Сказка о живых звуках
план-конспект занятия по обучению грамоте

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА  О  ЖИВЫХ  ЗВУКАХ

ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Сказку «Живые звуки» можно использовать как полностью, так и фрагментарно в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений.
Первая часть сказки дает возможность:
• познакомить детей с гласными звуками (закрепить знания о гласных звуках);
• формировать понятие «гласный звук»;
• развивать слуховое внимание;
• развивать фонематический слух (например, после прочтения текста предложить вспомнить какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную песенку, в какой последовательности пели звуки, какие песенки могут спеть звуки И, У и т. д.);
• познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);
• проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук» - «буква».
• Вторая часть сказки позволяет:
• формировать понятие «согласный звук»;
облегчить работу, связанную с объяснением темы «йотированные буквы», в начальных классах школы.

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»

Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот:
«a__».
Иногда звук
«a» пел очень тихо: «a, a, a».
Иногда - очень громко:
«a, a, a».
Когда звуку
«a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук
«a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa».
А еще звук
«a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно.
Всем вокруг нравился звук
«a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a»? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a».
  • За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»

Жил да был звук «у».
У звука
«у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук
«у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__».
Умел звук
«у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__».
Звук
«у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук
«у» любил играть на трубе: «уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали:
«уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук
«у» трубил отбой: «у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука
«у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__».
Так звук
«у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у»? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у».
  • На чем любил играть звук «у»? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»

Жил-был звук «о».
Очень звук
«о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук
«о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о».
Звук
«о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук
«о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук
«о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»

Жил-был звук «и».
Рот у интересного и привлекательного звука
«и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и».
Иногда звук
«и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
«и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука
«и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и»? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и»? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и»? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ », «и и ии ии и__», «и__ и__ и__ », «ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и», мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»


Жил да был звук
«э».
Звук
«э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э».
Звук
«э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук
«э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня:
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук
«э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э»? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э»? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э»? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»

Жил-был звук «ы».
Известен был звук
«ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук
«ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы».
Звук
«ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук
«ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни:
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук
«ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания 

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы»? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы», прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы»).
  • На чем иногда играл звук «ы»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы»).
  • Какие песни иногда пел звук «ы»? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»

СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ


Часть 1
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:

А — радостный и веселый,

У — угрюмый,

О — очень любил всему удивляться,

И — игривый, улыбчивый.,

Э — медлительный, рассудительный,

Ы — самый упрямый.

Фонематические сказки: гласные звуки


Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь.
Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько, высоко, и низко
— А, У, О, И, Э, Ы
По одному и парами (дуэтом)
— АУ, ОИ. ЭЫ!

Фонематические сказки: гласные звукиФонематические сказки: гласные звукиФонематические сказки: гласные звуки


По трое (трио)
— АУО, ИЭЫ!

Фонематические сказки: гласные звуки

Фонематические сказки: гласные звуки


И даже хором
— АУОИЭЫ!

Фонематические сказки: гласные звуки


Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
— Как же так — говорит
А. — У всех есть дома, а у нас нет.
— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал
У.
— О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил
О.
— И люди в домах живут, — тихонько заметил
И.
— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились
Э и Ы.
Подумали-подумали, да и начали себе дома мастерить.
А да И нашли по три палочки.
А сделал шалаш с перекладиной.
И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидел колесо, оно ему и подошло.
Э долго смотрел на треснувший ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Фонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквы

Фонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквыФонематические сказки: гласные буквы


Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами.
У звука
А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.


Часть 2
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное:
— й, й, й, й.
Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит
— й, й, й.
Прислушался
И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Фонематические сказки: звук И-краткий


Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.
Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.
Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука
И, но с козырьком — для отличия Домик И-краткого назвали буквой И краткое.

Фонематические сказки: буква И-краткая

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.
— й, й  й.
Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать - й - й - й. Слушал-слушал
А, да и говорит:
— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
И-краткий согласился, и они запели:
— йА, йА, йА!

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул
У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
— Буду, — ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил
О.
— Пожалуйста!
— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил
Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так: -йЭ, йЭ, йЭ.

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'



Радуется И-краткий поет с
А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ».
Опечалены были только
И да Ы:
— Мило, очень мило, — вздыхал
И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит: мы же родственники.
— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал
Ы.
Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком
А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой
Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой
Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой
Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой
Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах
Я, Ю, Ё, Е.

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё'Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'


А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много и дома, и на концертах.
Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой.
Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Фонематические сказки: мягкий согласныйФонематические сказки: твердый согласный


Так с тех пор и повелось в русском языке:
• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

Фонематические сказки: гласные звуки

Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».
• все остальные звуки — согласные,
• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,
• твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Сказки о живых звуках .

Сказку можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенности их развития, объёме  знаний и умений,этапа работы над изучением звуков, целей конкретного...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

Сказки о живых звуках

Сказку «Живые звуки» можно ис­пользовать как полностью, так и фраг­ментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, ...

Статья "Сказка о живых звуках" (Фонетика для дошкольников)

Статья из журнала "Дошкольная педагогика" март апрель 2005г. Автор статьи Т.В. Александрова "Сказка о живых звуков"...

Сказка "Живые звуки"

Сказка "Живые звуки" (знакомство со звуками и буквами)...

Презентация к сказке "Живые звуки"

Презентация к сказке "Живые звуки"...

Сказка «Живые звуки»

       Сказка «Живые звуки»...