Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

Цель: Знакомство со звуком - К –

Задачи: 1. Совершенствовать умение определять место звука - К – в слове (начало, середина, конец) называть его акустические признаки;

2. Упражнять в делении на слоги 2-3х сложные слова;

3. Продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слова (на примере слова – КАША -);

4. Упражнять в соответствии предложений из 3-4х слов с опорой на схему, анализировать их;

Демонстративный материал: шкатулка с конфетами внутри; кукла; предметная картинка (КА-ША); предметные картинки со звуком – К -; полоска с 3-мя клеточками; полоска с 4-мя клеточками; красная, синяя, зеленая фишки.

Раздаточный материал: полоски с 3-мя клеточками; полоски с 4-мя клеточками; синяя, зеленая, красная фишки; предметные картинки со звуком –К-; материал для работы над предложением;

Ход занятия: Дети стоят на ковре. 

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень красивые, веселые. Давайте покажем какие мы веселые: Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось,

 Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем, их к сердечку поднесем.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. (согласовывать слова с движениями)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это кукла Катя и она принесла шкатулку. Интересно, что лежит в шкатулке? (воспитатель тихо трясет шкатулку и прислушивается, что внутри) Ребята, вы хотите узнать, что лежит в шкатулке? (Да)

Воспитатель: Шкатулка откроется, только если мы выполним задания, которые приготовила для нас Катя. Ребята, на доске висят карточки. Вот первое задание – Катя предлагает отгадать загадки: - Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь,

Солнце, горы, лес и пляж,

Что же это? (карандаш)

Будто в цирке круг за кругом

Мчатся кони друг за другом.

А на них детишки мчатся,

Очень трудно удержаться!

Только страх свой дети прячут

И смеются, а не плачут. (карусель)

Лоскуток на лоскутке,

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится на грядке. (капуста)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Лети – пищит,

Сядет – молчит. (комар)

Воспитатель: Кто из вас заметил, что общего в словах-отгадках? С какого звука начинаются слова? (слова начинаются со звука –К-)

Воспитатель: Ребята, Катя хочет мне что-то сказать (слушаю куклу). Она говорит, что хочет познакомиться со звуком –К-. Дети, вы хотите помочь Кате? А вы сможете помочь? (Да)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуком –К-. Когда мы произносим звук –К-, то губы свободны, а кончик языка опущен вниз. Ребята, произнесите звук –К-. Скажите, этот звук поется или нет? (не поется)

Воспитатель: Воздух встречает преграду когда мы произносим этот звук. Значит, какой это звук, гласный или согласный? (согласный)

Воспитатель: Как вы думаете, звук –К- глухой или звонкий? (глухой) Положите ладонь на горлышко, проверьте. Голосок спит, когда мы произносим этот звук.

Воспитатель: Ребята, звук –К- твердый или мягкий? (твердый) А каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (фишкой синего цвета)

Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте еще раз произнесем звук –К- (произносят звук отрывисто- к-к-к-)

Воспитатель: Ребята, с каким звуком мы познакомились? (звук –К-) Справились с первым заданием? (да)

Воспитатель вместе с куклой приглашает детей к столу для выполнения второго задания.

Воспитатель: Дети, кукла Катя приготовила для вас карточки (карточки лежат на столе перевернутые) Возьмите каждый по одной карточке и пройдите на свои места.

Воспитатель: Что изображено на картинке? Определите, где находится звук –К-, в начале слова, в середине или в конце. Положите картинку на полоску с тремя ячейками. Но положите в ту ячейку, где этот звук находится. (карточки: персик, молоток, шоколад, ракета, стакан, чеснок, зеркало, рукавицы, стрекоза, кровать, карандаш, корабль, колесо, клоун, корона, Лунтик, индюк, чайник)

Дети проговаривают название предмета, изображенного на картинке, четко выделяя звук –К-

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили второе задание. Посмотрите, все картинки разложены правильно? (Да)

Воспитатель: А сейчас, Катя предлагает выполнить следующее задание. Встаньте в круг (дети встают в круг). Катя будет задавать вам вопросы. Скажите, название какого животного начинается со звука –К- и состоит из двух слогов? (КА-БАН)

Воспитатель: Как мы можем определить, что слово состоит из двух слогов? (прохлопать. Дети совместно с воспитателем хлопают 2 раза)

Воспитатель: Вспомните название насекомого, которое начинается со звука –К- и состоит из двух слогов? (комар)

Воспитатель: Какое слово получится их трех слогов, если оно будет начинаться на последний звук слова соК? (кенгуру, корона)

Физ.минутка: Дети, звук –К- за время нашего занятия успел подружиться с гласными звуками. Послушайте, как слоги разговариваю между собой.

Ка-ка-ка – здороваются. Поздоровайтесь и вы друг с другом. Произнесите слоги правильно. (ка-ка-ка)

Ко-ко-ко- удивляются. Покажите, как вы удивляетесь (ко-ко-ко)

Ку-ку-ку – сердятся. Покажите, как вы сердитесь (ку-ку-ку)

Кя-кя-кя – дразнятся. Подразнитесь (кя-кя-кя)

Ке-ке-ке – обнимаются. Обнимите друг друга

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но впереди еще несколько заданий. Проходите за столы. Воспитатель вместе с куклой предлагает рассмотреть выставленную картину на доску. (каша)

Проводится звуковой анализ слова КАША.

Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, рассмотрите картинки, которые лежат у вас на столах. (дети рассматривают)

Воспитатель: По этим картинкам будем составлять предложения из четырех слов. Подумайте и составьте предложение так, чтобы слово, которое изображено на картинке было последним (воспитатель спрашивает детей)

Воспитатель: А сейчас будем выкладывать схему предложения из 4-х слов (дети выкладывают предложение по схеме. Идет опрос детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания. Какие задания вам больше всего понравились? А какие были сложные? Катя предлагает открыть шкатулку. Посмотрите, что в ней лежит (конфеты. Угощение детей)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote_zvuk_k.docx16.75 КБ
Файл konspekt_po_gramote_zvuk_k.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

Цель: Знакомство со звуком - К –

Задачи: 1. Совершенствовать умение определять место звука - К – в слове (начало, середина, конец) называть его акустические признаки;

2. Упражнять в делении на слоги 2-3х сложные слова;

3. Продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слова (на примере слова – КАША -);

4. Упражнять в соответствии предложений из 3-4х слов с опорой на схему, анализировать их;

Демонстративный материал: шкатулка с конфетами внутри; кукла; предметная картинка (КА-ША); предметные картинки со звуком – К -; полоска с 3-мя клеточками; полоска с 4-мя клеточками; красная, синяя, зеленая фишки.

Раздаточный материал: полоски с 3-мя клеточками; полоски с 4-мя клеточками; синяя, зеленая, красная фишки; предметные картинки со звуком –К-; материал для работы над предложением;

Ход занятия: Дети стоят на ковре. 

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень красивые, веселые. Давайте покажем какие мы веселые: Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось,

 Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем, их к сердечку поднесем.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. (согласовывать слова с движениями)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это кукла Катя и она принесла шкатулку. Интересно, что лежит в шкатулке? (воспитатель тихо трясет шкатулку и прислушивается, что внутри) Ребята, вы хотите узнать, что лежит в шкатулке? (Да)

Воспитатель: Шкатулка откроется, только если мы выполним задания, которые приготовила для нас Катя. Ребята, на доске висят карточки. Вот первое задание – Катя предлагает отгадать загадки: - Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь,

Солнце, горы, лес и пляж,

Что же это? (карандаш)

Будто в цирке круг за кругом

Мчатся кони друг за другом.

А на них детишки мчатся,

Очень трудно удержаться!

Только страх свой дети прячут

И смеются, а не плачут. (карусель)

Лоскуток на лоскутке,

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится на грядке. (капуста)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Лети – пищит,

Сядет – молчит. (комар)

Воспитатель: Кто из вас заметил, что общего в словах-отгадках? С какого звука начинаются слова? (слова начинаются со звука –К-)

Воспитатель: Ребята, Катя хочет мне что-то сказать (слушаю куклу). Она говорит, что хочет познакомиться со звуком –К-. Дети, вы хотите помочь Кате? А вы сможете помочь? (Да)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуком –К-. Когда мы произносим звук –К-, то губы свободны, а кончик языка опущен вниз. Ребята, произнесите звук –К-. Скажите, этот звук поется или нет? (не поется)

Воспитатель: Воздух встречает преграду когда мы произносим этот звук. Значит, какой это звук, гласный или согласный? (согласный)

Воспитатель: Как вы думаете, звук –К- глухой или звонкий? (глухой) Положите ладонь на горлышко, проверьте. Голосок спит, когда мы произносим этот звук.

Воспитатель: Ребята, звук –К- твердый или мягкий? (твердый) А каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (фишкой синего цвета)

Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте еще раз произнесем звук –К- (произносят звук отрывисто- к-к-к-)

Воспитатель: Ребята, с каким звуком мы познакомились? (звук –К-) Справились с первым заданием? (да)

Воспитатель вместе с куклой приглашает детей к столу для выполнения второго задания.

Воспитатель: Дети, кукла Катя приготовила для вас карточки (карточки лежат на столе перевернутые) Возьмите каждый по одной карточке и пройдите на свои места.

Воспитатель: Что изображено на картинке? Определите, где находится звук –К-, в начале слова, в середине или в конце. Положите картинку на полоску с тремя ячейками. Но положите в ту ячейку, где этот звук находится. (карточки: персик, молоток, шоколад, ракета, стакан, чеснок, зеркало, рукавицы, стрекоза, кровать, карандаш, корабль, колесо, клоун, корона, Лунтик, индюк, чайник)

Дети проговаривают название предмета, изображенного на картинке, четко выделяя звук –К-

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили второе задание. Посмотрите, все картинки разложены правильно? (Да)

Воспитатель: А сейчас, Катя предлагает выполнить следующее задание. Встаньте в круг (дети встают в круг). Катя будет задавать вам вопросы. Скажите, название какого животного начинается со звука –К- и состоит из двух слогов? (КА-БАН)

Воспитатель: Как мы можем определить, что слово состоит из двух слогов? (прохлопать. Дети совместно с воспитателем хлопают 2 раза)

Воспитатель: Вспомните название насекомого, которое начинается со звука –К- и состоит из двух слогов? (комар)

Воспитатель: Какое слово получится их трех слогов, если оно будет начинаться на последний звук слова соК? (кенгуру, корона)

Физ.минутка: Дети, звук –К- за время нашего занятия успел подружиться с гласными звуками. Послушайте, как слоги разговариваю между собой.

Ка-ка-ка – здороваются. Поздоровайтесь и вы друг с другом. Произнесите слоги правильно. (ка-ка-ка)

Ко-ко-ко- удивляются. Покажите, как вы удивляетесь (ко-ко-ко)

Ку-ку-ку – сердятся. Покажите, как вы сердитесь (ку-ку-ку)

Кя-кя-кя – дразнятся. Подразнитесь (кя-кя-кя)

Ке-ке-ке – обнимаются. Обнимите друг друга

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но впереди еще несколько заданий. Проходите за столы. Воспитатель вместе с куклой предлагает рассмотреть выставленную картину на доску. (каша)

Проводится звуковой анализ слова КАША.

Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, рассмотрите картинки, которые лежат у вас на столах. (дети рассматривают)

Воспитатель: По этим картинкам будем составлять предложения из четырех слов. Подумайте и составьте предложение так, чтобы слово, которое изображено на картинке было последним (воспитатель спрашивает детей)

Воспитатель: А сейчас будем выкладывать схему предложения из 4-х слов (дети выкладывают предложение по схеме. Идет опрос детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания. Какие задания вам больше всего понравились? А какие были сложные? Катя предлагает открыть шкатулку. Посмотрите, что в ней лежит (конфеты. Угощение детей)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

Цель: Знакомство со звуком - К –

Задачи: 1. Совершенствовать умение определять место звука - К – в слове (начало, середина, конец) называть его акустические признаки;

2. Упражнять в делении на слоги 2-3х сложные слова;

3. Продолжать формировать умение выполнять звуковой анализ слова (на примере слова – КАША -);

4. Упражнять в соответствии предложений из 3-4х слов с опорой на схему, анализировать их;

Демонстративный материал: шкатулка с конфетами внутри; кукла; предметная картинка (КА-ША); предметные картинки со звуком – К -; полоска с 3-мя клеточками; полоска с 4-мя клеточками; красная, синяя, зеленая фишки.

Раздаточный материал: полоски с 3-мя клеточками; полоски с 4-мя клеточками; синяя, зеленая, красная фишки; предметные картинки со звуком –К-; материал для работы над предложением;

Ход занятия: Дети стоят на ковре. 

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень красивые, веселые. Давайте покажем какие мы веселые: Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось,

 Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем, их к сердечку поднесем.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. (согласовывать слова с движениями)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости! Это кукла Катя и она принесла шкатулку. Интересно, что лежит в шкатулке? (воспитатель тихо трясет шкатулку и прислушивается, что внутри) Ребята, вы хотите узнать, что лежит в шкатулке? (Да)

Воспитатель: Шкатулка откроется, только если мы выполним задания, которые приготовила для нас Катя. Ребята, на доске висят карточки. Вот первое задание – Катя предлагает отгадать загадки: - Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь,

Солнце, горы, лес и пляж,

Что же это? (карандаш)

Будто в цирке круг за кругом

Мчатся кони друг за другом.

А на них детишки мчатся,

Очень трудно удержаться!

Только страх свой дети прячут

И смеются, а не плачут. (карусель)

Лоскуток на лоскутке,

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится на грядке. (капуста)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Лети – пищит,

Сядет – молчит. (комар)

Воспитатель: Кто из вас заметил, что общего в словах-отгадках? С какого звука начинаются слова? (слова начинаются со звука –К-)

Воспитатель: Ребята, Катя хочет мне что-то сказать (слушаю куклу). Она говорит, что хочет познакомиться со звуком –К-. Дети, вы хотите помочь Кате? А вы сможете помочь? (Да)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуком –К-. Когда мы произносим звук –К-, то губы свободны, а кончик языка опущен вниз. Ребята, произнесите звук –К-. Скажите, этот звук поется или нет? (не поется)

Воспитатель: Воздух встречает преграду когда мы произносим этот звук. Значит, какой это звук, гласный или согласный? (согласный)

Воспитатель: Как вы думаете, звук –К- глухой или звонкий? (глухой) Положите ладонь на горлышко, проверьте. Голосок спит, когда мы произносим этот звук.

Воспитатель: Ребята, звук –К- твердый или мягкий? (твердый) А каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки? (фишкой синего цвета)

Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте еще раз произнесем звук –К- (произносят звук отрывисто- к-к-к-)

Воспитатель: Ребята, с каким звуком мы познакомились? (звук –К-) Справились с первым заданием? (да)

Воспитатель вместе с куклой приглашает детей к столу для выполнения второго задания.

Воспитатель: Дети, кукла Катя приготовила для вас карточки (карточки лежат на столе перевернутые) Возьмите каждый по одной карточке и пройдите на свои места.

Воспитатель: Что изображено на картинке? Определите, где находится звук –К-, в начале слова, в середине или в конце. Положите картинку на полоску с тремя ячейками. Но положите в ту ячейку, где этот звук находится. (карточки: персик, молоток, шоколад, ракета, стакан, чеснок, зеркало, рукавицы, стрекоза, кровать, карандаш, корабль, колесо, клоун, корона, Лунтик, индюк, чайник)

Дети проговаривают название предмета, изображенного на картинке, четко выделяя звук –К-

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили второе задание. Посмотрите, все картинки разложены правильно? (Да)

Воспитатель: А сейчас, Катя предлагает выполнить следующее задание. Встаньте в круг (дети встают в круг). Катя будет задавать вам вопросы. Скажите, название какого животного начинается со звука –К- и состоит из двух слогов? (КА-БАН)

Воспитатель: Как мы можем определить, что слово состоит из двух слогов? (прохлопать. Дети совместно с воспитателем хлопают 2 раза)

Воспитатель: Вспомните название насекомого, которое начинается со звука –К- и состоит из двух слогов? (комар)

Воспитатель: Какое слово получится их трех слогов, если оно будет начинаться на последний звук слова соК? (кенгуру, корона)

Физ.минутка: Дети, звук –К- за время нашего занятия успел подружиться с гласными звуками. Послушайте, как слоги разговариваю между собой.

Ка-ка-ка – здороваются. Поздоровайтесь и вы друг с другом. Произнесите слоги правильно. (ка-ка-ка)

Ко-ко-ко- удивляются. Покажите, как вы удивляетесь (ко-ко-ко)

Ку-ку-ку – сердятся. Покажите, как вы сердитесь (ку-ку-ку)

Кя-кя-кя – дразнятся. Подразнитесь (кя-кя-кя)

Ке-ке-ке – обнимаются. Обнимите друг друга

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но впереди еще несколько заданий. Проходите за столы. Воспитатель вместе с куклой предлагает рассмотреть выставленную картину на доску. (каша)

Проводится звуковой анализ слова КАША.

Воспитатель: Чтобы выполнить следующее задание, рассмотрите картинки, которые лежат у вас на столах. (дети рассматривают)

Воспитатель: По этим картинкам будем составлять предложения из четырех слов. Подумайте и составьте предложение так, чтобы слово, которое изображено на картинке было последним (воспитатель спрашивает детей)

Воспитатель: А сейчас будем выкладывать схему предложения из 4-х слов (дети выкладывают предложение по схеме. Идет опрос детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания. Какие задания вам больше всего понравились? А какие были сложные? Катя предлагает открыть шкатулку. Посмотрите, что в ней лежит (конфеты. Угощение детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"

Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Азбуки"

Конспект игрового занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Азбуки"...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной  группе.Цель: Познакомить воспитанников с буквой «м» и с тем что она обозначает звуки «мь» и «м»;закрепить умение проводить звуковой анал...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе с использованием ЭОР «На рыбалке»

Программное содержание:Закрепить с детьми понятие мягкий и твердый согласный звук. Учить производить звуковой анализ слова, решать ребусы.Закреплять знания о слоговом составе слова и об ударении. Упра...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе. Тема: "Путешествие в космос"

Изучение и расширение представления детей о космосе, воспитывать интерес к планетам Солнечной системы....

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по грамоте               в подготовительной группеЦ ЕЛ Ь : Учить соотносить буквы  «Т»,  «Д»  со звуком...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе

Тема занятия: "В поисках Снегурочки"...