Путешествие в страну «Пиши-читай».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: формировать у детей навыки по обучению грамоте.

Задачи: закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, их особенностях; закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Развивать умение составлять предложения по мнемотаблицам; совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.

Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu.docx73.85 КБ

Предварительный просмотр:

        Путешествие в страну «Пиши-читай».

                                              (подготовительная группа)

Цель: формировать у детей навыки по обучению грамоте.

Задачи: закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, их особенностях; закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Развивать умение составлять предложения по мнемотаблицам; совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок.

Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Предварительная работа:

Оборудование:

                                       Методические приемы:

(В музыкальный зал входят дети)

1ребенок: Ой! Куда это мы пришли?

2ребенок: Никого нет! Где мы?

3ребенок: А давайте позовем нашу хорошую знакомую Познавайку? Может она нам скажет, где мы находимся?

(под музыку в зал входит Познавайка)

Познавайка: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть! Сегодня я получила письмо, но так его и не открыла! Интересно, кто бы это мог быть? Давайте вместе прочитаем! (открывает письмо)

«Здравствуйте дорогие Познавайка и ребята!

Пишет вам королева страны Пиши-Читай, мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что недавно в нашей стране побывала вредная злодейка -  Опечатка. Она просто обожает безграмотность, всякую неразбериху, ошибки. Она перепутала все звуки, в словах переставила ударение в словах, перемешала все слова в предложениях. Заколдовала моих жителей. А на прощанье она громко рассмеялась и сказала, что теперь никто и никогда не научится читать и писать.

Дорогие ребята и Познавайка, мне известно, что вы без пяти минут как школьники и уже знакомы с грамотой. Помогите, пожалуйста, мне и моим жителям. Нельзя допустить, чтобы все стали безграмотными. Надеюсь на вашу смелость и отзывчивость.

                                                                                                                     Королева…»

Познавайка: Ребята, в письме даже имя королевы отсутствует. Наверное, Опечатка и тут постаралась. Ну что? Поможем жителям страны Пиши-Читай и ее королеве? Заодно и имя королеве найдем. А чтобы узнать имя королевы города Звукограда нам нужно выполнить некоторые задания. После каждого правильно выполненного задания  мы будем получать подсказки. Когда все подсказки будут у нас, мы  узнаем имя королевы. Готовы?

Дети: Да!

Познавайка: А попали мы с вами ребята в город Звукоград. Он находится в стране Пиши-Читай! Но чтобы войти в этот город, необходимо пройти пароль! Готовы? Тогда вперед!

- Как называются звуки, которые мы с вами произносим? (речевые)

-На какие две группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные)

-Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми, звонкими и глухими)

-Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

-Что можно составить из слов? (предложения)

- Что ставится в конце предложения? (точка)

Познавайка: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Давайте посмотрим, получили ли подсказку или нет?  (мультимедиа – выскакивает первая подсказка: картинка арбуз)

Познавайка: Ну, вот мы и справились с первым заданием! Давайте посмотрим, что же ещё натворила Опечатка? (подходят к столу, на котором стоит бассейн с шариками красного и синего цвета)

Познавайка: Ой, ребята! Посмотрите, она перемешала все звуки. Нам надо разделить их.  В нашем бассейне красные и синие шарики.  

-Какие звуки обозначают красные шарики? (гласные). Назовите их.

- Какие звуки обозначают  синие шарики? (согласные). Назовите их.

 А теперь давайте разложим их по местам.

Давайте посмотрим, получили ли подсказку или нет?  (мультимедиа – выскакивает первая подсказка: картинка зонтик)

Познавайка: Ребята, смотрите, мы пришли на поляну, где растут цветы. Но какие- то они странные! Середина есть, а лепестков нет. Посмотрите! Одна серединка синего цвета, а другая – зелёного. Я думаю, что Опечатка и здесь постаралась. Давайте с вами вспомним, какими бывают согласные звуки? (твёрдый и мягкий). А скажите мне, когда согласный звук бывает мягкий? ( когда он стоит перед звуками я, е, ю, ё, и)Смотрите, а тут ещё есть лепестки с картинками. Нам нужно к синей серединке цветка подставить слова, которые начитаются на твёрдый звук, а к зелёной, которые начитаются на мягкий звук.Давайте проверим,  справились мы с этим заданием?

 ( мультимедиа – вылетает картинка барабан)

Познавайка:  Молодцы ребята, вы правильно справились с заданиями. А теперь давайте немного отдохнём.

(Под фонограмму песня «Алфавит»)  

Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,

На одной живут странице, а повсюду славятся.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)

З, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно (приседания)

П, Р, С, Т, У,  Ф,  Ха – оседлали петуха (подскоки)

Ц, Ча, Ща, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья (показ руками) 

Познавайка:  Отдохнули немного. Теперь приниматься за дело , ребята!

 Познавайка: Подходят к мольберту с картинками.)

                       (Конверт от Опечатки на мольберте)

- Смотрите,  ребята! Конверт от самой Опечатки. Сейчас мы откроем конверт и прочитаем, что она ещё придумала.

« А вот с этим заданием вы ни за что не справитесь. И вам никогда не узнать имя королевы города Звукограда. Вы должные разделить слова на слоги   и поставить  ударение в словах».

Познавайка: Прежде, чем выполнить это задание, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги.( в каждом слоге есть гласная и согласные звуки. Согласных может быть одна,  две или три. А гласных в слоге только одна. Поэтому количество слогов в слове определяется по количеству  гласных.  Делят слова на слоги – замОк,  гвОздики, Ирис)

Познавайка:Ребята, Опечатка поссорилась  с Волшебником – Ударение. Она сказала, что ударение ничего не значит в словах, он обиделся и   ушёл. Давайте разберёмся, действительно ли ударение в словах ничего не значит. Давайте вспомним, что такое ударение?  ( Это выделение голосом  слога в слове.)Волшебник –Ударение оставил нам небольшое письмо, в нем написано: «Королева живет в замкЕ, любит цветы гвОздики и конфеты Ирисы.» Здесь какая-то неразбериха, мне кажется , в этих словах необходимо правильно поставить ударение и тогда мы поймем смысл этого письма. (дети ставят правильно ударение и читают: «Королева живет в зАмке, любит цветы гвоздИки и конфеты ирИсы». Теперь нам все стало понятно. Права ли была Опечатка, когда говорила Волшебнику- Ударение, что ударение не имеет никакого значения? А теперь узнаем справились мы с этим заданием или нет?

(Вылетает  картинка утка – очередная подсказка )

Познавайка: Отправляемся дальше. Послушайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (книга)

Познавайка: Правильно, ребята, молодцы! Отгадали загадку. Это книга. Давайте  назовем звуки, которые живут в слове «книга». (проводится звуковой анализ слова «книга») Если мы правильно выполнили это задание, то на экране появится очередная подсказка. Проверим!? Все верно, молодцы!(на экране появляется картинка – книга)

Познавайка: Ребята, нам с вами предстоит пройти еще одно испытание, силы еще есть? Тогда, вперед! Необходимо придумать предложение со словом «книга». А помогать нам в этом будут вот такие таблички. (показывает мнемотаблицы, ответы детей, анализ предложения: сколько слов в предложении, какое первое и т. д., что ставится в конце предложения?)

-Молодцы, проверим правильность выполнения нашего задания.

(на экране картинка – ананас)

Познавайка: Ну вот и все, ребята! Мы с вами выполнили все задания, теперь пора узнать имя королевы города Звукограда! (по первым звукам читают слово АЗБУКА».

На экране замок и изображение королевы)

Познавайка: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрыли глазки поворачиваемся вокруг себя и говорим: «Раз, два, три, снова в детском саду мы.»

(Познавайка находит письмо и посылку от Королевы Азбуки

«Дорогие друзья, большое вам спасибо за вашу помощь. Вы спасли не только нашу стану и город, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными. Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь хочу вручить вам медали. Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки. Ваша Королева Азбука»)

Познавайка: Ну вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо! Я желаю вам всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Пиши - Читай

Воспитывать любовь к чтению,тчувство товарищества, закреплять знания о гласных и согласных....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласны...