Конспект "Космическое путешествие" развитие речи с элементами логики
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Киреева Наталья Олеговна

Цели:

- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ  слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»);

- упражнять в построение графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

- расширять представление о планетах солнечной системы и созвездиях;

- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и действия товарищей.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый, мягкий; слог, модель, солнечная система, планета, созвездия;  Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Лебедь, Пегас, Геркулес, Медведица.

Материал:

- демонстрационный: макет солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два больших обруча, два средних, два маленьких;  квадраты красного, синего, серого, зеленого цветов;  длинная веревка; карта – схема «Марс» ; указка, фишки красного, синего, зеленого цветов; аудиозапись «Спейс»; мяч;

- раздаточный: картинки – схемы «Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.

Ход занятия

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похоже, нету!

Воспитатель:

- Отгадайте, про какую планету здесь говориться?

- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)

- Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! (Звучит музыка «Спейс».)

- Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)

- Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад, звездное…)

- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле-бедь, О-рел, Дра-кон, Лев, Пе-гас, Гер-ку-лес, Мед-ве-ди-ца.)

Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет, название которых начинается:  со звука «вь»; со звука «нь»; с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)

- Какие еще планеты вы знаете?

- Определите в названиях первый звук.

- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать.  Но для этого надо… что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжать подготовку к школе.

Физминутка: «У оленя дом большой …». После нее дети садятся в кружок на ковре.

Воспитатель:  Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Нет нигде для них преграды –

Петь мы эти звуки рады.

(Гласные звуки дети обозначают средним  кругом с красным квадратиком внутри.)

Воспитатель:

Кроме гласных есть другие.

Вы не знаете, какие? (Согласные.)

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти»

Им преграды строят губы,

Щеки, язычок и зубы.

(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)

Воспитатель:  На какие две группы, в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.

Далее проводятся игры.

«Живая модель»

А) все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг.  Мальчики – согласные звуки – другой круг.  Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.

Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка):

Для звездочета я загадка,

И начинаюсь я на «М».

Но только я не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем. (Марс)

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные за столами. Составление модели слова; проверка.

«Живые звуки»

Дети – «звуки» составляются слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Вокруг кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п. Далее дети располагаются на ковре.

«Назови пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет  парный мягкий  и возвращает мяч. И наоборот.

«Что чем (кто кем) может быть?»

Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать(пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.) или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).

Подведение итогов занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmicheskoe_puteshestvie.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами  логики

(старшая группа)

Цели:

- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ  слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»);

- упражнять в построение графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

- расширять представление о планетах солнечной системы и созвездиях;

- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и действия товарищей.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый, мягкий; слог, модель, солнечная система, планета, созвездия;  Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Лебедь, Пегас, Геркулес, Медведица.

Материал:

- демонстрационный: макет солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два больших обруча, два средних, два маленьких;  квадраты красного, синего, серого, зеленого цветов;  длинная веревка; карта – схема «Марс» ; указка, фишки красного, синего, зеленого цветов; аудиозапись «Спейс»; мяч;

- раздаточный: картинки – схемы «Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.

Ход занятия

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похоже, нету!

Воспитатель:

- Отгадайте, про какую планету здесь говориться?

- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)

- Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! (Звучит музыка «Спейс».)

- Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)

- Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад, звездное…)

- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле-бедь, О-рел, Дра-кон, Лев, Пе-гас, Гер-ку-лес, Мед-ве-ди-ца.)

Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет, название которых начинается:  со звука «вь»; со звука «нь»; с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)

- Какие еще планеты вы знаете?

- Определите в названиях первый звук.

- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать.  Но для этого надо… что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжать подготовку к школе.

Физминутка: «У оленя дом большой …». После нее дети садятся в кружок на ковре.

Воспитатель:  Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Нет нигде для них преграды –

Петь мы эти звуки рады.

(Гласные звуки дети обозначают средним  кругом с красным квадратиком внутри.)

Воспитатель:

Кроме гласных есть другие.

Вы не знаете, какие? (Согласные.)

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти»

Им преграды строят губы,

Щеки, язычок и зубы.

(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)

Воспитатель:  На какие две группы, в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.

Далее проводятся игры.

«Живая модель»

А) все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг.  Мальчики – согласные звуки – другой круг.  Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.

Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка):

Для звездочета я загадка,

И начинаюсь я на «М».

Но только я не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем. (Марс)

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные за столами. Составление модели слова; проверка.

«Живые звуки»

Дети – «звуки» составляются слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Вокруг кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п. Далее дети располагаются на ковре.

«Назови пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет  парный мягкий  и возвращает мяч. И наоборот.

«Что чем (кто кем) может быть?»

Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать(пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.) или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по ФЭМП с элементами логики

Программа-разработка по ФЭМП с элементами логики.Разработано перспективное планирование по формированию элемнарных математических представлений с элементами логики для детей среднего и старшего дошкол...

« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

Расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях.Подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»)...

«Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики (старшая группа)

 «Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики (старшая группа)Цели:- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,...

Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

laquo; Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики...

Путешествие в страну Математика. Презентация по ФЭМП с элементами логики для старшей группы

!С презентацией работать в режиме просмотра. Применены эффекты! Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи: Закреплять порядковый счет в пределах 10. Развивать навыки ус...