимся?

Если у нас есть колокольчик, который издаёт звук.

Знаки, которыми мы обозначаем гласные звуки….

Так  что же мы будем искать по этой карте???

Ребята, как вы думаете ?

Предполагаемые ответы детей.

Мы с вами отправимся в страну гласных звуков.

Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стали мы  умней!

Посмотрите ребята. Что это здесь лежит?(разворачиваем, смотрим)

Ответы детей – ЭТО КАРТА!

Правильно!

Прежде чем  отправиться в путешествие, что мы должны сделать?

Ответы

Изучить карту и отправиться  на поиски всей командой. Как вам известно, команда  это когда все вместе как один.  Вместе принимают решения. Вместе  находят ответы на вопросы.  Уважительно относятся друг к другу. Никого не обижают и все друг другу помогают.

Смотрим на карту,  куда укажет первая стрелочка ….

Ну что же, нам пора отправляться в путь.

А на чем же мы с вами отправимся???

Ответы

А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука.

В путешествие, друзья!
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе

В новеньком...(автобусе)( если дети выберут этот вид транспорта)

Занимайте места, мы отправляемся в страну гласных звуков.

А чтобы нам не было скучно, мы в дороге споём песенку.

(Дети занимают места и в сопровождении песни все отправляются в страну гласных звуков.

Песенка (Северная азбука)

2. Основная часть.

Что это за  знак у нас на пути ?

Ответы

Правильно.

Это знак Автобусная Остановка.

Куда же мы с вами приехали?

Давайте подойдем поближе и рассмотрим здесь всё внимательнее.

-Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили?

Что  это  ребята?

Домик…

Где же жители  домика???

Ответы

- Как вы думаете, почему у домика  красная крыша?

(т.к. звуки гласные живут в красном домике)

- А почему здесь всего 6 комнат?

 (Потому что гласных звуков всего 6)

Теперь понятно ….. не  думаете ли вы ребята, что  жители домика где-то заблудились?

Как вы думаете - кто?

Звуки,  которые должны жить в этом домике…. Наверное, нужно помочь звукам вернуться домой???

Поможем? Найдём их с помощью  нашей карты???

Посмотрим, что нам карта указывает

Дети рассматривают карту определяют следующее направление

(Находим звук и букву А)

Назовем слова, начинающиеся на звук [a] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос,

Стрелочка нам указала на (Телефон с базой) здесь карточка с подсказкой.

Посмотрите-ка ребята, а в этом предмете  нам подсказка начинается на  звук

А…..

Ответы детей…

Что услышали в трубке телефона????

Слово – АллОооооо. Какой звук мы  должны с вами  отыскать?

(Затем передвигаемся по карте находим звук  и букву О)

(Стрелка указывает на Окно)

Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окно, , облака, остров, окунь, олень, обруч

Поехали дальше…

(стрелка указывает на театральный уголок там лес)

Слушите кто то заблудился в лесу и кричит ААааа…..Уууууууу

(Затем находим звук У и букву)

Назовем слова, начинающиеся на звук [у], например, УЛИТКА (вывешивается картинка), далее – унты, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.

Отправляемся дальше находим звук и букву И.

Остановочка,  где много Иииииигрушек

(На дверцах театрального уголка и полочках спрятано задание и лежат игрушки)

Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис,  игра, иголка, ива, и.т.д.

Пытаемся тронуться с места.

Ээээээх …….автобус поломался……Что же делать???

(Проблемная ситуация)

(Находим звук и букву Э)

Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, электричка, и т.д.

Вот сколько слов мы с вами назвали.

Ребята, мы знаем, что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов.

Мы можем легко сказать, сколько слогов в слове, посчитав гласные звуки.

Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые  лежат  вот здесь на столе (на доске.)

Произнесем слово… Сколько слогов в слове….

Почему вы так думаете? Назовите эти звуки…

АРБУЗ

ОСЛИК

УКРОП

ИГОЛКА

ЭСКИМО

Посмотрите,  здесь игра.

Так как звуки мы не можем увидеть, но можем определить их место в словах, я предлагаю поиграть со звуками в игру «Где живет звук».

Мы разделимся на пары. (Дети делятся на пары)

Перед вами карточки с  окошками и карточки-картинки с изображением различных предметов.

По моей команде вам необходимо назвать слово и заложить ею пустое окошко. Задание считается выполненным, если очередность картинок будет верной.

 

Положите на первое окошко картинку с изображением предмета, название которого начинается на гласный звук [э] (эскимо).

Положите на второе окошко картинку с изображением предмета, в названии которого гласный звук [и] стоит в середине слова (кит).

Положите на третье окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [о] и [а] (бочка).

Положите на четвертое окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [у] (кенгуру)

Положите на пятое окошко картинку с изображением предмета, название которого оканчивается на гласный звук [ы] (часы)

Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук [ы] стоит в конце. А может ли этот звук стоять в начале?

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Проверяем… (Воспитатель показывает правильно заполненный образец на столе)

Уууууух…..что то жарко стало…. Наверное мы приехали в жаркую страну

Которая на зывается на  на звук А ….ааааа фрик ааааааа!!!

Физкультминутка – игра  «Алфавит»  из 2 части программы)

Будем превращатся  в разных зверей…

Дилы дилы дилы дилы проявились…….(крокодилы)

( Дети имитируют спящих и охотящихся крокодилов)

Моты моты моты моты –появились ( Бегемоты)
(
Дети  показывают как шагают и широко открывают рот бегемоты)

Афы афы афы афы … жуют листики ….. (Жирафы)

(Дети тянутся верх . изображая жирафов)

 Ны ны ны ны …. Брызгают водой ….(Слоны)

(Дети надувают щёки .как бы набирая воду и затем брызгаются)

Яны яны яны по веткам скачут ……(обезьяны)

(Дети прыгают произвольно)

Вот мы с вами поиграли и много звуков повторяли.

Какой звук встречался чаще всего?

Правильно – Ы

В русском языке увы, не бывает слов на Ы!

А что это у нас на столе …. Игра – пазлЫыыыы (Игра-пазлы – АЗБУКА)

Проведем небольшое соревнование, ребята, выберете себе пару и как можно быстрее, собрать пазл. Каждой паре я дам задание.

Чья  пара соберёт  быстрее пазл, договаривается между собой и называют, что у них получилось.

Победит та пара, которая быстрее всех соберёт и назовёт  пазл.

Будьте внимательными,  Раз …Два …Три… Соревнование … Начни!

Молодцы! Ребята. Все справились с заданием!

Воспитатель обращает  внимание детей на то, что они собрали.

Подводит их к мольберту с домиком для гласных букв.

Ребята, мы с вами находимся в удивительной стране, только очень жаль, что жители этой страны невидимые.

Но мы можем им помочь… Как?

Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это … буква.

А буквы, как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно, что за звуки живут в этой стране.

(Игра - задание на ориентировку на листе)

А- Всем известна буква «А» -
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная. 

Буква О - луна и солнце, 
В доме круглое оконце. 
И часы, и колесо, 
И это, кажется, не всё. 


Буква У напоминает ушки 
У зайчонка на макушке. 
У улитки рожки тоже 
Так на букву У похожи.  

И похожа на гармошку 
И на испуганную кошку. 
И - меж двух прямых дорог 
Одна легла наискосок.  

Ы... Какая ты толстушка! 
Твой животик как подушка. 
Чтобы легче ей ходить, 
Палочку пришлось добыть.  

В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!

Бедняжка буква   Ы

Бродит с палочкой ,увы

( А.Шибаев)

Буква Э - как ни взгляни –
Увидишь клещи и клешни. 

Дети прикрепляют карточки с буквами на домики с помощью пластилина или магнита.

Ребята, мы с вами большие молодцы. Мы расселили всех жителей в стране Звуков  по порядку.

- Назовите их , ([a],[o],[у],[э],[ы],[и]).

Здесь полный порядок!!!

Подходим к экрану ИД ( на экране картинка  домики гласных и согласных звуков)

А что же  это…. На  нашем волшебном экране?

Дети называем домик  для гласных звуков

Воспитатель обращает внимание на соседний домик другого цвета  - домик согласных букв

И сообщает, что в этом домике живут другие жители  этой удивительной страны.

Но нам ещё предстоит с ними познакомиться.

Они хотят подружиться с вами,  а зовут их - СОГЛАСНЫЕ

Нам пора прощаться с этой замечательной страной,  мы помогли её жителям (Чем?)

Помогли вернуться гласным звукам в их домик . На память о Стране гласных звуков,  в которой мы побывали я предлагаю взять себе подарок –букву, но сделать её нужно своими руками.

Воспитатель подводит детей к уголку творчества и предлагает детям несколько вариантов: раскрасить цветными карандашами, штриховка буквы, лепка из пластилина, аппликация . Дети самостоятельно выбирают вариант подарка.

Под музыку № Алфавит  выполняют творческое задание.

Ребята, я вижу, вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем, до свидания, до новых встреч.

А продукт деятельности подарить друзьям из параллельной группы.

Под песенку Северная Азбука дети возвращаются в «домой» в группу.

3. Заключительная часть (рефлексия).

Вот мы и приехали. Ребята,  где мы с вами  сегодня  побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными?

Что бы вы хотели узнать  ещё? Что понравилось больше всего? А что было труднее всего?

Будем с вами продолжать путешествовать  в страну не познанных звуков???

Нам с вами ещё предстоит узнать много новых звуков и букв. Чтобы самим научить читать и быть успешными  когда вы пойдёте в школу!!!

Литература.

Е. А. Пожиленко . Волшебный мир звуков и слов.

Пособие для логопедов. ГУМАНИТ. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999г.

Ю .С. Шестопалова. Подготовка  и обучение грамоте старших дошкольников

Санкт-Петербург .ООО издательство ДЕТСВО-ПРЕСС.2012

Л .Е .Кыласова. Ид-3Е. -Волгоград. Учитель.

Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Е .В. Колесникова  «От звука к слову»

Москва. БИНОМ. Лабаратория занятий. 2018г.

Источник : интернет ресурсы. https://bugaga.ru/pozdravlenya/stihi/1146753583-stihi-pro-bukvy-alfavita-ot-a-do-ya.html#ixzz5ZXFnNe5J


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы "Поиск потерявшихся звуков" совместно с с логопедом и музыкальным руководителем.

Данная интегрированная организованная образовательная  деятельность была разработана педагогом- психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем для детей старшей логопедической группы....

ЗАНЯТИЕ От 3 до 6 месяцев. Побуждать ребенка к поиску источника звука.

Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивать голову в сторону звучащего предмета, фиксировать его взглядом. Обогащать его слуховой опыт, знакомить с звучащими предметами....

Непосредственная образовательная деятельность по теме: « В поисках потерянного звука».

Конспект НОД " В посках потерянного звука" для подготовительного к школе возраста, интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественное творчество....

"В поиске осенних звуков" Музыкальное занятие по исследовательской деятельньсти

Музыкальное занятие  по исследовательской деятельности  с применением ИКТ для старшего возраста ...

"В поисках строптивых звуков" 11.04.2019г.

Консультация для родителей поможет Вашим детям дифференцировать звуки -С, -Ш....

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Путешествие в Страну Красивой Речи или поиски пропавшего звука [C]»

Цели:коррекционно - образовательные:автоматизация произношения звука С  в слогах, словах;дифференциация звука по твердости – мягкости;закрепление умения определять наличие заданного звука в...

Квест-игра "В поисках пропавших звуков"

Квестовые игры в коррекционно-образовательном процессе для дошкольников с нарушениями речи – один из интересных приемов, который способствует самообразованию и саморазвитию ребенка – его ф...