РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

k_elena04@mail.ru

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова для детей старшего дошкольного возраста

Составлена на основе примерной программы «Читаю слова и предложения» Н.В. Володина

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_obuch._chteniyu.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

по обучению чтению

«Читаю слова и предложения»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова для детей старшего дошкольного возраста

Составлена на основе примерной программы

«Читаю слова и предложения» Н.В. Володина

 Актуальность

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Необходимо помнить, что формирование навыков чтения происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи. С помощью восприятия ребёнок слышит звуки и знакомится с образом букв, которыми они обозначаются. Память помогает малышу запомнить буквы. Мышление даёт ребёнку возможность понять, как складываются буквы в слоги и слова, а слова в предложения. Развитая речь и распределение внимания позволяют малышу осмысливать прочитанное. Внимание помогает сосредоточиться на выполнении задания. Для каждого возраста характерны свои особенности развития познавательных процессов. В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой одаренности" детей 5-7 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя учитывать при обучении грамоте. По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К. Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат. Работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметила, что именно у детей в возрасте 5 - 7 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Именно этот возраст, по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

Целью кружковой работы по обучению чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова определять количество слов, читать предложения и тексты с пониманием.

Задачи: воспитание звуковой культуры речи. Умение поводить звукобуквенный анализ-это необходимое условие для обучения ребенка чтению;

-формирование грамматического строя речи, обогащение словаря;

-развитие связной речи;

-совершенствование техники чтения.

- Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты.

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».  
  • «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10 от 15.05.2013.
  • «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

   Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

  В содержание программы заложена возможность  реализации следующих
психолого – педагогических технологий
: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

Структура занятия:

Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагаем, как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.

 

Содержание занятий:

1.Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

3.Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

-  выявление  повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

5.Словосочетание:

-знакомство с понятием «словосочетание»;

-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;

-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.

6.Предложение:

-знакомство с понятием «предложение»;

-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;

-работа с деформированным предложением;

-интонационная законченность.

7.Текст:

-знакомство с понятием «текст»;

-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;

-работа с деформированным текстом;

-пересказ текста.

Сроки реализации:

 Всего занятий 78, занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, 2 первых и 2 последних занятия уделены педагогической диагностики по выявлению у детей полученных знаний и умений.

Ожидаемые результаты к концу года:

  1. У детей развита связная речь
  2. Сформирован словарный запас ребенка.
  3. Ребенком освоена классификация звуков (гласные, согласные, мягкие, твердые)
  4. Развита речевая активность детей, гибкость мышления, умение подбирать нужные слова по смыслу.

5.   Детьми усвоена техника чтения по слогам.

Способы проверки результатов: игровые тесты, дидактические игры, викторины с целью выявления полученных знаний.

 

Дети должны знать:

  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;
  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;
  • обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

Дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
  • определять ударные гласные, слоги;
  • определять в словах место и последовательность звуков;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;
  • графически обозначать звуки, слоги и слова;
  • составлять графическую схему предложения.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ребенок:

  • Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
  •  Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
  •  Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.
  •  Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
  •  Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

 Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ
«Читаю слова и предложения»

                                                                                                         

Дата

Темы занятий

Основные предметные цели

1.

Что мы знаем

Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах.

2

Что мы знаем.

Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах.

3

«Путешествие в страну гласных букв»

Уточнить и закрепить знания о гласных буквах, развивать логическое мышление.

4

«Признаки предмета»

Учить  составлять предложения, используя определенные слова, развитие   умения  согласовывать прилагательные с  существительными.

5

«Мягкие и твердые согласные»

Закрепить  знания о мягких и твердых согласных. Научить детей подбирать прилагательные, подходящие по смыслу к существительным.

6

«Составление и пересказ рассказа «Белочка»

.Активизация прилагательных и наречий в речи, развитие устной речи ребенка.

7

«Игра в слова»

Развитие знаний об окружающем мире, развитие логического мышления.

8

«Составление и пересказ рассказа «Слон»

Активизация прилагательных и наречий в речи, развитие устной речи ребенка.

9

«Читаем пары слов»

Развитие навыков согласования существительных и прилагательных, активизация их в речи, развитие навыков техники чтения.

10

«Разберем слова»

Закрепление знаний о гласных буквах, развивать умение разделять слова на слоги.

11

«Потерявшееся слово»

Развитие навыков согласования прилагательных с существительными.

12

«Гласные и согласные звуки»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

13

«Схема слова»

Закрепление умения делить слова на слоги по количеству гласных букв в слове.

14

«Прочитай кА»

Уточнение знаний детей об окружающем мире, закрепление умения делить слова на слоги, развитие навыков чтения.

15

«Составление рассказа»

Развитие навыков составления предложений с определенными словами.

16

«Делим слова на слоги»

Закрепление умений делить слова на слоги. Тренировка произношения  звуков [C], [C],

17

«Читаю слова»

Закрепить умение ребенка ориентироваться в пространстве; активизация в речи предлогов «над», «под», «перед».

18

«Читаю слова»

Активизация в речи прилагательных. Развитие памяти и образного мышления.

19

«Противоположные по смыслу слова»

Ознакомление  с антонимами. Улучшение техники чтения. Развитие памяти и образного мышления.

20

«Предлоги «на», «у», «под», «за».

Развитие умения ориентироваться в пространстве, активизация в речи предлогов «на», «у», «под», «за».

21

«Ударение меняет смысл слов»

Объяснить смысл ударения. Закрепить знание о словах, меняющих  свое значение при изменении в них ударения.  

22

«Составляем предложения»

Активизация антонимов в речи. Закрепление умения ориентироваться в пространстве, активизация в речи слов: между, внутри, недалеко, напротив.

23

«Скороговорки»

Закреплять умение определять ударение в словах. Тренировка произношения звука Т.

24

«Читаем вместе»

Улучшать технику чтения слогов, слов. Развивать внимание, память.

25

«Закончи слово»

Развивать навыки согласования окончания существительных с падежными вопросами; развитие связной речи.

26

 

«Прочитай скороговорку»

Совершенствовать умение преобразовывать слова с помощью различных суффиксов. Тренировать произношение звука Ф.

27

«Читаем вместе»

. Улучшать технику чтения слогов, слов. Развивать внимание, память.

28

«Проверь себя»

Проверка умений находить предложения среди слов и словосочетаний. Проверка умений составлять предложения из слов

29

«Проверь себя»

Проверка умения различать предложения с различной интонацией. Проверка умения пользоваться словами предлогами.

30

«Слова и предложения»

Активизация в речи глаголов, совершенствование умения составлять предложения с данными словами и по картинкам.

31

«Слова и предложения»

Развитие образного мышления, обогащение речи, тренировка произношения звука Х.

32

«Слова и предложения»

Развитие связной речи, закрепление знаний об окружающем мире.

33

«Схема предложения»

Научить составлять схему предложения. Активизация в речи  глаголов, развитие образного мышления. Тренировка произношения звука Ц.

34

«Проверь себя»

Проверка знаний об антонимах, проверка умения располагать слова в нужном порядке в предложении.

35

«Читаем вместе»

Расширение знаний об окружающем мире; развитие связной речи, закрепление умения составлять предложения.

36

«Прочитай кА»

Активизировать в речи антонимы, объяснить значение непонятных слов. Совершенствование техники чтения.

37

«В мире пословиц»

Знакомство детей с пословицами, развитие речи, закрепление умения составлять предложения с данными словами; активизация в речи слов –предлогов.

38

«Знакомые знаки»

Закрепление знаний о знаках, которые могут ставиться в конце предложения; отработка интонации в зависимости от знаков.

39

«Схемы предложений»

Закрепление знаний о окружающем мире; развитие речи, продолжаем учиться составлять схемы предложений.

40

«Схемы предложений»

Закрепление знаний о окружающем мире; развитие речи, продолжаем учиться составлять схемы предложений

41

«Читаем вместе»

Расширение знаний об окружающем мире; развитие связной речи, закрепление умения составлять предложения.

42

«Составляем предложения»

Закрепить умение составлять предложения с заданными словами; расширение знаний об окружающем мире; развитие речи.

43

«Читаем и составляем»

Закрепление умения составлять схему предложения, закрепление знаний о окружающем мире.

44

«Читаем на время»

Чтение на время, отработка  техники чтения, пересказ текста.

45

«Читаем скороговорки»

Закрепление знаний о гласных буквах, твердых и мягких согласных. Тренировка произношения звука Ш.

46

«Читаем на время»

Чтение на время, отработка  техники чтения, понимание содержания рассказа.

47

«Читаем вместе»

Активизация в речи  синонимов. Совершенствование навыков чтения; умение ориентироваться в стихотворных произведениях.

48

«Проверь себя»

Поверка  знаний о гласных и согласных буквах. Проверка уровня внимания.

49

«Проверь себя»

Проверка умения составлять предложения используя определенные слова. Проверка звукопроизношения; уровня кратковремменой памяти.

50

«Проверь себя»

Проверка знаний о мягких слогах. Проверка знаний о твердых слогах.

51

«Подскажи словечко»

Закрепление знаний об окружающем мире. Совершенствование навыков чтения, понимание текстов. Умение ориентироваться в стихотворениях.

52

«Читаем вместе»

Совершенствование навыков чтения, понимание текстов. Умение ориентироваться в тексте.

53

«Почитай рассказ»

Закрепление знаний об окружающем мире, активизация глаголов  в речи. Формирование навыков ориентироваться в тексте.

54

«Читаем вместе»

Совершенствование понимания прочитанного; техники чтения; развитие кратковременной памяти»

55

«Профессии»

Закрепление знаний о профессиях; активизация в речи ребенка глаголов.

56

«Наши пословицы»

Ознакомление с пословицами; совершенствование навыка понимания прочитанного.

57

«Читаем вместе»

Закрепление знаний об окружающем мире, активизация глаголов  в речи. Формирование навыков ориентироваться в тексте.

58

«Уроки чтения»

Совершенствование навыков чтения, понимание текстов. Умение ориентироваться в тексте.

59

«Читаем вместе»

Формирование навыков ориентироваться в тексте.

Совершенствование навыков чтения.

60

«Закончи предложение»

Развивать навыки согласования окончания существительных с падежными вопросами; развитие связной речи.

61

«Мыльные пузыри»

Научить выделять главную мысль в тексте; развитие логического мышления.

62

«Проверь себя»

Проверка умения пользоваться словами предлогами. Проверка знаний об антонимах. Проверка умения располагать слова в нужном порядке в предложении.

63

«Проверь себя»

Поверка умения находить предложения среди слов и словосочетаний. Поверка умения составлять предложения из слов, различать предложения с различной интонацией.

64

«Читаем вместе»

Развитие логического мышления; умения классифицировать предметы. Улучшать технику чтения.

65

«Угадай – кА»

Закрепление знаний о слогах. Совершенствование умений согласовывать существительное с прилагательным.

66

«В мире животных»

Закрепление знаний об окружающем мире. Улучшать технику чтения.

67

«Составь слово»

Развивать логическое мышление, закреплять умение составлять слова.

68

«Составь слово»

Закреплять умение составлять из предложенных слогов слова. Улучшать технику чтения.

69

Диагностика

Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах.

70

Диагностика

Изучение уровня сформированности знаний о звуках буквах словах.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»

Программа  дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста  по подготовке руки к письму «Ловкие пальчики»Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Говорим правильно»

Основная программа кружка основывается на авторской  технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чис...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет) «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка руки к письму» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова воспит...

Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности «Азбука безопасности».

Программа расчитана на детей 4- 5 лет. Цель программы: формирование у воспитанников устойчивых навыков, знаний безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством системы методов и сред...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики»

Программа дополнительного образования по подготовке руки к письму  для детей старшего дошкольного возраста  (5 – 7 лет) «Ловкие пальчики» предназначена для детей старшего...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»

Рабочая программа  дополнительного образования  для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...