Методическая разработка на тему: «НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Материалы по обучению дошкольников грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_otkrytoe.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Воспитатель Клопшина Галина Александровна                

Методическая разработка на тему: «НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе».

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие».

Цель: выявить готовность ребёнка к освоению чтения и навыков письма.

Задачи:

Речевые (коммуникативные): Упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;

Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Демонстрационный материал: карточки со слогами, карточки со словами: ЛАСТИК, ЛИНЕЙКА, КАРАНДАШ, РУЧКА, ПЕНАЛ; карточка с физкультминуткой, карточка с предложением «Миша идёт в школу».

Раздаточный материал: конверты (гласный звук,  согласный звук мягкий, согласный звук твёрдый, согласный звук звонкий, согласный звук глухой,  карточки с картинками; чистые листочки, загадки; пеналы с карандашами и линейками, а также крышки от пластиковых бутылок.

Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающие.

                                                Ход занятия:

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 

Все садимся на места,

Ждут нас славные дела.

В: Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Вот и заканчивается учебный год и скоро вы пойдете в школу. Сегодня каждый из вас может проверить себя и доказать нашим гостям, что вы действительно готовы к школе, чему вы научились за год. Готовы показать свои знания и умения?

В:   Сегодня к нам в группу пришло  писмо. Давайте прочитаем его.

«Мои дорогие друзья! Меня зовут Грамотейка. Сегодня, я вас приглашаю  в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране  Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»

В: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?

- Кто мне расскажет, что такое звуки? Это все что мы слышим и произносим  - Какими бывают звуки? ( гласные и согласные ) - Произнесите гласные звуки:  а, о, и, ы,  - Как мы можем узнать, что они действительно гласные?  Когда произносим гласные звуки голос при выдохе не встречает никаких преград, они тянутся и поются. - А теперь произнесите согласные звуки: т, м, р, с, б, к,  - Как мы можем узнать, что они действительно согласные?  При произнесении согласных звуков голос на своем пути встречает преграды: это язык, зубы, губы  - Какими могут быть согласные звуки? ( Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие)

- Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков?  звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим, читаем.  

- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)

- Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука.

Буквы Ж, Ш, Ц –  всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука. - Ребята, кто скажет, что такое слоги?  Это когда согласный звук произносят вместе с гласным.

 В: Молодцы. А теперь следующее Задание. «Отгадай загадку»

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

В:  Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки в словах – картинках и составить из них слово. Найдите на своих столах конвертики под № 1. Посмотрите, что  лежит в этих конвертах.

Дети. Буквы.

В:  Мы с вами помним, что буква – это графическое изображение звука. Сейчас на экране вы увидите картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдете букву, соответствующую данному звуку и выложите перед собой. Задание понятно?

 шар, котенок, обруч, лимон, арбуз.

В: Какой первый звук в слове «Шар»?

Дети. Звук [ш].

В: Найдите букву, которая обозначает звук [ш] и положите её перед собой. Это первая буква слова – отгадки.

Продолжаем выполнять задание.

 Дети выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед собой буквы: Ш  К О Л А

В: Что за слово у нас получилось, прочитайте его?

Дети. Школа

В: А сейчас у нас перемена (физ.минутка «Ветер дует нам в лицо..»

В: Молодцы,  ребята все вы знаете что слова состоят из частей, которые называются слоги.

 «Составь слова из слогов». (пе нал, руч-ка, рюк-зак, шко-ла,ка-ран-даш)

В: следующее задание «Раздели слова на слоги», а чтоб узнать какие это слова, отгадаем загадки.

ЗАГАДКИ

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом,

Очень пригодится... (ластик)

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь...(линейка)

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)

Я с собой её ношу,

Всё, что нужно, напишу.

Замечательная штучка

Самопишущая... (ручка).

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -... (пенал)

В: Чтобы разделить слова на слоги, какое нужно использовать правило?  Сколько в слове гласных столько и слогов.

В: А теперь ребята пройдем за столы. Слово-карточка «пенал» на доске . Следующее задание «Составь звуковой анализ отгаданного нами слова «пенал». У вас настолах конверт с номером 2.

В: Итак, начнем звуковой разбор слова ПЕНАЛ. Назовите, пожалуйста, первый звук в слове ПЕНАЛ.

Дети. Звук [п’].

В: Кто  даст характеристику этому звуку?

Ребенок. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.

В: Какого цвета квадрат мы подберем для этого звука?

Дети. Зеленого цвета.

Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают

В: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

 В: Ребята, все вы помните, что слова складываюся в предложения. В каждом предложении о чё-то сообщается, о ком то говориться. Предложения бывают длинными и короткими. Привидите пример.

- Ребята, что-то написано на доске? кто прочитает? Миша идет в школу. -предложение «Миша идет в школу.»

-Что мы прочитали? ( предложение )

Приступим к заданию «Работа с предложением»

- Что такое предложение? ( это набор слов, связанных между собой по смыслу и содержат законченную мысль. - Чтоб начать писать предложение, какое правило мы должны знать? Предложение пишут с большой буквы. - А что ставим в конце предложения?  В конце предложения ставят точку  - А какие еще знаки ставят в конце предложения? / Вопросительный знак, восклицательный  - Сколько слов в этом предложении? 4 слова.  - Первое слово.........Миша.

- Второе..........идёт. Третье...............в. Четвертое........школу  - Назовите короткое слово в этом предложении (в ) Задание на листочке

- Запишем схему предложения на листочке. !_______ ___  _ ___ .

Следующее задание«Где прячется звук [р]?»

Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.

Воспитатель читает загадки на слайдах. Дети отгадывают загадки, после чего рядом появляется картинка – отгадка.

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый... (ранец)

В: Где в этом слове живет звук [р]?

Дети.  В начале слова.

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)

В:Где в этом слове живет звук [р]?

Дети.  В конце слова.

Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь).

В: Где в этом слове живет звук [р]?

Дети.  В середине слова.

В: Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

В: Ребята, Вы все уходите в школу. Давайте  изготовим для ребят, которые остаются в садике буквы, с помощью них они смогут складывать слоги и составлять слова, тем самым научатся читать. Для этого мы используем необычный материал: крышечки, а сверху мы напишем буквы.

Я сейчас буду загадывать загадки, а вы будете писать буквы на крышечкак.

1.Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву ...(О)

2.Давно известно детям всем: Корова знает букву ...(М)

3.Если сделаю я губки. Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу, То услышишь букву... (У)

4.В слове рот и в слове крот  Эта буковка живёт.

В слове тигр она р-р-рычит, В слове крик она кричит. (Р)

5.В слове мы и в слове вы

Есть такая буква (Ы)

6.Целый час жужжит уже На цветочке буква ...(Ж)

7. Киска сливки пьёт из миски, Эта буква есть в ириске.

Знают все друзья мои, Эта буква — буква (И)

8. На заре звенит звонок, На двери висит замок.

Есть в занозе и козе  Эта буква — буква (З)

Молодцы, ребята теперь мы наши готовые буквы сложим в сундучок  и передадим нашим ребятам. В сундучке подарки от Грамотейки.

- Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам наше занятие? Чем мы занимались? Какие вам задания понравились? Вот и подарок вам от Грамотейки. (Закладки со звуками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказке В. Сутеева «Кто сказал МЯУ?»

Образовательная деятельность для воспитанников подготовительной к школе группы по развитию речи и обучению грамоте составлена с учетом уровня речевого развития, индивидуальных особенностей детей, и на...

Методическая разработка на тему: «Сценарий ко дню матери в подготовительной к школе группе»

Цель: Формирование семейных ценностей, прививать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку.Задачи: - создание доброжелательной и веселой атмосферы праздника;- разв...

Методическая разработка по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для дошкольников с ОНР по теме: «Школа»

Логопедическое занятие для детей с  общим недоразвитием речи  разработанное в едином сюжете по лексической теме, что делает занятие увлекательным. Игры и упражнения. использованные в данной ...

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш».

Методическая разработка для подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ш]. Буква «ш»....

Статья на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...

Методическая разработка на тему: Сборник подвижных игр для детей подготовительной к школе группы

Методическая разработка на тему:Сборникподвижных игрдля детей  подготовительной к школе группы...

Методическая разработка на тему: Сборник подвижных игр для детей подготовительной к школе группы

Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,...