Дидактические игры для закрепления навыка слогового чтения
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Тимофеичева Ирина Вячеславовна

Как сделать процесс обучения чтению разнообразным и интересным? Для тех, кто работает с дошкольниками, этот вопрос особенно актуален. Далеко не все дети 5-6 лет способны длительно выполнять, пусть даже самые интересные, задания в учебных тетрадях. Не каждого ребёнка можно заинтересовать чтением букваря, т.к. это процесс индивидуальный и для большинства дошкольников достаточно утомительный. Работа в группе осложняется ещё и тем, что дети только начинают учиться соотносить свой темп деятельности с остальными ребятами. Игра - самый универсальный из всех видов деятельности. Она позволяет мотивировать детей, длительно поддерживать интерес к деятельности. Предлагаем вам игры, способствующие поддержанию интереса к чтению. Их можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы в небольшой группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра для развития навыков слогового чтения

«Волшебные картинки».

Вид игры: составление разрезной картинки.

Описание игры:

На расчерченном игровом поле написаны слова, в каждой «клетке» часть слова. Картинка разделена на такое же количество частей, в которых те же части слов. Дети читают часть слова и кладут её на соответствующую «клетку» на игровом поле. В конце игры карточки переворачиваются, и получается целое изображение. Для того чтобы картинка правильно сложилась, части слова на ней пишем в зеркальном отображении:

Игровое поле

РО

ЗА

РУ

КА

МЫ

ЛО

НО

РА

МУ

ХА

ЛА

ПА

ЛУ

НА

ПУ

МА

Разрезная картинка

КА

РУ

ЗА

РО

РА

НО

ЛО

МЫ

ПА

ЛА

ХА

МУ

МА

ПУ

НА

ЛУ

Для того чтобы дети выделяли целые слова на игровом поле, можно выделить их цветом (либо буквы, либо поле).

Для того чтобы дети правильно расположили карточки для чтения, на каждой рисуем «пол» (выделяем нижнюю часть карточки).

Цель: поддержание интереса к чтению

Задачи:

Задачи формулируются в зависимости от этапов обучения и дополнительных целей занятия (развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков). В соответствии с этим подбираются наборы слогов и слов.

Например:

1. Закреплять навык чтения открытых слогов (тв.согл. + гл.)

2. Упражнять в умении читать слова из двух слогов.

3. Способствовать развитию слухового и зрительного внимания.

4. Развивать умение работать в группе, соблюдать очередность.

Примерный набор слов:

Роза, рука, мыло, муха, нора, луна, лапа, пума

Материал: игровое поле со словами, разрезанная картинка со слогами.

Ход игры:

I этап «Я знаю…»

Карточки (разрезанная картинка) хаотично лежат на столе буквами вверх. Дети по очереди берут любую карточку, читают часть слова и говорят: «Я знаю…(РУ)». Действуем так до тех пор, пока карточки не закончатся.

II этап с игровым полем

В центре стола располагается игровое поле. Работаем с каждым словом по отдельности.

Педагог:

- У кого есть МУ?

Ребенок:

- У меня МУ! (кладём карточку на игровое поле)

- У кого есть ХА?

- У меня ХА! (кладём карточку на игровое поле)

Читаем вместе:

- МУ-ХА, получилось слово МУ-ХА.

Когда все игровое поле будет заполнено, переворачиваем карточки. Получилась целая картинка.

Варианты игры:

1. Отдельные слоги (открытые, обратные, закрытые, с гласными первого ряда, с гласными второго ряда).

2. Слова из двух, трёх слогов.

3. Подбор слов по обобщающему признаку (овощи, фрукты, игрушки, транспорт и т.д.) Картинка соответствует обобщающему слову.

4. Тематический подбор слов (времена года, Москва, сказка, семья). Картинка соответствует теме.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра для развития навыков слогового чтения

«Ключики-замочки»

Вид игры: «Найди свою пару»

Особенности и преимущества игры:

Игра помогает поменять статичный вид деятельности на занятии. На первый план выходит игровая задача, и чтение становится средством достижения цели. Также, достижению цели способствует умение взаимодействовать в команде.  

Описание игры:

Слова из двух слогов. Каждый слог написан на карточке. Карточки сделаны таким образом, что выемка на одной соответствует выступу на другой.

Цель: поддержание интереса к чтению

Задачи:

1. Способствовать формированию навыков слогового чтения.

2. Закреплять умение складывать целое слово из двух частей.

3. Способствовать развитию зрительного внимания.

4. Формировать умение работать в парах.

Ход игры:

Педагог раздаёт каждому ребёнку по карточке.  Дети читают свою часть слова.  По сигналу «Ключик подбери, замочек отвори»  дети ходят по помещению и ищут свою пару. Готовая пара складывает слово на столе и говорит «Замочек открыли, слово получили!» Когда все дети соберут  свои слова, им нужно договориться, кто прочитает слово вслух. Читаем слова: «У нас получилось слово ВОДА».

Игру можно повторить, раздав детям другие слоги из этого же набора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по закреплению знаний и умений о декоративно- прикладном искусстве.

Ддактические игры,используемые в работе, по закреплению приобретенных знаний о декоративно-прикладном искусстве....

Дидактическая игра для формирования навыков чтения «По морю-океану кораблики плывут».

Для формирования навыка чтения у старших дошкольников необходимо многократное прочтение слогов с четким проговариванием звуков. При этом не возможно, избежать повторного перечитывания одних и тех же с...

Дидактические игры в работе над слоговой структурой слова

Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Не секрет, что овладение  слоговой структурой слова в произношении представляет для...

Дидактическая игра по обучение грамоте "Слоговой поезд"

Научить детей разделить слова на слоги...

Дидактическая игра на закрепление слогового чтения " Рыбалка"

Поддержания интереса к чтению. Закрпелять навык чтения открытого слога. Способствовать развитию слухового внимания. Развивать умение работать в группе, соблюдать очередность....

Подвижные игры на закрепление навыков чтения

В материале дано описание подвижных игр на закрепление навыков чтения в подготовительной группе детского сада....