«Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики (старшая группа)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ганюченко Людмила Николаевна

   «Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики (старшая группа)

Цели:

- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,

   твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные

   слова (к словам «звезда», «земля»);

- упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

- расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;

- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и

  действия товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

   « Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

                                                       ( Старшая группа)

Цели:

- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,

   твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные

   слова (к словам «звезда», «земля»);

- упражнять в построении графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

- расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях;

- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и

  действия товарищей.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый,

мягкий; слог, модель, солнечная система, планета. Созвездия:  Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Ле6бедь, Медведица.

   Материал:

- демонстрационный: макет Солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два

   больших обруча, два средних, два маленьких; квадраты красного, синего, зеленого цветов, длинная веревка. Карта – схема «Марс»; указка, фишки красного, синего,

   зеленого цветов; аудиозапись «Спей-с»; мяч;

- раздаточный; картинки – схемы « Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.

                                                      Ход занятия

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»;

                                             Есть одна планета – сад

                                             В этом космосе холодном.

                                             Только здесь леса шумят,

                                             Птиц перелетных.

                                             Лишь на ней одной цветут

                                             Ландыши в траве зеленой,

                                             И стрекозы только тут

                                             В речку смотрят удивленно…

                                             Береги свою планету –

                                             Ведь другой, похожей, нет!

Воспитатель:

- Отгадайте, про какую планету здесь говорится?

- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)

- Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! Звучит  музыка «Спей-с».

- Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)

- Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад …)

- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле - бедь, О - рел, Дра - кон, Лев, Пе – гас, Гер – ку- лес,                   Мед – ве – ди – ца.)

   Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет. Название начинаются:  со звука  с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)

- Какие еще планеты вы знаете?

- Определите в названиях первый звук.

- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать. Но для этого надо…что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжить подготовку к школе.

    Физкультурная пауза: 

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И матросский наш отряд

Заниматься спортом рад!

                  Ножки накрест – опускайся

                  И команды дожидайся.

                  И когда скажу: «Вставай!» -

                  Им рукой не помогай.

Ножки вместе, ножки врозь.

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

После нее дети садятся в кружок на ковре.

    Воспитатель: Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?

                                                    Звуки гласные мы знаем,

                                                    Без труда их различаем.

                                                    Нет нигде для них преграды –

                                                    Петь мы эти звуки рады.

 ( Гласные звуки дети обозначают средним кругом с красным квадратиком внутри.)

                 Воспитатель:          Кроме гласных есть другие,

                                                   Вы не знаете, какие? (Согласные.)

                                                   Много трудностей в пути

                                                   Предстоит им всем пройти!

                                                   Им преграды строят губы,

                                                   Щеки, язычок и зубы.

( Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)

  Воспитатель: На какие две группы в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.

Артикуляционная гимнастика:

Очень любит наш роток – улыбаться (улыбка)

А подвижный язычок, работой заниматься

Наш язык лопату сделал, раз и два (лопата)

А потом забор построил - красота! (забор)

Рядом с новеньким забором – желобок, (желоб)

По нему несется воздуха поток, (дуть)

Мясорубку надо сделать не спеша (мясорубка)

Физкультура получилась – хороша!

Далее проводятся игры.

«Буки – Буки – Закорюки»

- Изобразите буквы «Г», «Л», «Ф», «К», «Ч», «Я», «Р», «Х» с помощью рук, ног, туловища.

«Живая модель»

а) Все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг; Мальчики – согласные звуки – другой круг. Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.

Б) Работа за столами:  выбор слова для анализа (разгадка);

                                                  Для звездочета я загадка,

                                                  И начинаюсь я на «М»,

                                                  Но только я не шоколадка,

                                                  Хотя я тоже нравлюсь всем.

                                                                                     (Марс)

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные – за столами.

Составление модели слова; проверка.

«Живые звуки»

Дети – «звуки» составляются в слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Второму кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п.

Далее дети располагаются на ковре.

«Назови пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет парный мягкий и возвращает мяч. И наоборот.

«Что чем (кто кем) может быть?

Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать (пирог, тесто, блин, сухарь  и т.д.).  Или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной  и т.д.).

   

 Подведение итогов занятия: В какие игры мы с вами играли? Какая игра понравилась больше?  Какая показалась трудной? Чему мы учились в играх? Вы все сегодня были молодцы, похвалите  друг друга. Предлагаю взяться за руки и дружно сказать « Мы все молодцы!». Воспитатель  хвалит детей за их активность на занятии и раздает «похвалы»

 в виде разных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Космическое путешествие" развитие речи с элементами логики

Цели: - продолжать развивать умение проводить звуковой анализ  слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», ...

«Космическое путешествие». Музыкально познавательное развлечение для детей старшей группы.

Музыкально познавательное развлечение поможет систематизировать полученные знания о космосе, космических полетах, космонавтах, закрепить названия планет, их последовательность расположения о...

« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

Расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях.Подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»)...

Комплексное НОД по подготовки к обучению грамоте и ФЭМП в старшей группе «Путешествие в лесную школу тетушки совы»

развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.-развивать мелкую моторику, познавательные процессы;-развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, находчивость, ...

Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

laquo; Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики...

"Космическое путешествие" обучение грамоте

Видео - онлайн  занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Программное содержание:закреплять умение образовывать именаприлагательные от имен существительных;закреплять умение детей дел...