Методическая разработка
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Горская Светлана Николаевна

 Методическая разработка:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ХОДИЛОК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_hodilki.docx931.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ХОДИЛОК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.  Поэтому использование игр при автоматизации звуков является наиболее эффективным приёмом для достижения коррекционных целей, способствует повышению познавательной активности ребёнка, снижает уровень стресса, сохраняет его эмоциональное и психологическое здоровье.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, предлагаем вам сначала уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Автором разработаны игры – «ходилки» для автоматизации поставленных звуков на любом этапе работы. Данные игры способствуют лучшему усвоению и закреплению учебного материала; проявлению самостоятельности выбора на более поздних этапах работы, когда ребёнок, в качестве поощрения, в конце занятия сам имеет возможность предложить поиграть в ту или иную игру; повышению самооценки ребёнка и уверенности в собственном успехе.

Для изготовления игр можно использовать готовые игровые поля.

Правила игры:

        Игроки поочерёдно бросают игральный кубик и делают столько ходов, сколько точек выпало на кубике, выполняя учебное задание, предложенное логопедом в данной игре. Стрелки указывают движение вперёд или назад, кружки на некоторых картинках обозначают пропуск хода, который, по договорённости, можно заменить, например, на пятикратное повторение учебного материала или на повторный ход игрока, если есть необходимость сократить время игры. Учебный материал предлагается логопедом в зависимости от того, какой звук закрепляется и на каком этапе автоматизации находится данный звук (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях). Также, учитывая индивидуальные речевые особенности  ребёнка,  логопед подбирает   те игры - задания из картотеки, которые необходимы ребенку для коррекции речи. Каждая остановка имеет свое название, выполнив задание, ребенок бросает кубик и продвигается дальше.

 Картотека игр для развития речи:

 

  • Остановка «Повторялки»
  1. Игра «Мышка – мишка»

Задачи:

Учить детей произвольно изменять тембр голоса.

Закреплять произношение поставленных звуков.

Развивать воображение.

На игровом поле помещаются изображения мишки и мышки. Ребёнку предлагается произносить с опорой на картинки слоги, слова, словосочетания предложения с автоматизируемым звуком низким, грубым голосом, как мишка или тонким, высоким, как мышка

  1. Игры на автоматизацию звуков (слоговые ряды, слова, словосочетания)
  2. Игры на развитие речевого дыхания: см. приложение

  • Остановка «Называлки»

1.Игра «Я, ты, мы, Вы, он, она, они»

Задачи:

Учить  детей правильно спрягать глаголы.

Учить детей правильному построению фразы и согласованию глаголов с другими частями речи.

Закреплять произношение поставленных звуков на уровне предложения.

На игровом поле помещаются изображения детей (ребёнок показывает на себя – «я», на другого ребёнка – «ты», на других детей – «они», на взрослого – «Вы»,  детей, держащихся за руки – «мы», девочка – «она», мальчик – «он», группа детей – «они»). Ребёнку предлагается изменять предложение с неопределённой формой глагола, опираясь на  схематичное изображение местоимений. Например, при автоматизации звука «Ш» предлагается фраза «кушать пшённую кашу» («Я кушаю пшённую кашу. Ты кушаешь пшённую кашу. Мы кушаем пшённую кашу.» и д.т.).

2. Игра «Эмоции»

Задачи:

Учить детей произносить слова, словосочетания, предложения в соответствии с эмоциональным состоянием, изображённым на картинке.

Формировать у детей эмоционально выразительную речь.

Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения различных эмоций. Ребёнку предлагается произнести слово, словосочетание или предложение с определённым эмоциональным выражением, опираясь на изображения.

3. Игра «Предлоги»

Задачи:

Учить детей правильно употреблять предлоги

Закреплять у детей понятия о пространственных отношениях между предметами.

Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются схематичные изображения предлогов. Ребёнку предлагается картинка с изображением предмета с автоматизируемым звуком. Логопед и ребёнок договариваются, что квадрат это стул, а кружок это собака. Необходимо с опорой на схематичное изображение предлогов составить словосочетания с данным словом «Собака на стуле. Собака под стулом. Собака за стулом» и т.д.

  • Остановка «Изменялки»
  1. Игра «Травка – лёд»

Задачи:

Учить детей дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости.

Развивать фонематический слух, слуховое внимание.

Формировать тонкие слуховые и произносительные дифференцировки.

На игровом поле помещаются изображения травы и кусочка льда. Перед началом игры договариваемся, что будем произносить на каждое изображение. Например, при дифференциации звуков «Л - Ль» на уровне слога,  травка – «ЛЯ», лёд – «ЛА»; на уровне слова, травка – «лейка», лёд – «лопата»; на уровне словосочетания, травка – «ленивый Лёня», лёд - «милая Лада»; на уровне предложения, травка - «Лена любит лимонад», лёд – «Мила гладит лошадку».

 2.  Игра «Самолёт – черепаха»

Задачи:

Учить детей произвольно изменять темп речи (ускорять, замедлять).

Корректировать у детей нарушения темпа речи.

Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения самолёта и черепахи. Ребёнку предлагается произносить слоги, слова, словосочетания, предложения в соответствии с картинками. Если нарисован самолёт, то говорим быстро, как летит самолёт, а если нарисована черепаха, то говорим медленно, как ползёт черепаха.

3.     Игра «Дудочка – барабан»

Задачи:

Учить детей произвольно изменять силу голоса.

Развивать выразительность речи.

Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения дудочки и барабана. Ребёнку предлагается произносить слоги, слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком, изменяя силу голоса, в соответствии с картинками. Если нарисована дудочка, говорим тихо, как играет дудочка, если нарисован барабан, говорим громко, как стучит барабан.

4.      Игра «1 – 2 – 5 – много – нет  ни одного»

Задачи:

Обучать детей правильному согласованию количественных числительных с именами существительными и прилагательными.

Закреплять произношение поставленных звуков.

На игровом поле помещаются изображения кружков в количестве 1, 2, 5, много и пустой квадрат. Педагог  предлагает ребёнку представить, что вместо кружков в каждом квадрате нарисованы, например, ракеты и даёт задание назвать, сколько ракет нарисовано в каждом квадрате. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях и даются задания назвать, например, сколько «красивых ромашек», в предложениях – сколько «У Ромы красных карандашей».

  • Остановка  «Различалки»

1.    Игра  «Различаем  звуки»

Задачи:

Учить детей самостоятельно произносить звуки «С - Ш», «Р -Л», слоги, слова и предложения с этими звуками с опорой на схематические изображения артикуляции.

Дифференцировать  поставленные  звуки изолированно, на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.

Учить детей соотносить артикуляционный уклад со схематическим изображением артикуляции данного звука.

На игровом поле помещаются изображения схематичные изображения артикуляции звуков («Ш» – кружок со стрелкой вверх, «С» - полукруг со стрелкой вниз; «Р» - кружок с волнистой стрелкой вверх, «Л» - с прямой стрелкой вверх). Предварительно педагог с ребёнком повторяют артикуляцию дифференцируемых звуков, соотносят  со схематичным изображением. Затем педагог и ребёнок договариваются, что произносится на каждый из символов, затем ребёнок «расшифровывает» предложенные в таблице знаки. («ША, ША, СА, ША, СА»  и т.д.; « шапка, сумка, шапка, шапка, сумка, шапка» и т.д., «У Миши машинка. У Сони стакан. У Миши машинка.» и т.д.)

2.Настольные дидактические игры (см. приложение)

  • Остановка «Добавлялки»  см. №2

Игра  «Какого цвета»

Задачи:

Учить детей согласованию имён прилагательных и имён существительных в роде и  числе.

Закреплять названия основных цветов и их оттенков.

Закреплять правильное  произношение поставленных звуков на уровне словосочетаний и предложений.

На игровом поле помещаются квадраты различного  цвета, в зависимости от автоматизируемого звука. Логопед называет слово с автоматизируемым звуком, а ребёнок согласует их с прилагательными, опираясь  на цветовой ряд (например, «лодка» – голубая лодка, жёлтая лодка, белая лодка, шоколадная лодка; У Володи белая лодка. У Володи голубая лодка. У Володи жёлтая лодка. У Володи шоколадная лодка.)

  • Остановка «Отгадалки»

1.Игра «Где предмет?»

Задачи:

Развивать у детей  понимание пространственных отношений.

Учить детей самостоятельно составлять словосочетания с предлогами.

Закреплять произношение поставленных звуков на уровне словосочетаний и предложений.

На игровом поле помещаются изображения предметов. В зависимости от автоматизируемого звука,  выбирается нужная линейка картинок. Например, при автоматизации звука «С»  это могут быть санки, стул, миска, весы, сумка, стол. Ребёнку предлагается предметная картинка с закрепляемым звуком. Необходимо называть, где находится предмет, изображённый на картинке, в соответствии с картинками на линейке. Например: «Стакан на санках, стакан на стуле, стакан у собаки, стакан на весах, стакан в миске, стакан на столе».

2.Отгадывание загадок

  • Остановка «Сочинялки»  см. №1

Литература:

1.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. В мире слов, букв и звуков: Речевые игры на автоматизацию звуков. – М.: ТЦ Сфера, 2018.

2.Васильева Е.В. Развиваем речь с помощью стихов. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2018.

Приложение

Дидактические пособия и игры для развития дыхания, автоматизации и дифференциации звуков в речи детей.

Дидактическое пособие

«Мышонок и сыр»

Цель: Автоматизация звука «Ш» в словах. Дифференциация звуков «Ш-С».

Назначение: дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Задачи:

- автоматизировать звук «Ш» речи в словах и предложениях;

-упражнять детей в  определении  места звука в слове, делении слов на слоги;

- закреплять навыки использования слов   со звуком «Ш»  в самостоятельной речи;

- развивать фонематический слух, мышление, связную речь;

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука

- развивать связную речь, фонематический слух, внимание и логическое мышление;

Ход игры: Мышонок любит кушать сыр. Сегодня он принёс и хочет нас угостить сыром. Очень вкусный сыр. Переверни кусочек  и назови картинку.

Дополнительные задания:

- назови первый звук в слове;

- назови слова с заданным звуком;

- раздели предложенные слова на слоги;

- составь словосочетание с картинкой;

- загадай (отгадай) загадку с любой из картинок;

- придумай действие  к предложенной картинке;

https://pp.userapi.com/c858016/v858016098/34e69/l0IB7OZlk54.jpg

Дидактическое пособие

«Заяц  и арбузы»

Цель: Автоматизация звука «Р» в словах.

Назначение: дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Задачи:

- активизировать словарь слов со звуком «Р»;

-закреплять навыки звуко-слогового  анализа и синтеза слов;

-совершенствовать навыки правильного произношения звука «Р»;

 -воспитывать самоконтроль во время произношения;

-учить свободно пользоваться приобретенными навыками в свободной речи;

- развивать связную речь, фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, образное мышление;        

Ход игры: Зайцу  нужно выбрать самый вкусный арбуз. Давай поможем ему. Тебе нужно выбрать арбуз и посмотреть, что там спряталось. Переверни арбуз и назови картинку.

Дополнительные задания:

- назови первый звук в слове;

- назови последний звук в слове;

- сосчитай сколько слогов (звуков) в заданном слове;

- подбери признак к слову;

- раздели предложенные слова на слоги;

- составь словосочетание с картинкой;

- загадай загадку с любой из картинок;

- придумай действие к предложенной картинке;

https://pp.userapi.com/c858232/v858232098/30cd8/qynw4g0DymQ.jpg

Дидактическое пособие

«Чебурашка и апельсины»

Цель: Автоматизация звука «Ч». Дифференциация звуков «Ч-Ть»

Назначение: дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Задачи:

- автоматизировать звук в словах, словосочетаниях и предложениях;

-закреплять навыки анализа и синтеза звукового  состава речи;

- развивать связную речь, фонематический слух, слуховое и зрительное внимание и образное мышление;

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука «Ч», «Ть»;

Ход игры: Чебурашка принёс апельсины. Давай посмотрим, что спряталось в апельсинах.  Переверни апельсин и назови картинку. Чебурашка любит все  со звуком «Ч».

Дополнительные задания:

- назови первый и последний звук в слове;

- сосчитай сколько звуков в заданном слове;

- раздели предложенные слова на слоги;

- подбери признак к заданному слову;

- придумай предложение с предложенной картинкой;

- назови картинки по заданной лексической теме;

https://pp.userapi.com/c857720/v857720098/326af/al0DEEQuECI.jpg

        

Дидактическое пособие

«Вкусные орехи»

Цель: Автоматизация звука «С», определение места звука в слове.  

Назначение: дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Задачи:

- развивать фонематический слух;

- учить автоматизировать звук «С» в слове;

-совершенствовать навык звукового анализа, правильного звукопроизношения;

- учить использовать приобретенные навыки в самостоятельной речи;

Ход игры: К нам в гости пришла белка Соня. Она принёсла  с собой орешки. Орешки  не простые, в каждом из них спряталась картинка. Переверни орешек и назови картинку.

Дополнительные задания:

- назови слова, где звук «С» находится в начале слова;

- назови слова, где звук «С» находится в середине слова;

- раздели предложенные слова на слоги;

- составь словосочетание с картинкой;

- загадай загадку с любой из картинок;

- придумай действие  к предложенной картинке;

С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один - много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

https://pp.userapi.com/c854228/v854228098/aed04/44C1EepH__w.jpg

Дидактическое пособие

«Веселый футбол»

Цель: Автоматизация и дифференциация сонорых звуков («Р», «Рь», «Л», «Ль»).

Назначение: дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Задачи:

- автоматизировать звук «Л», «Ль, «Р», «Рь»  в словах и словосочетаниях;

 -упражнять детей в  определении  места звука в слове, делении слов на слоги;

- закреплять навыки использования слов     в самостоятельной речи;

- развивать фонематический слух, мышление, связную речь;

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

Ход игры:

Маленький мальчик  Русланчик разыгрался в футбол, раскидал мячики по полянке. Да вот беда - устал он, не может сам справиться со сложной задачкой. Кто же поможет их собрать? Наши дети с удовольствием наведут порядок, соберут все мячики. Дети, называя картинки на обратной стороне мячей, играют, закрепляют звуки, делят слова на слоги, и ничуть при этом не устают.

 

Дополнительные задания:

- посчитай сколько звуков в заданном слове;

- раздели предложенные слова на слоги;

- составь словосочетание с картинкой;

- загадай загадку с любой из картинок;

- придумай глагол к предложенной картинке;

- какой картинки не стало;

- что лишнее;

https://pp.userapi.com/c858328/v858328098/32f68/VuhzhD3xPyg.jpg

Дидактическое пособие

«Осенние грибочки»

Цель: Автоматизация и дифференциация  звуков «Ш», «Ж», «С», «З» в словах.

Назначение: дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Задачи:

- автоматизировать поставленные звуки в словах и фразах;

- дифференцировать звуки в словах;

-  развивать фонематическое восприятие и слуховую память, связную речь, внимание и логическое мышление;

-закреплять навыки различения звуков, умение выделять звуки «Ш» - «Ж», «С» - «З», «С» - «Ш», «З» - «Ж» в словах;

- воспитывать самоконтроль во время произношения звуков;

Ход игры:

Осень принесла две корзинки, нужно разложить грибы  по корзинкам с соответствующим звуком. Дети переворачивают грибок, называют картинку и определяют, в какую корзинку положить его.

Дополнительные задания:

- назови слова с заданным звуком;

- раздели предложенные слова на слоги;

- составь словосочетание или предложение с картинкой;

- назови картинки, где звук  в начале слова;

- какой картинки не стало;

- назови картинки, которые поменялись местами;

- придумай действие  к предложенной картинке;

https://pp.userapi.com/c853420/v853420098/a8a6f/WxAlgCl35TQ.jpg

Дидактическое пособие

«Снеговики и птички»

Цель: Автоматизация звука «Ль» в словах.

Назначение: дидактическое пособие предназначено для детей 5-7 лет.

Задачи:

- автоматизировать звук в словах и словосочетаниях;

- закреплять навыки звуко-слогового анализа;

- учить свободно, пользоваться приобретенными навыками в свободной речи;

- развивать связную речь, фонематический слух, слуховое и зрительное внимание;

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука «Ль»;

Ход игры: К нам в гости пришли снеговики. А с ними прилетели птички. Они принёсли  с собой снежки. Снежки не простые, в каждом из них спряталась картинка. Переверни снежок и назови картинку.

Дополнительные задания:

- назови слова, где звук «Ль» находится в начале слова;

- назови слова, где звук «Ль» находится в середине слова;

- раздели предложенные слова на слоги;

- составь словосочетание с картинкой;

- загадай загадку с любой из картинок;

- придумай глагол к предложенной картинке;

   С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один - много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

https://pp.userapi.com/c858216/v858216098/327de/qEKqe2Lpahg.jpg

                                     

Дидактическая игра на дыхание: «Чашечки»

Цель игры: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Задачи:

- развивать плавный ротовой выдох;

- увеличивать силу и длительность выдоха;

https://pp.userapi.com/c850624/v850624098/183480/9bm2t1Nxd1I.jpg

        

Дидактическая игра на дыхание: «Варежки»

Цель игры: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Задачи:

- развивать плавный ротовой выдох;

- увеличивать силу и длительность выдоха;

https://pp.userapi.com/c855420/v855420098/a4292/PbGqWSdz20g.jpg

Дидактическая игра «Тучки»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Задачи:

- формировать целенаправленную воздушную струю;

 - научить правильному диафрагмальному дыханию;

https://pp.userapi.com/c854520/v854520098/b2024/VA8MjT6o2rU.jpg

        

Дидактическая игра на дыхание: «Вертолётики».

Цель игры: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Задачи:

- развивать плавный ротовой выдох;

- увеличивать силу и длительность выдоха;

https://pp.userapi.com/c851236/v851236098/1831ad/pziVKQjsgVo.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...