Разработка по ФЭМП с элементами логики
методическая разработка по математике по теме

Программа-разработка по ФЭМП с элементами логики.

Разработано перспективное планирование по формированию элемнарных математических представлений с элементами логики для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_femp_s_elementami_logiki_1_obedinennyy.docx60.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа-разработка по ФЭМП с элементами логики

Пояснительная записка

Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели
образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие
дошкольников, обеспечивающее к началу школьной жизни такую
ключевую компетенцию, как «умение учиться». Одним из видов
познавательных универсальных учебных действий является логическая
грамотность.

Вопрос о формировании логического мышления, как необходимом
элементе дошкольного образования, поставлен во мно
гих педагогических
исследованиях. Возможность и целесообразность проведения такой
пропедевтической работы с дошкольниками определена и экспериментально
обос
нована в трудах отечественных ученых (Аблова В.С., Венгер Л.А.,
Камалова Т., Кралина М.В., Маланюк Е.П., Медведская В.Н, и др.). Они
показали, что в условиях специально организованного обучения способность
детей к абстрактному мышлению значительно возрастает.

Существует большое количество работ, в которых рассматриваются
вопросы
. Сформирования элементов логического мышления в связи с
усвоением той или иной специфической системы знаний (К.О.Ананченко
,
М.Б. Воловича, М.Е. Драбкиной, Н.Д. Мацько, И.Л.Никольской, Т.А.
Кондрашенковой, А.А. Столяра и др). Особенности формирования
логических приемов мышления у шестилетних детей рассмотрены М.В.
Крапиной. Все выше названные авторы в своих работах указывали на
необходимость специального формирования приемов логического
мышления
, подчеркивая исключительную роль логических знаний и умений
в обучении подрастающего поколения.

Тем не менее, вопросы логической грамотности дошкольников
остаются весьма актуальными и в настоящее время. Многолетние
наблюдения убеждают в том
, что в мышлении старших дошкольников можно
обнаружить недостатки
, сходные с теми, которые наблюдаются у
необученных детей: ориентировка на случайные признаки
, которые в данный
момент являются наиболее
"яркими", нерасчлененность параметров
изучаемых объектов, неумение отвечать на заданный вопрос
, давать
определение какому-нибудь понятию, большая связанность спецификой
предложенного материала, нечувствительность к противоречиям, давление
житейского уровня объяснений над логическим и др.

В современных логопедических и психологических исследованиях
отмечается, ч
то навыки логического мышления при спонтанном их развитии
у большинства детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи и
части дошкольников с нормальным речевым развитием не дости
гают того
уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Этим
умениям и навыкам по мнению практиков (Воробьева В.К., Глухов В.П. и
др.) необходимо обучать специально.

Дети не выделяют существенные признаки и с трудом дифференцируют качества предметов. Работа по решению данной проблемы ведется в 2 направлениях:

         1) Работа над различением детьми признаков предметов: цвет,
форма, размер, толщина, высота, длина, ширина и пространственное
расположение.

          2) Работа по усвоению модели - элемент - имя признака - значение признака.

Таким образом, очевидно, что на современном этапе необходимость
разработки и внедрения Программы, направленной на развитие
логического мышления и универсальных учебных действий детей старшего
дошкольного возраста становится особенно актуальной
.

Под логической подготовкой средних и старших дошкольников мы понимаем формирование у них начальных логических умений, составляющих основу их дальнейшего развития в начальных классах.

Целью данной программы является: Обеспечение познавательного,
речевого и творческого развития детей 4-7 лет посредством логических
заданий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих
задач:

  1. Упорядочивание и систематизация познавательной информации об окружающем.
  2. Увеличение объема памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
  3. Развитие аналитической (выделение существенных признаков и атрибутов предметов и явлений, отгадывание загадок) и символической (кодирование и декодирование информации с помощью базисных знаков) функции мышления, внимания, воображения.
  4. Совершенствование диалогической и монологической речи:
  5. умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной
    информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
  6. Развитие самостоятельности в сборе информации и подготовке мини-докладов.
  7. Формирование чувства удовлетворения от результатов умственной работы.
  8. Обучение детей сотрудничеству друг с другом, умение слушать и слышать ответы товарищей, дополнять их, помогать в случае необходимости.

             Специфика дополнительной программы  выражается в следующем:

  • в постановке развивающих задач и используемых средствах их
    решения;
  • ведущей роли процесса овладения логическими отношениями в интеллектуальном развитии ребенка;
  • занятия данного вида проводятся в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно в этом возрасте у ребенка возникают элементы логического мышления;
  • процесс развития логики будет осуществляться на основе специально  разработанного содержания, предусматривающего необходимый минимум логических знаний и умений, а также последовательность их введения через систему постепенно усложняющихся заданий;
  • методика обучения учитывает возрастные особенности  мышления средних и старших дошкольников и адекватна выделенному содержанию.

Новизна Программы по ФЭМП состоит в том, что в ней определена и обоснована система дидактических условий формирования логического мышления у средних и старших дошкольников; разработано специальное содержание процесса обучения начальным логическим приемам мышления; отобраны соответствующие разработанному содержанию формы, средства и методы обучения; уточнены критерии и методика определения уровня сформированности логического мышления у средних и старших дошкольников.

Практическая значимость Программы заключается в том, что разработана система постепенно усложняющихся заданий, составляющих основу формирования логического мышления старших дошкольников; представлено тематическое планирование с указанием дидактических целей, задач и соответствующих способов их решения.

Базовыми принципами построения программы являются принципы
систематичности и взаимосвязи учебного материала, комплексности,
развития, а также принципы наглядности, доступности и индивидуального
подхода.

Программа по ФЭМП  ориентирована на развитие у детей  умения рассуждать логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе работы педагог заботится о подготовке детей к предстоящему освоению логических моделей деятельности. Ребенок
старшего дошкольного возраста осваивает умственные операц
ии, которые
будут необходимы ему в последующем школьном обучении. В программе  не ставится цель приобретения новых знаний и формирования устойчивых навыков. Речь идет о приобретении и развитии ряда умений.

Познавательные универсальные действия включают обще учебные, логические, действия постановки и решения проблем.

  1. Общеучебные универсальные умения:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной
    цели
    ;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов
    информационного поиска, с помощью разнообразных средств
    :
  • знаково-символические - моделирование - преобразование объекта
    из чувственной формы в модель, где выделены существенные
    характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в
  • зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
    процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
    создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  1. Универсальные логические действия:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
    несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе
    самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы при помощи взрослого;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Форма работы.

Данная программа разработана для повышения логического мышления  у детей 4-7 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся по подгруппам из 10-12 человек 2 раза в неделю, всего 83 занятия длительностью 30-35 мин. Годичный курс обучения делится на 3 периода: сентябрь -ноябрь, декабрь - февраль, март - май.

Критерии отслеживания результативности:

Отслеживание результативности производится за период реализации
программы 3 раза на протяжении учебного года: первая диагностика проводится в начале первого периода, выявляется уровень знаний детей; вторая в конце второго периода, отслеживается освоение образовательных задач данного этапа; третья - в конце третьего периода для определения уровня усвоения задач данной программы:

Средняя группа

(3 диагностических занятия):

  • выявление уровня восприятия свойств предметов и соотнесения их с эталонами;
  • выявление уровня развития восприятия.

Старшая группа

(3 диагностических занятия):

  • выявление уровня произвольности действий по правилу;
  • выявление уровня восприятия свойств предметов и соотнесения их с эталонами;
  • выявление уровня развития восприятия;
  • выявление уровня развития образного мышления: использование условных обозначений при решении пространственных задач;
  • выявление уровня развития логического мышления: действия систематизации.

Подготовительная группа 
(3 диагностических занятия):

  • выявление овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности;
  • выявление степени овладения действиями соотнесения свойств предметов с заданными эталонами;
  • выявление степени овладения моделирующими перцептивными действиями;
  • выявление степени овладения действиями наглядно-образного мышления;
  • выявление уровня сформированности логического мышления.

В качестве диагностического инструментария используются методика
определения готовности к школе прогноз и профилактика проблем обучения
в начальной школе
.

Программное содержание

  1. Свойства, признаки и составные части предметов:

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством.
Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества
предметов, обладающих указанным свойством. Целое и часть. Признаки
предметов и значения признаков. Обобщение по признаку
.
Закономерности в значении признаков у серии предметов.

  1. Действия предметов:

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность
действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в
природе. Порядок действий
, ведущий к заданной цели. Целое действие и его
части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

  1. Элементы логики:

Истинные и ложные высказывания. Отрицания (слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция.

  1. Развитие творческого воображения:

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних
предметов на другие. Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одни
х и тех же свойств предметов.

Модель выпускника.

В результате работы дети могут осуществлять познавательные логические действия:

  • умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
  • операция установления взаимно-однозначного соответствия;
  • умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;
  • переход от эгоцентризма как особой умственной позиции
    (абсолютизации собственной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).
  • выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие
    заданным свойством или несколькими свойствами
    ;
  • разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим
    свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  • формулировать отрицание по аналогии;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить похожее у разных предметов;
  • переносить свойства одного предмета на другие.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. -
    М.: Дрофа
    , 2001.
  2. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. -
    Самара: Дом печати, 1994
    .
  3. Т.В. Большева. Учимся по сказке. Санкт-Петерб.: "Детство-пресс",
    2001
  4. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному
    моделированию / / Дошкольное воспитание - 1982 - NQ 3
  5. М.В. Кралина. Логика. Екатеринбург: "У- Фактория", 1988.
  6. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения,
    задачи, игры, тесты. - Волгоград: Братья Гринины, 1998.
  7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - 
    Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
  9. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» С.-Петербург «Детство - Пресс» 2007 г.
  10. Программа «Ступеньки» курса математики дошкольной подготовки детей 3 – 6 лет «Школа 2000» Москва, 2007 г., Петерсон Л. Г.
  11. А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам». Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. «Школа 2100» Москва, Баласс, 2010 г.
  12. Н. В. Корепанова, С. А. Козлова «Моя математика» для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации для педагогов. Москва, Баласс 2008 г.
  13. «Логика, математика, конструирование и ИЗО» сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие». Ред. О.Г. Жукова, Москва, 2008 г. Изд. Аркти.


Средняя группа

Месяц

№ занятия

Тема

Развивающая задача

Средства решения задач

Материалы

сентябрь

1

«Выявление признаков предметов. Сказка «Страна геометрических фигур» (круги, квадраты)».

Познакомить детей с логическими фигурами (цвет, форма, величина у круга и квадрата). Учить подбирать фигуры с заданным признаком и выделять из группы фигур подгруппу с заданным признаком. Развивать память и внимание(использовать блоки Дьенеша)

Мотивация занятия, рассказывания сказки о фигурах, показ и рассматривание фигур, обследование фигур детьми, модели - схемы сериационного ряда и работа с ними.

Кукла – сказочница, квадраты разного размера (большой, маленький) и разных цветов (синий, красный, желтый); круги разного размера(большой маленький) разных цветов (синий, красный, желтый), игрушки мишка и зайка, модели, схемы.

2

«Выявление признаков предметов. Сказка «Страна геометрических фигур» (треугольники, прямоугольники)».

Познакомить детей с логическими фигурами (цвет, форма, величина у треугольника и прямоугольника). Учить сравнивать фигуры с заданным признаком и выделять из группы фигур подгруппу с заданным признаком. Развивать память и внимание.

Мотивация занятия, рассказывания сказки о фигурах, показ и рассматривание фигур, обследование фигур детьми, работа с моделями – схемами сериационного ряда.

Кукла – сказочница, треугольники разного размера (большой, маленький) и разных цветов (синий, красный, желтый); прямоугольники разного размера (большой маленький) разных цветов (синий, красный, желтый), игрушки лисичка и волк, модели, схемы.

3

«Волшебные палочки», «Лесенка».

Формировать умение сравнивать палочки Х. Кюизенера по длине, с помощью непосредственного наложения. Учить упорядочивать предметы по признаку длины. Закреплять пространственное расположение предметов (слева, справа, посередине). Поддерживать познавательный интерес. Использовать в речи слова: длиннее, короче.

Мотивация занятия, показ и объяснение способа действия, модель схема лесенки.

Картинка  изображение домика, пять палочек разной длины, игрушка кошка, котята, кукла клоун.

октябрь

4

«Разноцветные заборы для животных зоопарка».

Закреплять основные цвета спектра и их оттенки. Учить отбирать палочки Х. Кюизенера нужного цвета и размера, и распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образца. Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте. Развивать зрительный глазомер.

Мотивация занятия, рассматривание схемы модели заборов, показ и объяснение способа действия.

Животные: медведь, слон, тигр, лиса, заяц, ёжик. Набор палочек разной длины, модели – схемы заборов разной длины и высоты.

5

«Найди подарок для Мальвины».

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форма, размер); обозначать словом отсутствие кого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный  и т. д.). Расширять словарный запас. Закреплять пространственные представления.

Мотивация занятия. Игровая задача: выбрать подарок для Мальвины; словесное указание: «Назови два свойства предмета (цвет – форму, форму – размер, размер – цвет) и назови его (подарок – фигуру)».

Куклы Буратино и Мальвина, логические фигуры Дьенеша.

6

«Цепочка».

Продолжать учить выделять предметы по заданному признаку. Формировать умение выявлять и продолжать закономерность. Развивать внимание, сообразительность. Выделять в окружающей обстановке предметы, одинаковые по форме.

Мотивация занятия. Игровая задача: выложить цепочку для собачки. Словесное указание: «Фигуры друг за другом так, что бы каждая последующая отличалась от предыдущей  всего одним признаком (цветом, формой, размером).

Игрушка собачка, логические фигуры Дьенеша одного размера, но разные по форме и цвету.

ноябрь

7

«Разные коврики».

Учить (строить), составлять ковер из палочек коротких маленький коврик, так чтобы каждая полоса состояла из палочек одного цвета. Палочек длинных - большой коврик, тем же способом. Учить сопоставлять два квадрата по размеру, помочь детям освоить понятие больше, меньше. Развивать зрительный глазомер.

Мотивация занятия, показ и рассматривание моделей – схем ковриков, словесное указание для составления ковриков.

Игрушки кошка котенок, набор коротких и длинных полосок Х. Кюизенера, модель – схема большого и маленького ковриков.

8

«Строим и моделируем прямоугольник»

Закреплять представление о прямоугольнике. Учить самостоятельно составлять прямоугольник из полосочек – палочек Х. Кюизенера одного размера, разными способами. Развивать внимание и сообразительность.

Мотивация занятия. Игровая задача: построй коврик для собачки. Показ и объяснение способа действия с палочками (составить коврик можно из палочек вертикально, горизонтально).

Игрушка собачка, набор палочек одного размера.

9

«Дорожки для поросят»

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер. Учить сравнивать предметы по заданным признакам (фигуры одинаковой формы, но разного цвета. фигуры одного цвета, но разны по размеру и т. д.). Расширять словарный запас. Развивать внимание, память.

Мотивация занятия. Словесные указания: «Построить дорожки, ориентируясь на два свойства фигур». Если дети не справляются, то составление дорожек идет с использованием одного признака фигур.

Картинки с изображением трех разных домиков, три поросенка, логические фигуры Дьенеша.

декабрь

10

«Построй дорогу».

Приучать следовать определенным правилам при решении практических задач. Закреплять умение выделять свойства в предметах , абстрагировать эти свойства от других, самостоятельно составлять последовательность простейших действий. Закрепить правила дорожного движения.

Мотивация занятия. Рассматривание таблиц – схем, в которых стрелочки показывают, какой за каким по цвету блок – фигура должен идти.

Мелкие игрушки человечки машинки, логические фигуры Дьенеша, таблицы – схемы с правилами построения дорог.

11

«Построим Матрешке домик»

Закрепить у детей представление о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная) и длине (самая длинная, короче, самая короткая). Упражнять в счете  пределах пяти. Упражнять в ориентировке в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, посередине) и называний цвета палочек (оранжевая, белая, фиолетовая).

Мотивация занятия, показ и объяснение последовательность действий, словесное указание, алгоритм строительства домика.

Набор цветных палочек и по одной матрешке на каждого ребенка (палочки Х. Кюизенера)

12

«Лесенка широкая и узкая»

Закреплять умение сравнивать полосочки – палочки Х. Кюизенера по длине. Упражнять в умении самостоятельно строить узкую лесенку, путем подставления второго ряда полочек. Закреплять представления о величине (широкая, шире, узкая, уже). Развивать зрительный глазомер, внимание, память, активизировать речь.

Мотивация занятия. Игровая задача: построить широкую лесенку для мишки, узкую - для зайки. Словесные указания последовательности действий.

Игрушки: мишка, зайка, набор палочек Х. Кюизенера.

январь

13

«Найди пару»

Учить самостоятельно, анализировать и сравнивать предметы с выделенными свойствами и признаками. Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Развивать внимание, память и сообразительность.

Игровая задача: Помогите мальчикам – зайчикам найти сестру. Ведущий называет чем похоже братья и сёстры между собой «цветом, формой, величиной».

Зайчата – игрушки, логические фигуры Дьенеша, фигурки – зайчата – мальчики у ведущего, фигурки – зайчата – девочки у игроков.

14

«Домино»

Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, и называть их. Абстрагировать и удерживать в памяти одно или два свойства. Учить сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать память, мышление, сообразительность, внимание.

Правила игры: фигуры делятся поровну между игроками; Прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета

Логические фигуры Дьенеша.

15

«Рисуем цветными палочками»

Учить самостоятельно подбирать палочки по размеру. Развивать художественные способности у детей (умение воплощать свой замысел в рисунки, выбирать средства, необходимые для этого). Распределять палочки Х. Кюизенера в пространстве с целью получения нужного образца. Развивать зрительный глазомер, воображение.

Мотивация занятия, показ и рассматривания модели – схемы предметов простой формы, выполнение задания по словесному указанию или инструкции взрослого.

Набор палочек Х. Кюизенера, модели – схемы предметы простой формы.

февраль

16

«Рамочки»

Учить сравнивать полоски по длине (две длинных, две коротких). Самостоятельно подбирать их по размеру, для составления рамки для аппликации или фото. Учить понимать словесные указания взрослого при распределении палочек Х. Кюизенера в пространстве с целью получения нужного образа (выше, ниже, слева, справа).

Игровая задача: «Кукла Катя захотела повесить фотографии на стену, а красивых рамочек нет. Поможем кукле составить рамочки. Выполнять задание по словесному указанию взрослого».

Кукла Катя, набор палочек Х. Кюизенера, рисунки – аппликации или фото для рамочек.

17

«Необычные фигуры»

Развивать способности к анализу и абстрагированию. Учить работать с картами – схемами. Развивать умения следовать правилам при выполнении цепочки действий. Развивать творческое мышление, воображение.

Игровая задача: «В городе фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигуркам превратится в необычные сложные. Правила таких превращений записаны в картах схемах (для каждой фигурки есть свое правило). Показ и объяснение способа действия по катре – схеме. Словесные указания  при выполнении цепочки действий»

Игрушка Незнайка, набор логических фигур Дьенеша,  карты – схемы сложных фигур, состоящих из простых геометрических фигур.

18

«Засели домики»

Развивать у детей умение классифицировать и обобщать предметы по одному из заданных свойств ( величины, цвета, формы). Закреплять пространственные представления (слева, справа, посередине). Развивать творческое мышление, воображение.

Мотивация занятий, игровая задача: «Поможем Незнайке поселить фигуры в свои домики, показ и объяснение способа действия, словесные указания для выполнения задания»

Игрушка Незнайка, набор логических фигур Дьенеша,  карты – схемы фигур (карта – схема величины, карта – схема цвета, карта – схема геометрических фигур).

март

19

«Цвет и число».

Познакомить детей с числовым и цветовым значением полосочек, начиная с самой короткой. Учить подбирать полосочки нужного цвета и числа. Подвести детей к выводу, что у полосочки каждого цвета есть свое число. Развивать память, зрительный глазомер.

На примере построения лестницы (вертикально ставить кубики). Словесное указание взрослого, показ и объяснение на основе модели – схемы лестницы из кубиков, из скольких квадратиков состоит каждая полосочка (количество кубиков соответствует числу и цвету).

Игрушка – мальчик, полосочки – палочки  Х. Кюизенера ( пять полосочек разной величины), схема – модель лестницы из кубиков.

20

«Цветовая последовательность»

Учить решать логические задачи на основе зрительно – воспринимаемой информации. Учить понимать словесную задачу (поставь белую полосочку между синей и красной). Закреплять эталоны цвета и его оттенков. Развивать пространственные представления (слева, справа, между, вверху, внизу).

Игровая задача: «Поможем кукле Тане выполнить задание – решить задачку. Показ и объяснение взрослого, словесная инструкция.»

Кукла Таня, полосочки – палочки Х. Кюизенера (пять палочек разной величины).

21

«Поставь машину в гараж»

Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по заданным педагогом одному – двум свойствам. Учить ориентироваться на плоскости, листе бумаги. Развивать воображение, мышление, память.

Игровая задача: «Поможем водителям поставить машины в гараж, рассматривание таблиц – схем. Показ и объяснение способа действий». Правила нужно оставить машину в вой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина.

Логические фигуры Дьенеша, Таблицы – схемы с изображением дорожек и гаражей.

апрель

22

«У кого в гостях Винни – Пух и Пяточек»

Развивать способности анализировать таблицу – схему, обобщать предметы о цвету, форме, величине. Закреплять пространственное расположение предметов (слева, справа, посередине, верхний, нижний, средний). Расширять словарный запас.

Мотивация задания. Показ и рассматривание таблиц – схем. Словесные указания: «Сравните фигуры верхнем и среднем ряду, чем ряды похожи, определить какой фигуры недостает»

Игрушки медвежонок и поросенок, карточки с таблицами – схемами (9 клеточек – одна пустая), логические фигуры Дьенеша.

23

«Магазин»

Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов по одному из заданных признаков. Закреплять сенсорные эталоны и находить их на карточках – таблицах. Развивать умение рассуждать и аргументировать свой ответ (почему ты купил этот предмет).

Игровая задача: «В магазине большой выбор игрушек. У ребенка логические фигуры «деньги», на нее можно купить одну игрушку» Правила: можно купить игрушку, в которой есть одно свойство логической фигуры «деньги». Словесные указания действий.

Кукла Катя, товар (карточки с изображением предметов, состоящих из логических фигур Дьенеша), логические фигуры.

Диагностика №1

«Логические фигуры Дьенеша»

Ознакомление детей с эталонами форм, умение действовать с эталонами при обучении. Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения. Развивать способности к логическим операциям.

Дети самостоятельно выполняют задания. Педагог выступает наблюдателем.

Логические фигуры Дьенеша.

Диагностика №2

«Логические палочки

Х. Кюизенера»

Ознакомление с палочками, которые входят в состав комплекта, соотнесение палочек по размеру. Закреплять эталоны цвета, учить группировать палочки по разным признакам (цвету, размеру, цвету – размеру), сооружение из них построек. Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения

Дети самостоятельно выполняют задания. Педагог выступает наблюдателем.

Логические палочки Х. Кюизенера.

Старшая группа

Месяц

№ занятия

Тема

Развивающая задача

Средства решения задач

Материалы

сентябрь

1

Выявление и абстрагирование свойств предметов

Учить преобразовывать геометрические фигуры, используя блоки Дьенеша. «Найди клад»: «Кто в домике живет?» Знакомство с сериационными отношениями; освоение действия сравнения двух рядов объектов,

выстроенных по принципу систематического нарастания признака поддерживать познавательный интерес; способствовать воспитанию заботливого отношения к животным.

Модель сериационного ряда  (5 квадратов разной величины)

8 квадратных логических блоков, круги  из бумаги (клады), карточки со знаками  цвета, формы, размера, толщины. Карточки с изображениями всех видов животных; «пруд», «поляна»; 5 «домиков» разной величины; игрушки: слон, бегемот, волк, заяц, белка; по 5 карточек с изображениями зверей на каждого ребенка 

2

Выявление и абстрагирование свойств предметов

Овладение действием построения из заместителей сериационного ряда величин; освоение действий по использованию сериационного ряда в качестве модели сериационных отношений между наглядно

представленными объектами

Модель сериационного ряда (7 полосок

разной величины)

7 полосок разной длины; карточки с изображениями самолета, автобуса,

легковой машины, поезда, грузовой

машины, парохода, лодки.

3

«На вкус и цвет товарищей нет»

Овладение действием построения из заместителей сериационного ряда величин; освоение действий по использованию сериационного ряда в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными объектами. Воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение сверстников.

Модель сериационного ряда (5 кружков
разной величины)

По 5 карточек с изображением разных по
яркости бабочек; по 5 кружков разной
величины
; лист с условными
обозначениями
: лес, поляна с цветами,
елочка

4

Диагностика №1                             

Использование сериационного ряда как модели сериационных отношений между понятиями.

Модель сериационного ряда

На каждого ребенка лист бумаги,
разделенный на 5 столбцов; в верхней  части столбца круг определенного размера. Набор карточек с картинками.: заварной  чайник, тарелки, кружка, окно, цветок в горшке.

октябрь

5

Освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами (последовательный диктант). Развивать внимание

5 карточек с изображениями личиков разных детей; мел, доска.

 

6

«Букет для Таниной мамы».

Освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту цветов, умение отображать чувства в рисунках.

Модель сериационного ряда (5 кружков разной величины)

5 кружков разной величины; карточки с изображениями цветов: роз, гвоздик, тюльпанов, ромашек, нарциссов; бумага, цветные карандаши.

7

«Конкурс пение птиц»

Освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Модель сериационного ряда (5 кружков разной величины)                          

                                           

5 разноцветных силуэтов птиц, по 5 полосок разной длины, цветные карандаши: синий, желтый, коричневый, зеленый. красный

8

Освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами(последовательный диктант). Развивать внимание.

Модель сериационного ряда

5 карточек с изображениями личиков разных детей; мел, доска.

 

ноябрь

9

Диагностика №2

Освоение родовых отношений

Часть 1. Освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами (последовательный диктант). Развивать внимание.

Часть 2. Игра «Кто назовет больше?» Знакомство детей с классификационными отношениями между понятиями, выявление умений устанавливать родовидовые отношения. 

Модель в форме сериационного ряда(черточки разной длины).

Модель сериационного ряда

4 схематичных изображений человека, мел, лист бумаги, карандаш на каждого ребенка.

Мяч, фишки для поощрения детей.

10

Загадки веселых человечков

Часть 1. Освоение действий по построению  и использованию  модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Развивать внимание.

Часть 2. «Отгадай, что лишнее». Ознакомление с классификационными отношениями между понятиями, определение содержания понятий.

Модель в форме кругов Эйлера. Модель сериационного ряда.

5 карточек с изображениями личиков разных детей; мел, доска.

6 карточек с изображением посуды, одна карточка с изображением животного, 2 обруча

11

Загадки от куклы Тани

Освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Часть 2. Ознакомление с классификационными отношениями между понятиями;

определение содержания понятий.

Закрепление знания о ягодах родного края. (Растительный мир региона.)

Модель в форме кругов Эйлера

Карандаши пяти цветов; лист бумаги; кукла

12

Загадки от Знайки.

Часть 1. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.

Часть 2. Ознакомление с классификационными отношениями между понятиями, определение
содержания понятий.

Модель сериационного ряда.
Круги Эйлера

 

Растительный и животный мир
региона.  «Альбом о нашем крае»

декабрь

13

Диагностика №3

Часть1.Учетсериационныхотношений между понятиями.

Часть 2. Ознакомление с графическим отображением  классификационных отношений, сравнение понятий по их объемам.

Модель в форме кругов Эйлера

Животные региона.

14

«Загадки от зверюшек».

Часть 1. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.

Часть 2. «Наведем порядок в магазине». Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями; сравнение понятий по
объемам.

 

Круги Эйлера

 

15

«Всему свое место».

Часть 1. Освоение действий ориентировки в
сериационных отношениях между понятиями
.
Часть 2. Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями

Сериационный ряд
Круги Эйлера

Карточки с изображениями шубы, зимнего пальто, теплой куртки, по 3
карточки с изображениями игрушек
,
одежды, животных; карандаш, лист
бумаги

16

«Магазин одежды».

Освоение графического построения модели
классификационных отношений между понятиями
;
сравнение понятий по объемам, дополнение родового
понятия видовыми

Модель в форме кругов Эйлера

По 4 карточки с изображениями зимней летней одежды. Эмблемы продавцов

январь

17

Освоение действия наглядного моделирования
классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

Карточки с изображениями: ласточки,
голубя, вороны, жука, муравья, осы,
курицы, мьппи

18

Освоение действия наглядного моделирования
классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

 

Условные обозначения понятий «дети»,
«девочки», «мальчики»; карточки с
изображениями девочек и малъчиков
,
куклы, солдатика

19

«Поможем девочке Кате».

Освоение графического построения модели. Круги Эйлера , классификационных отношений между понятиями, сравнение понятий по объемам. Закрепление знаний и воспитание любви к родному краю

Круги Эйлера

Карточки с изображениями животных
региона (3
-4), насекомых; по 6 карточек
с изображениями птиц
, рыб, зверей; лист  бумаги, карандаш, фломастер

20

Овладение действием наглядного моделирования
классификационных отношений между понятиями

Модель в форме кругов Эйлера

 

4 карточки с изображениями рыб, зверей, насекомых и их условными
обозначениями
; игрушки: автобус, лиса,
пингвин, кукла Незнайка

февраль

21

«Что где растет?»

Овладение действием наглядного моделирования

классификационных отношений между понятиями.

Воспитание интереса к наблюдению за растениями.

(Растительный мир региона.)

Карточки с изображениями луговых и

садовых цветов: одуванчика, клевера,

лютика, астры, ромашки, гвоздики

22

«Угощение для гостей».

Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

 

Карточки с изображениями различных

кондитерских изделий; фишки

23

 

Овладение действием наглядного моделирования

классификационных отношений между понятиями;

овладение классификацией понятий по разным

основаниям; ознакомление с условными обозначениями понятий

Модель в форме кругов Эйлера

 

Карточки с изображениями домашних

животных и животных, живущих в

жарких странах и в лесах региона;

карточки с условными обозначениями

24

 

Овладение действием наглядного моделирования

классификационных отношений между понятиями трех уровней обобщенности; использование условных

обозначений понятий

Круги Эйлера

Карточки с условными обозначениями

понятия «животные»: домашние

животные, дикие животные; домашние

животные наших мест, южных стран;

дикие животные наших мест, жарких

стран

март

25

Овладение действием наглядного моделирования

классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

Карточки с изображениями бабушки,

дедушки, женщины, мужчины, девочки,

мальчика (по 2)

26

«Экскурсия в картинную галерею».

Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

 

Рисунки (по 4), выполненные красками,

карандашами (разноцветные,

одноцветные)

27

Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

Карточки с изображениями авто6уса,

трамвая, грузового автомобиля, товарного поезда, теплохода, сухогруза, самолета; лист бумаги, карандаш

28

Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

Карточки с изображениями самолета, вертолета, парохода, катера, грузовика, троллейбуса, автобуса

апрель

29

Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями, Животный мир региона.

Круги Эйлера

Карточки с изображениями оленя, медведя, диких и домашних птиц, водоплавающих и неводоплавающих

30

Освоение действий по использованию модели классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

 

Карточки с изображениями чашки, чайника, стакана, блюдца

31

Соревнование «Кто больше?»

Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями

Круги Эйлера

Модель в виде кругов и фишки

32

Диагностика №4

Построение модели классификационных отношений между понятиями. Растительный мир региона.

Сериационный ряд, круги Эйлера

 

По 4 карточки с изображениями хвойных и лиственных деревьев, кустарников; карточки с их условными обозначениями; лист бумаги, простой и цветные карандаши

33

«Ступеньки к знаниям»

Освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Освоение действий по использованию модели классификационных отношений между понятиями

Силуэты птиц; сигнальные разноцветные кружки-значки, картинки с изображениями животных водоема, диких животных, макет водоема, прозрачная миска с водой, стакан, паук, лист бумаги и карандаш на каждого ребенка

Подготовительная группа

Месяц

№ занятия

Тема

Развивающая задача

Средства решения задач

Материалы

сентябрь

1

«Чудо-дерево»

Выявление умения детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями;  ознакомление с графическим обозначением  классификационных отношений с помощью классификационного древа.

Круги Эйлера. Модель классификационного

древа

Карточки с изображением посуды; карточки с условными обозначениями посуды; мяч, мел, доска. Предварительная работа: чтение стихотворения К. Чуковского
«Чудо-дерево»

2

«Что где растет?»

Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного

древа; развитие представлений о содержании понятий: овощи, фрукты, сад, огород.  

Круги Эйлера. Модель классификационного

древа

Карточки с изображением моркови, помидоров, репы, яблок, груш,, лимона, апельсина; модель классификационного

древа

3

«Поход в лес».

Освоение действия построения простейшей модели отношений между понятиями в форме классификационного древа; воспитание любви к родному краю, закрепление знаний о нем. (Цветы и ягоды региона.)

Модель классификационного древа

Карточки с условными обозначениями цветов; карточки с изображениями одуванчика, мать-и-мачехи, клевера, черники; лист бумаги, карандаш

 

октябрь

4

«Что мы знаем о нашем крае».

Часть 1. Освоение действия построения         простейшей модели        отношений  между понятиями в форме классификационного древа. Воспитание любви к родному краю, закрепление знаний о нем. (Деревья и цветы родного края.)

Часть 2. Освоение действий по использованию модели классификационных отношений между понятиями; развитие внимания, умение слушать ответы сверстников 

Модель классификационного древа Модель классификационного древа

По 3 карточки с изображениями конкретных видов деревьев: ели, тополя,  осины, березы, сосны, рябины; лист бумаги карандаш.

 Модель классификационного древа; родовые понятия: игрушки, мебель, документы.

5

«Поможем куклам».

Часть 1. Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; закрепление представлений о содержании понятий.

Часть 2. Выявление умения подбирать родовое

понятие к видовому и достраивать ряд видовых

понятий. Воспитание познавательного интереса к природе; закрепление знаний о птицах региона 

Словесная игра. Модель классификационного древа

Карточки с изображением карандаша, ручки;  цветка «Анютины глазки»; условное обозначение понятия «цветы»; 2 куклы, мяч.

6

Диагностика №1

Овладение структурой классификационного древа. (Животный мир региона)

Классификационное древо

Карточки с изображением грибы. ягоды, капусты и условными обозначениями овощей

ноябрь

7

Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений;

представлений о содержании понятий

По 3 карточки с изображениями птиц,
зверей, насекомых; карточки с условными обозначениями животных, птиц, зверей, насекомых; карточка с изображением кита

8

«Напишем Незнайке, что мы знаем о нашем крае».

Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного древа; закрепление представлений о содержании понятий.

Воспитание любви к родному краю. (Животный мир региона.)

Классификационное древо

Условные обозначения рыб, насекомых,
птиц, зверей, животных; карточки с
изображениями рыб, насекомых, птиц,
зверей региона; картинка автобуса;
игрушечный утенок, кукла Незнайка; лист бумаги, карандаш

9

«Отгадай -ка!».

 Часть 1. Освоение действий по использованию  содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории.

Часть 2. «Кто больше?»  Освоение действий по использованию наглядной модели.

Классификационное древо

Карточки с изображением рыб, насекомых, птиц, зверей региона; картинки с изображением бабочки «поликсены»

Фишки, модель

декабрь

10

«Поможем маме».

Часть 1. Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений.

Часть 2. Закрепление представления о содержании  понятия «молочник»

Классификационное древо

2 карточки с изображениями предметов
кухонной и чайной посуды, кукла Незнайка; картинка с изображением
молочника

 

11

Диагностика №1

Выделение понятийных групп на разнородном материале

Классификационное древо

На каждого ребенка картинки с
изображениями различных объектов для
классификации и карточки с условными их обозначениями
: фрукты и овощи, растения; одежда летняя и зимняя

12

«Экскурсия в зоопарк».

Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений;

 развитие представлений о содержании понятий. (Животный мир региона.)

Модель классификационного древа

Карточки с изображениями собаки, кошки, лошади, оленя, лося, песца, тигра, моржа, льва, медведя, волка; карточки с условными обозначениями домашних животных, диких зверей южных мест и региона (плотоядных и травоядных); лист бумаги, карандаш

январь

13

Часть 1. «Угадай- ка!». Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории.

Часть 2. «Собери букет». Освоение действий самостоятельного построения графической модели в форме древа. (Растительный мир региона).

Классификационное древо

Кукла Незнайка, игрушки: пингвин; платок
Карточки с изображениями одуванчика,
клевера
, купальницы, Иван-чая, барабана и условные обозначения цветов; лист бумаги, карандаш

14

Освоение действий по построению и использованию графической  модели классификационных отношений; развитие  представлений о содержании понятий

Классификационное древо

Карточки с изображениями женщины, бабушки. девочки, мужчины, дедушки, мальчика, куклы; игрушечный солдатик;
карточки с условными обозначениями
человека
: женщины, мужчины, девочки,
мальчика. 

15

Что где растет?».

Часть 1. Освоение действий по построению и

        использованию графической модели

        классификационных отношений; развитие

представлений о содержании понятий.

Часть 2. Освоение действий по достраиванию
графической модели классификационных
отношений на основе представлений о содержании
понятий

Классификационное древо

Картинки с изображениями цветов;
карточки с условными обозначениями
полевых и садовых цветов
; лист бумаги,
простой и цветной карандаши

Карточка с изображением герани

февраль

16

Диагностика №3

 Отображение отношений между понятиями

Дети самостоятельно строят модель

Карточки с изображениями гуся, утки,
строят курицы
, индюка; листы бумаги, карандаши; карточки с буквами А, Н, К, И, У, Г; лист с изображением модели

17

«Карта лесника».

Часть 1. Освоение действий по использованию
графической модели классификационных
отношений. (Деревья региона.)

Часть 2. Освоение действий по использованию
наглядной модели

Карточки с условными обозначениями
хвойных деревьев; карточки с изображениями ели, сосны, березы

Модели

18

Часть 1. «Отгадай, что мы задумали». Освоение
действий по выделению признака-основания
классификации.

Часть 2. «Продолжи ряд».
Выявление умения подбирать родовое понятие к
видовому и достраивать ряд видовых понятий

Набор картинок, которые можно
классифицировать по разным основаниям (животные
, одежда, обувь, виды транспорта); мяч

март

19

Часть 1. «Реклама магазина «Одежда».

Освоение действий самостоятельного
построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант
; развитие внимания. Построение классификационного древа

Часть 2. «Отгадай-ка!». Освоение действий по
использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории
 

Построение  детьми классификационного древа

Модель с буквенными обозначениями понятий; лист бумаги, простой и цветной карандаши

Карточки с изображениями дивана, cтoла, свиристели, ласточки, пианино, скрипки, шубы, брюк

 

20

Часть 1. «Реклама магазина «Обувь».

Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под прямой диктант; развитие внимания.

Часть 2. Игра «Трибуна».

Освоение действий по использованию

содержательных признаков понятия для включения новых понятий в категории; обогащение словаря детей: слова «туесок», «котомка»

Построение  детьми классификационного древа

Лист бумаги и простой карандаш

Чтение отрывка текста со словами
«туесок», «котомка»

21

«Построй модель и докажи, что ты прав».

Часть 1. Освоение действий по самостоятельному построению графической модели в форме
классификационного древа
. Формирование умения
грамматически правильно выражать свои мысли.

Часть2. Освоение действий по использованию графической
модели в форме классификационного древа

Построение  детьми классификационного древа

Лист бумаги, простой карандаш; модель; мяч, прыгалки, бадминтон, шашки, лото.

Модели, фишки

апрель

22

Часть1.  «На чем удобнее путешествовать». Освоение действий по самостоятельному         построению графической модели в форме классификационного

древа под диктант ( «вразбивку»).

Часть 2. Игра «Трибуна». Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия
для включения новых понятий в категории. Воспитание умения отстаивать и доказывать свою точку зрения; развитие речи

Классификационное  древо

Карточки с изображениями самолета, вертолета, катера; карточки с условными обозначениями транспорта (водного и воздушного); лист бумаги, карандаш на каждого ребенка Рассказ о дне рождения 

23

Игра «Угадай-ка!»

Освоение действий по         использованию содержательных признаков понятия для включения новых понятий к категории

Классификационное  древо

Карточки с изображениями видов
воздушного и водного транспорта: лодка
, катер, самолет, вертолет; животных и насекомых: лебедь, гусь, курица, стрекоза, муравей; игрушки: машинка, уточка.

24

Диагностика № 4

Умение использовать знание существенных признаков понятий для выяснения, относится ли объект к данному понятию

Дети угадывают вид животного с помощью вопросов

4 карточки с изображениями неизвестных для детей: рыбы «тунец», птицы «эму», животного «гиена»  

25

Интеллектуальная игра «Позвони Кузе»

Освоение действий по построению и использованию модели в форме классификационного древа. Закрепление навыков классификации чисел при сравнении с заданным числом с помощью логического древа. Формирование представлений о составе числа из двух меньших чисел. Совершенствование навыков
чтения
. Закрепление знаний о цветах и животном
мире родного края
. Развитие умения логически
мыслить, смекалки, выдержки. (Растительный и
животный мир родного края.)

Классификационное  древо

«Телевизор» (портрет Кузи); мольберт;
указка
; ребус на ватмане; «карта пещерных ходов»; картинки с изображениями цветов: одуванчика, мать-и-мачехи, купальницы,
Иван-чая
, клевера, розы, гвоздики; модель классификационного древа; фишки двух цветов (по 7 шт.) на каждого ребенка; лист бумаги, карандаш на каждого ребенка; телеграммы «от Кузи» на каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Космическое путешествие" развитие речи с элементами логики

Цели: - продолжать развивать умение проводить звуковой анализ  слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», ...

« Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики

Расширять представления о планетах солнечной системы и созвездиях.Подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»)...

«Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики (старшая группа)

 «Космическое путешествие» - обучение грамоте с элементами логики (старшая группа)Цели:- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные,...

Методическая разработка сценария непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «ФЭМП с элементами художественно-эстетического развития» для детей старшего дошкольного возраста

Название «Пешеходный переход в городе  малышей»Цель:Познакомить с цифрой 9, показать образование числа 9 на основе  сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8...

Путешествие в страну Математика. Презентация по ФЭМП с элементами логики для старшей группы

!С презентацией работать в режиме просмотра. Применены эффекты! Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи: Закреплять порядковый счет в пределах 10. Развивать навыки ус...