Кружок по Обучению грамоте
классный час по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ольга Владимировна Кашкарова

Грамотейка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_gramoteyka.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Утверждаю
                                                                                                                            Заведующий  МБДОУ д/с №1 г.

 Турана  Ч.К.Сарыг
_____________________

РАБОЧАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

для детей дошкольного возраста 6-7 лет
срок реализации 1 год

                                                                                                                             

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

    Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

     Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ 

Формирование предпосылок к обучению грамоте.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.
  • Развивать психологические процессы.
  • Формировать  навык самоконтроля.

Направленность : социально – педагогическая.

        Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими   правилами  и        нормами»: 25-30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).

Содержание занятий:

1.Звуки:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

2.Буквы:

- знакомство с буквами;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

3.Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

-

4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

-  выявление  повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

5.Словосочетание:

-знакомство с понятием «словосочетание»;

-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;

6.Предложение:

-знакомство с понятием «предложение»;

-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;

-работа с деформированным предложением;

-интонационная законченность.

7.Текст:

-знакомство с понятием «текст»;

-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;

-работа с деформированным текстом;

-пересказ текста.

Дети должны знать ( к концу учебного года)

  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст,  ударная гласная, ударный слог;
  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;

Дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;
  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки  и соответствующие им буквы;
  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;
  • определять ударные  гласные, слоги;
  • определять в словах место и последовательность звуков;
  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
  • выполнять звукобуквенный анализ слов;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  РАБОТЫ КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

 Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество занятий

     Месяц

        1

Мониторинг

Звуки вокруг нас

Словесная игра «Кто как кричит»

Игра - драматизация Л. Пантелеев «Как поросенок научился говорить»

2

1

сентябрь

2

Слово.

Игровые упражнения «Секреты слов»,

«Звуки заблудились»

1

сентябрь

3

Звук. Слово.

Игровое упражнение «Найди отличия»

1

сентябрь

4

Звук «а» и буква Аа

Игровое упражнение «Пес Алый»

Подготовка руки к письму.

1

сентябрь

5

Звук «у» и буква Уу.

Игровое упражнение «Уля песенку поет»

Подготовка руки к письму.

1

сентябрь

6

Звук «и» и буква Ии

Игровое упражнение «Найди звук «и»

Пальчиковая игра «Скакалка»

1

сентябрь

7

Звук «э» и буква Ээ

Игра «Кто это? Что это?»

Игра «Прятки»

1

октябрь

8

Звук «о» и буква Оо

Игра «Где прячется звук»

Речевая игра «Медведь и заяц»

Подготовка руки к письму

1

октябрь

9

Звук «ы» и  буква ы

Деление слов на слоги.

Подготовка руки к письму.

1

октябрь

10

Слог

Игра «Кукольный переполох»

Деление слов на слоги.

Подготовка руки к письму.

1

октябрь

11

Ударение

Игра – драматизация  Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться»

Деление слов на слоги.

Подготовка руки к письму.

1

ноябрь

12

Предложение

Игра «Найди гласный звук»

Игра «Измени слово»

Упражнение «Составь предложение»

Подготовка руки к письму.

1

ноябрь

13

Звуки «м –м,» и буква Мм

Игровая ситуация «Фокус»

1

ноябрь

14

 Звуки «н-н,» и буква Нн

Игровая ситуация «Наша сказка»

Подготовка руки к письму.

1

ноябрь

15

Звуки «б –б,» и буква Бб

Игра «Магазин»

Подготовка руки к письму.

1

декабрь

16

Звуки «п – п,» и буква Пп

Словесная игра «Попугай»

Подготовка руки к письму.

1

декабрь

17

Буква Йй

Игра «Измени слово»

Упражнение «Посолим суп»

1

декабрь

18

Сочетание звуков «jа» и буква Яя

Игра «Один – много»

Словесная игра «Лесная школа»

1

декабрь

19

Сочетание звуков «jу» и буква Юю

Игра «Договори слово»

Игра «Юля шьет»

Подготовка руки к письму.

1

январь

20

Сочетание звуков «jо» и буква Ее

Рассказ про ежика.

Проговарвание слогов.

1

январь

21

Сочетание звуков «jэ»  и буква Ее

Игра «Один – много»

Подготовка руки к письму.

1

январь

22

Звуки «в –в,» и буква Вв

Игра «Кто  где живет»

Подготовка руки к письму.

1

январь

23

Звуки «ф –ф,» и буква Фф

Рассказ про филина.

Игра «Снегопад»

1

февраль

24

Звуки «т-т,» и буква Тт

Игра «Было – стало»

Упражнение «Трамвай»

1

февраль

25

Звуки «д – д,» и буква Дд

Игра «Подскажи словечко»

Игра «Договори слово»

1

февраль

26

Звуки «к - к,» и буква Кк

Игра «Животные и их детеныши»

1

февраль

27

Звуки «г - г,» и буква Гг

Чтение Е. Благинина «Галки»

Подготовка руки к письму.

1

март

28

Звуки «х-х,» и буква Хх

Игра «Шел охотник..»

Развитие мелкой моторики.

1

март

29

Звуки «с – с,» и буква Сс

Игра «Узнавайка»

Игра «Я дружу ..»

1

март

30

Звуки «з-з,» и буква Зз

Игра «Найди слово»

Игра «Буквы спрятались»

1

март

31-32

Звук «ц» и буква Цц

Упражнение «Поймай звук»

Работа с предложением.

Звук «ш» и буква Шш

Игра «Прятки»

Упражнение «Звуки спрятались в словах»

Развитие мелкой моторики.

1

1

апрель

апрель

33

Звук «ч» и буква Чч

Игра «Закончи предложение»

Игра «Договори слово»

Игра «Назови ласково»

1

апрель

34.

Звук «щ» и буква Щщ

Упражнение «Я ищу..»

Подготовка руки к письму.

1

апрель

35.

Звуки «л-л,» и буква Лл

Упражнение «Ласточка»

Игровое упражнение «Пила»

1

май

Звуки «р-р,» и буква Рр.

Игра «Слова»

Подготовка руки к письму.

1

май

Звук «ж» и буква Жж

Упражнение «Жук жужжит»

Речевая игра «Звуки – буквы»

1

май

Буквы ь и ъ

Упражнение «Буква – звук»

Чтение Г. Сапгир «Тень»

1

май

Алфавит .Закрепление. Мониторинг.

1

май

Итоговый досуг по обучению грамоте «Путешествие с Незнайкой»

Данная рабочая программа разработана на основе программ и  методических рекомендаций:

  • Гризик Т.И., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М.: «Просвещение», 2009.

Итоговый досуг по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие с Незнайкой»

Задачи:

•        закреплять умение выполнять звуковой анализ слов,

•        делить слово на слоги,

•        преобразовывать слова в форму множественного числа,

•        составлять слова из заданных букв;

•        развивать фонематический и речевой слух,

•        зрительное восприятие, мышление, внимание, память,

•        воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: костюм Незнайки (взрослый); карточки с изображением предметов множественного и единственного числа; касса букв; цветные фишки для звукового анализа на магнитах; азбука; картонные буквы; сундук.

Ход занятия:

Дети проходят в зал и садятся на стульчики. В зал входит Незнайка.

Интересуюсь, знают ли дети, герой какого произведения этот мальчик. Кто автор произведения? Какие еще произведения этого автора они знают.

Незнайка рассказывает, что сегодня у него день рождения, ему исполнилось 7 лет, и что он осенью тоже пойдет в школу. Показывает письмо, которое не может прочесть, так как не знает буквы.

Зачитываю письмо, адресованное Незнайке.

Дорогой Незнайка!

Поздравляем тебя с Днем рождения!

Желаем тебе здоровья, счастья и успехов в учебе!

Приглашаем тебя в гости. Мы приготовили тебе сюрприз! Прилетай!

Твои друзья.

Незнайка очень рад, что его друзья приготовили ему подарок, только он боится один лететь за ним. Незнайка приглашает детей отправиться с ним в путешествие. Выясняю, знают ли дети, на чем можно летать. Дети встают в круг.

Физкультминутка.

Дети изображают различные «летательные аппараты» (самолет, ракета, воздушный шар, метла). Незнайка выбирает подходящий вид транспорта для путешествия (ракета).

Объясняю Незнайке и детям, что для отправления в путешествие необходимы билеты, которые нельзя купить. Их можно получить с помощью знаний. Но так как Незнайка ничего не знает, к нему на помощь приходят дети.

Задание № 1. «Один – много»

Показываю картинки. Предлагаю детям ответить, как мы скажем, если таких предметов будет много?

Носок – носки — (много) носков

Платок – платки – платков

Сапог – сапоги – сапог

Карандаш – карандаши – карандашей

Ложка – ложки – ложек

Кубик – кубики – кубиков

Конь – кони – коней

Кошка – кошки – кошек

Стул – стулья – стульев

Ухо – уши – ушей

Тополь – тополя – тополей

Помидор – помидоры – помидоров

Воробей – воробьи – воробьев.

Дети справляются с заданием, часть из них получают билеты.

Задание № 2. «Волшебные превращения»

Дети делятся на 2-3 группы. На доске висят карточки с буквами. Задача каждой группы детей «превратить» эти буквы в слова.

М Л Е (мел)

Н С О (нос)

Т Р О (рот)

О М Д (дом)

Е Л С (лес)

О К Т (кот)

Часть детей получают билеты. Незнайка говорит, что без помощи детей не справился бы с таким сложным заданием, так как он не знает даже названия букв.

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково,

Их поставишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Дети исполняют песню «Алфавит» (авторы: И. Резник, Р. Паулс)

Задание № 3. «Ребус»

Предлагаю решить ребус, чтобы узнать, куда Незнайка приглашает нас в путешествие.

Дети делятся на 4 группы. Показываю 4 картинки. Каждой команде достается 1 картинка. Дети буквами записывают слово, обозначающее предмет на картинке. Первая буква зашифрованного слова, буква, с которой начинается слово на первой картинке. (Л одка). Вторая буква – буква, которая стоит в середине второго слова (л У к). Третья буква – в конце третьего слова ( кра Н). Четвертая – первая буква четвертого слова (А ист). Зашифрованное слово ЛУНА. Остальные дети получают билеты.

Билеты получены, можно отправляться в путешествие.

Незнайка приглашает детей в круг, произносит волшебные слова и просит повторять за ним.

Чистоговорка:

Ра-ра-ра — начинается игра.

Са-са-са – ждут в пути нас чудеса.

Чу-чу-чу – путешествовать хочу.

Им-им-им – на ракете полетим.

Физкультминутка. «Роботы и волшебные птицы» (дети танцуют под музыку, сначала мальчики изображают роботов, музыка меняется – девочки изображают волшебных птиц, музыка чередуется).

Незнайка находит подарок-сюрприз, который приготовили ему его друзья-лунатики (сундук, на котором висит замок). Незнайка не знает, как открыть такой замок. Говорю ему, что нужно подобрать КОД. Незнайка путает слова КОТ и КОД. Объясняю ему и детям, что от перемены букв в слове меняется смысл слова.

Но для того, чтобы вернуться обратно в детский сад, детям необходимо сделать звуковой анализ слов. Дети делятся на 3 команды. Загадываю загадки.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд.

(Ответ: Ракета)

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет …

(Ответ: Пилот)

Для пилота дом родной

Это наш аэродром.

Он проделал долгий путь,

Чтоб немного отдохнуть.

А когда он отдохнет-

Вновь отправится в …

(Ответ: Полёт)

Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют за Незнайкой:

Ра-ра-ра – вот и кончилась игра

Ат-ат-ат – возвращаемся мы в сад!

Дети садятся на свои места.

Незнайка радуется, что у него такие замечательные друзья, что они все так дружно выполняли и помогли ему получить не только подарок, но и знания.

Дети исполняют песню «Песенка Друзей».

Незнайка прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.

Отчёт по кружковой работе. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.Предшкольную подготовку хотят сделать в нашей стране обязательной. Кружковая работа  помогает решить...

кружок по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...

" Кружок по обучению грамоте "

" Кружок по обучению грамоте "...

"Веселая азбука" Кружок по обучению грамоте (Обучение чтению)

Кружок по обучению грамоте в старшей группе 5-6 лет дошкольного возраста...

Кружок по обучению грамоте в старшей группе «Весёлая азбука»

Цель кружковой работы:  развитие и совершенствование речевой деятельности, как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка.Задачи: - развитие зрительного и слухового внимания и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружок «Букварёнок»(обучение грамоте)

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. В последние годы многие учителя начальных классов от...

Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"

Кружок по обучению грамоте "АБВГДЕЙКА"Руководитель кружка воспитатель высшей квалификационной категории Куницына Ирина Владимировна...