Сказка «Живые звуки»
консультация по логопедии (младшая группа)

Гензе Евгения Александровна

         Сказка «Живые звуки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivye_zvuki.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

         Сказка «Живые звуки»

                    Часть I

Давным-давно жили-были звуки, и было их шесть. У

каждого звука был свой характер:

А — радостный и веселый,

У — угрюмый, задумчивый,

0 — очень любил всему удивляться,

И — игривый, улыбчивый,

Э — медлительный, рассудительный,

Ы — самый серьезный и хмурый.

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко: — А, У, О, И, Э, Ы.

И низко: — А, У, О, И, Э, Ы.

По одному и парами: — АУ, ОИ, ЭЫ.

По трое: — АУО, ИЭЫ.

И хором: — АУОИЭЫ.

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:

— Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

—О, и у каждой птички есть гнездо,— подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

— Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства,— возмутились Э и Ы.

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.

У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.

О увидело колесо, оно ему и подошло.

Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.

У звука А — домик-буква А, 

у звука У — домик-буква У,

у звука 0 — домик-буква О, 

у звука И — домик-буква И, 

у звука Э — домик-буква Э, 

у звука Ы — домик-буква Ы.

С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

                 Часть II

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.

Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили— такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-краткого назвали буквой И-краткой.

Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву:— й,й,й...

Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

— Й.,Й, Й...

Слушал-слушал А, да и говорит:

— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.

И-краткий согласился, и они запели:

ЙА, ЙА, ЙА.

— У вас здорово получается,— задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому.

— Буду, — ответил тот, не задумываясь. И тут же все услышали:

ЙУ, ЙУ, ЙУ.

— О, как xopoшo! Спой теперь со мной, — попросил О.

— Пожалуйста.

ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.

Следующая песня звучала так:

ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.

Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э —получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».

Опечалены были только И да Ы.

— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.

— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.

Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО»,

«ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.

Третий домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком О.

Четвертый домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я,Ю,Е,Ё.

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-

краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.

Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке:

шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.

Все остальные звуки — согласные:

мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

твердые согласные — синими.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!

Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть А У 0 Э Ы И.

Гласных букв десять Я Ю Ё Е (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Е, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем с гласными А, У, О, Э.)

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Сказки о живых звуках .

Сказку можно использовать как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенности их развития, объёме  знаний и умений,этапа работы над изучением звуков, целей конкретного...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по разделу "Формирование произносительной стороны речи" с детьми 5-6 лет с ОНР на тему: "Сказка о "живых" звуках и буквах"

Коррекционно-развивающее занятие "Сказка о "живых" звуках и буквах" направлено на закрепление представления о понятиях: « звук», «буква», «слог», «слово»; закрепление умения определять место звука в с...

Сказки о живых звуках

Сказку «Живые звуки» можно ис­пользовать как полностью, так и фраг­ментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над изучением звуков речи, ...

Статья "Сказка о живых звуках" (Фонетика для дошкольников)

Статья из журнала "Дошкольная педагогика" март апрель 2005г. Автор статьи Т.В. Александрова "Сказка о живых звуков"...

Сказка "Живые звуки"

Сказка "Живые звуки" (знакомство со звуками и буквами)...

Презентация к сказке "Живые звуки"

Презентация к сказке "Живые звуки"...

Сказка о живых звуках

развитие речи...