Отчёт. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.
методическая разработка на тему

Козицына Елена Анатольевна

Отчёт по кружковой работе. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.

Предшкольную подготовку хотят сделать в нашей стране обязательной. Кружковая работа  помогает решить эту проблему. Один из востребоваемых кружков в нашем детском саду является обучение детей чтению. Главное в работе не только обучить детей навыкам чтения,  чтение должно быть осознанным, обязательное понимание прочитанного. Через кружковую работу идёт приобщение к истокам русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_attestaciyu_po_kruzhkovoy_rabote.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

План

I. Введение…………………………………...........………............…. 2

1.1. Что такое предшкольное образование …….……………………………..………...……........................................... 2

1.2. Актуальность организации предшкольной подготовки.…………………………...………..…...........................................   3

1.3. Какие знания необходимы ребёнку. Готовность  к обучению грамоте. ……………………………....….....................................................................   4

II. Кружок по обучению грамоте одно из средств предшкольной подготовки.…………………………………........................................13

2.1. Анализ собственного опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Характеристика параметров школьной готовности.....................

2.1.  Взаимодействие дошкольного и начального общего образования по вопросам физического воспитания и психологической подготовки детей к обучению ………………………………………………………….................  16

2.2. Организационные формы преемственности дошкольного и начального общего образования в детском саду……………………….........................…18

2.3. Роль семьи в решении вопроса о преемственности между детским садом и школой……………………………………………………………......20

III. Практическая часть……………………………............. ............23

3.1. Работа с родителями..................................................................................23

3.2. Работа с детьми..........................................................................................26

3.3. Взаимодействие с узкими специалистами ДОУ ....................................29.

3.3. Взаимодействие  с учителями начальных классов..................................30

III. Заключение………………….............………………… .............  32

Приложение ……………………………….............….........................33

Список литературы……......................................................................34


   Введение.

Детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.

Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно малыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли было отдавать его в детский сад? Действительно ли малышу там хорошо? Внимательны ли к нему взрослые? Не обижают ли дети?». Но заботливый, добрый взгляд воспитателя вселял надежду. Постепенно отступила тревога за малыша.

«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами, контрольными и домашними заданиями.  Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый школьник, достигая определенного возраста, идет в школу.

От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения будущих первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.

 Как помочь маленькому человеку, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость продуманного подхода к организации предшкольной подготовки к обучению первоклассников.

1.2. Актуальность организации предшкольной подготовки.

Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, «нашим традициям ближе понятие "образование детей старшего дошкольного возраста"».

Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но  из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки .

            Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой

На августовском Всероссийском форуме работников системы дошкольного образования обсуждалась идея сделать предшкольную подготовку для детей 5-6 лет в дошкольных учреждениях обязательной. Главный аргумент сторонников - выровнять стартовые возможности будущих первоклашек, чтобы уже с начальной школы не было деления на изгоев и отличников. Такая практика существует в европейских странах. Есть определенный опыт и в России.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают  воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это  позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные  способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Каждый малыш стремится к творчеству и движению.

Они приносят детям радость, уверенность в себе, помогают узнавать себя и мир вокруг. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а взрослым увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!

В нашем дошкольном образовательном учреждении  работают   секции, кружки, клубы различной направленности, которые  являются одной из форм предшкольной подготовки детей. Одной из наиболее востребованных  услуг  -  обучение чтению. Ребёнку тяжело освоить чтение, когда он приходит в школу «с нуля», не умея читать. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому ребёнка следует обучить чтению до школы, чтобы тем самым помочь ему справиться и пережить нелёгкий период адаптации к школьной жизни.

Новизна опыта  заключается в использовании возможности воздействия системы занятий по обучению чтению на активизацию развития ребёнка в условиях разноуровневой дифференциации. 

Степень новизны: усовершенствование.

II. Кружок по обучению грамоте как одна из форм предшкольной подготовки.

2.1. Психологические предпосылки обучения детей дошкольного возраста чтению.

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Необходимо  помнить, что формирование навыков чтения происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи. С помощью восприятия ребёнок слышит звуки и знакомится с образом букв, которыми они обозначаются. Память помогает малышу запомнить буквы. Мышление даёт ребёнку возможность понять, как складываются буквы в слоги и слова, а слова в предложения. Развитая речь и распределение внимания позволяют малышу осмысливать прочитанное. Внимание помогает сосредоточиться на выполнении задания. Для каждого возраста характерны свои особенности развития познавательных процессов.  В отечественной и зарубежной литературе описан факт "языковой одаренности" детей 5-7 лет. Этот возраст - время особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя учитывать при обучении грамоте. По мнению основоположника отечественной научной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинского, обучение грамоте выступает в качестве главного, центрального предмета, входящие во все другие предметы и собирающие в себе их результат. Работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметила, что именно у детей в возрасте 5 - 7 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Именно этот возраст,  по мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

 У дошкольников усвоение происходит не путем запоминания правил с их последующим применением, как у старших детей, а через постепенное осознание

Однако, “Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому обучение грамоте было решено организовать на кружковых занятиях. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. 

2.2.  Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

- умение выделять заданный звук в потоке речи;

- умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

- владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.

3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

5. Умение составлять рассказы по серии картинок  по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Овладевая  навыками чтения, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают для него в смысловом отношении. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), означающих звуки речи. Усвоив элементарные технические навыки чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении – он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающихся от правил организации устных высказываний. Поняв значение всех слов в прочитанной фразе,  ребенок должен затем объединить их в целое, составляющее смысл фразы. Полноценное освоение навыков чтения предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи.


2.3. Цели и задачи создания кружка по обучению грамоте «Буковка».

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей и целью кружка по обучению детей чтению, который мы назвали «Буковка». Составили  систему занятий   на основе методики обучения чтению  Эльконина Д.Б, с  включением  элементов методик обучения чтению в начальных классах  Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. , методических указаний Бажановой Е.А., ; «Как хорошо уметь читать!» Шумаева Д.Г.  План-программа рассчитана на 1 год обучения.

Основной целью кружковой работы по обучению чтению является совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения, закрепления умений проводить звуковой анализ слова, членить предложения на слова (определять количество слов), читать предложения и тексты с пониманием.

В связи с этим основными задачами кружка по обучению чтению  являются следующие: развивающие – развивать фонематический слух детей (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность), вырабатывать отчётливое, правильное и громкое произношение слов, слогов и звуков речи; обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями; образовательные – обеспечение овладения  минимальным уровнем знания фонематических, звуко-буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению,    обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений; учить плавному слоговому чтению, умению печатать односложные, двусложные слова самостоятельно, трёхсложные - по образцу, простые предложения, состоящие из 2 - 3 односложных или двусложных слов; учить читать слова с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных, с твёрдыми и мягкими согласными, с Ъ и Ь знаками; учить отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед группой детей, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям. Учатся дети отгадывать загадки, шарады, анаграммы; воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Система занятий  основана  с учётом принципов: последовательности,  доступности, наглядности,  индивидуализации, результативности, межпредметности.

Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых  включает в себя несколько программных задач.   На занятии детям предлагаем как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение  проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать  ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.

На первом этапе проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи, на основании которой будет строиться дальнейшая работа руководителя кружка. В начале работы кружка по обучению чтению используем в основном фронтальную форму организации занятий, поскольку дети находятся примерно  на одном уровне. Так как они по-разному усваивают изученный материал, находятся на разных этапах освоения грамоты, то далее работа проводится по подгруппам (объединение по два или более) и индивидуально с каждым. Широко применяем дифференцированный подход, так как процесс чтения может тормозиться по разным причинам, связанным с возрастными особенностями:

 Первая – малое поле зрения при чтении. При медленном чтении глаз читающего останавливается на каждом слове, начинающий читать ребёнок видит одну-две буквы в слове. Увеличение скорости чтения основано на охватывании взглядом сразу нескольких слов.  Глаз останавливается реже – ребёнок читает быстрее, лучше понимает текст, потому что до сознания читающего доходят целые смысловые понятия, а не отдельные слова, которые надо ещё соединить друг с другом. Поэтому надо начинать с чтения  слогов, односложных слов.

 Вторая – регрессия глаз, то есть непроизвольные движения глаз к непонятным словам, предложениям.  Этот недостаток самый распространённый у детей, он затрудняет процесс чтения. Детям дошкольного возраста надо читать небольшие тексты, внутри которых есть предметные картинки. Тексты читать лучше вместе с ребёнком.  

Работа над устной речью детей начинается с первого дня занятий, учитывая то, что уже осознаётся ребёнком в его речевой практике: «слово», «звук», «буква». Понятие «слог» вводится лишь тогда, когда малыши начинают читать первые слова. Изучение букв происходит ежедневно и по одной, и по две, и по три. Когда дети начинают читать целые фразы, вводится понятие «предложение» и грамматические правила о большой букве и раздельном написании слов в предложении.

2.4. Содержание  работы кружка по обучению грамоте детей.

Система занятий  включает в себя работу по четырём основным направлениям:

Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!

При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя  звуки  друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий,  чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые  слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» ( про маму: МА, МО, МУ и т.д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит.д.), что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.

Проводя игры со словом,  уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.

Работая  над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.

Одной из сложнейших задач методики обучению чтению  является расстановка звуков, букв и порядок их изучения. В размещении букв учитывается участие звуков и букв в составлении слова, простота и сложность произношения звука и его графическая форма, базовая роль одного звука для изучения другого звука, обеспечение связного чтения.

В  первую очередь  по составленной системе занятий изучаем гласные звуки, для начала при которых согласный звук остаётся твёрдым, затем – гласные, согласный звук при которых становится мягким. Что даёт возможность потом определять мягкость и твёрдость согласных звуков.  Далее   целесообразно  после гласных звуков, начать изучение сонорных звуков: «л», «м», «н», «р». Последовательное изучение этих согласных, один за другим, что положительно влияет на улучшение скорости и качества чтения. Затем включаем  в изучение парные согласные одновременно, чтобы на практике  слышать и сравнивать – звонкий или глухой. После всего этого оставшиеся  согласные звуки и буквы в зависимости от степени легкости и сложности изучаются последовательно.

Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы  прозы и поэзии. Поэтому  до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений,  то далее надо стремиться насытить  их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. По окончании курса обучения грамоте дети выходят читающие и с ярко выраженным интересом к чтению.

2.5. Методы и приёмы успешной реализации план-программы по обучению детей чтению.

Чтобы успешно реализовать план-программу по обучению детей чтению,  используем разнообразные методы и приёмы: заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ-беседа, рассматривание, наблюдение – «На что похожа буква», воссоздание из силуэтов, закрашивание только гласных, словесные игры, дидактические игры: «Кто здесь живёт?» (составить животное из букв разрезной азбуки», «Цепочка слов», «Бросаемся слогами», «Поиск» (ищем предметы с заданным звуком),  сочетание предмета и надписи, записывание слов самими детьми маркерами на магнитных досках,  «Дополни предложение» (или игра «Скажи наоборот»), «Буква-картинка-слово», плакаты-объяснялки, «Буквоежки» (внутри большого слова найти маленькое слово, например,  ЭКРАН-КРАН). Нами разработаны упражнения, помогающие спонтанному обучению чтению. Их последовательность такова: чтение с мелкими предметами (выбираются три предмета, затем педагог кладёт надпись с нужной игрушкой, после чего карточки перемешиваются,  дети выкладывают карточки к нужным предметам), чтение с предметным окружением, классификация при чтении  (работа с картинками, карточками, затем ), чтение-задание (последовательность слов: «Принеси мне карандаш.»  – Ребёнок выполняет задание.), работа с тетрадями для чтения (использование книжек-малышек, чтобы дети отличали набор предложений, от рассказа).

Используем всё чаще метод целых слов. Методика проста – на карточках пишем названия предметов, окружающих ребёнка в повседневной жизни. Карточки прикрепляем к предметам, им соответствующим. В течение недели-двух карточки висят, постоянно обращаем внимание ребёнка: «Что написано на карточках». Затем карточки убираем. Ребёнок сам раскладывает карточки на предметы. Постепенно в эту игру вовлекается всё большее количество предметов.

Развивая фонематический слух малышей, необходимо систематически выделять, узнавать, различать фонемы родного языка, т.к. хорошо развитый фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и письма.

Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию, наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове другим, чтение анаграмм и др.

Широко используется приём сравнения при ознакомлении детей с мягкими согласными, мягкость которых подчеркнута определёнными гласными и Ь, при ознакомлении с парными согласными, Ъ и Ь разделительными знаками.

Дети с увлечением печатают буквы, слоги, слова, предложения, как по точечному образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение», «Напиши предложение из прочитанных слов». Эта работа вносит осмысленность в процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мускульную память.

Методы обучения многогранны.Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.

Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.

Организуя обучение, планируем следующие результаты: овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит»;  различать гласные, твердые и мягкие согласные; правильно ставить ударение в знакомых словах.; плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения.

По итогам обучения проводится диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи. Она составлена в соответствии с системой работы  по обучению чтению, основывается на  диагностику  Эльконина Д.Б.  По окончанию первого полугодия проводим промежуточную диагностику, которая помогает определить на каком уровне обучения находится ребёнок: активен или пассивен, допускает ли ошибки в работе со звуками, слогами,  словами и предложениями, сам исправляет или с помощью взрослого, самостоятелен ли при выполнении заданий и т.п.

2.6. Работа с родителями.

Данное обучение невозможно вести без совместной работы с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей.                Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога.        Родители должны тоже быть активными участниками процесса. В течение года не раз проводится анкетирование, чтобы вовремя внести корректировку в план-программу и в индивидуальные занятия. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки.  С большим успехом всегда проходят “Дни открытых дверей”, где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Они с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые вызывают огромный интерес малышей и взрослых,  способствует возникновению желания  мам и пап заниматься со своими детьми. Совместное создание предметно-развивающей среды для детей, участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, родительские гостиные, тренинги по запросам родителей,  мастер-классы, совместное творчество родителей, детей и специалистов  и дают положительные результаты. Какой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в интеллектуальных состязаниях, праздниках и досугах, в работе кружка.

В тесном взаимодействии с родителями педагог проводит  диагностику развития ребенка, планируют образовательный процесс, создают развивающую игровую среду.

Руководитель кружка  рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.

Заключение.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом из нас), его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.

Но существуют определённые  правила для успешного обучения чтению:

Поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.

Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.

Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.

Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.

Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они  сделали  для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны.   У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки

Календарно-тематическое планирование в объединении ,,АБВГД-ейка\'\' (обучение грамоте) предназначено для студии предшкольной подготовки детям 5-6-ти лет....

Использование возможностей дополнительного образования как вариативной формы предшкольной подготовки детей.

На сегодняшнем этапе планируемые итоговые результаты осовения детьми основнорй общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают развитие у ребёнка интегративных качеств.В связи с эти...

Обучение грамоте детей в игровой форме

Обучение звуковому анализу и синтезу...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...