Кружок "Экологические интересности"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Солдаткина Светлана Ивановна

Программа кружка расчитана на 2 года. На кружке дети с большим удовольствием экспериментируют, узнают что то новое и неожиданное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                   

Пояснительная записка.

В условиях модернизации Российского дошкольного образования, с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольные образовательные организации одной из приоритетных задач, указанных в стандарте является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Важным условием и средством воспитания личностного развития детей выступает экологическое воспитание дошкольников.

Педагоги и родители учат детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.

Как показывают исследования ученых и педагогов, занимающихся проблемами экологического воспитания детей: Л.С. Выготского, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и других, элементарные исследования и наблюдения за природой в детском саду и семье должны стать повседневными и систематическими. Только при этом условии исследовательская деятельтность оказывает на детей определенное воспитательное воздействие.

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития познавательно – исследовательской деятельности детей в природе, так как именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской деятельности, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания.

Но выявляя на практике состояние экологического воспитания в дошкольном учреждении, беседуя с детьми и их родителями, мы постоянно сталкиваемся с тем, что исследовательская деятельность организуется  и дети принимают участие в разных его видах, даже имеют навыки опытно - исследовательской деятельности, однако приобретение необходимой экологической культуры не происходит.

Оказывается, что одно лишь участие ребенка в исследовательской деятельности не является решающим для его экологического воспитания. Даже приобретение исследовательских умений и навыков еще не достаточно для воспитания основ экологической культуры как воспитания любви к природе, формирования эмоционально-положительного отношения к природе, уважения и интереса к объектам природы и ее обитателям.

Следовательно, нужны какие-то дополнительные условия. Исходя из опыта работы с детьми, и на основании наблюдений и работы с родителями, посвященных  проблемам познавательно- исследовательской деятельности детей, экологического воспитания, можно сделать вывод, что эффективность воспитания и обучения зависят от того, насколько эмоционально ребенок относится к объектам исследования, к природе, к сложившейся ситуации, от содержания деятельности и осознания смысла выполняемого исследования.

Исследовательская деятельность  детей является прекрасным средством,

удовлетворяющим познавательные потребности ребенка. Объекты исследования очень эмоциональны, всегда вызывают большой интерес у детей. Исследования в природе формируют любознательность, симпатию, желание помочь, заботиться, ухаживать, любить  природу. Оно побуждает детей к самостоятельности, ответственности за живую и неживую природу, за порученное дело, к осознанию смысла значимости своего исследования, т.к. объекты исследования зачастую - это живые существа.

      При правильно организованном педагогическом процессе повседневной

исследовательской деятельности в природе создаются благоприятные условия для экологического воспитания и положительных взаимоотношений между детьми. Но принимая во внимание специфику данного вида исследовательской деятельности, для педагогов очень важно определить наиболее эффективные педагогические условия, включающие правильную организацию детской исследовательской деятельности в природе, методы руководства ею, формы и средства педагогической работы по данной проблеме.

Цель:

Формирование   начал экологической культуры у дошкольников старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная: 

Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развивающая: 

Развивать общие познавательно- исследовательские способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

Воспитательная: 

Воспитывать любовь  к природе, вызвать желание заботиться о ней.

Технология организации образовательного процесса.

Настоящая программа разработана на основе программы Николаевой Светланы Николаевны «Юный эколог», которая предполагает формирование начал элементарной экологической культуры у дошкольников.

Образовательный процесс осуществляется в различных видах деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной, продуктивной, восприятии художественной литературы.

Рабочая программа «Экологические интересности» предусматривает интеграцию следующих образовательных областей:

- «Социально – коммуникативное развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Речевое развитие»

- «Художественно – эстетическое развитие»

- «Физическое развитие».

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Сроки реализации: 2 года.

Основные методы работы:

Метод наблюдения, игровой, практический, словесный, наглядный, проблемный, проектный метод.

Основные формы работы с детьми:

 Программа «Экологические интересности» предусматривает самые разнообразные формы и приемы работы с детьми: работа с родителями, игры разной подвижности, дидактические игры, опытническая деятельность, экспериментирование, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, труд, изобразительная деятельность, рассматривание иллюстраций, рассматривание объектов природы на прогулке, во время экскурсий, совместная проектная деятельность с детьми и  родителями, информационно- коммуникационные формы работы.

Используя все вышеуказанные методы и формы работы с детьми по проблеме педагог старается воспитать в детях в первую очередь любовь и бережное отношение к объектам живой и неживой природы, умение наблюдать и делать выводы и заключения. Важно понимать мотивы, которые побуждают детей к действиям, правильно оценивать их. Только поняв мотивы поступков, педагог правильно подбирает методы и средства воспитательного и обучающего воздействия. В своей работе педагог использует такой метод, как пример хорошего поступка сверстника или взрослого, основу его использования составляет склонность детей к подражанию с целью получить одобрение воспитателя, пожалеть, защитить. Поэтому особое значение имеет пример самого воспитателя. Педагог должен помнить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, оно всего лишь только зарождается: любовь к природе, животным, гуманизм, коллективизм и трудолюбие и чувство собственного достоинства - все эти качества берут свое начало именно в дошкольном детстве.

Средства экологического воспитания дошкольников.

Для решения задач экологического воспитания используются самые разнообразные средства, которые доступны детям и педагогам в дошкольном образовательном учреждении.

Это и методическая литература, дидактические пособия в том числе и достаточное количество дидактических игр и раздаточного материала для опытно – исследовательской деятельности, художественная литература по теме, произведения искусства: кино, картины, музыка, театр и т.д..

Конечно же средства, которые необходимы на природе. Это прогулочные участки, экологические зоны на участке детского сада: экологическая тропа, огород, собственная трудовая деятельность детей во время наблюдений за растениями и животными. Конечно же все эти средства и многие другие должны быть безопасными и доступными для применения в процессе воспитательной - обучающей деятельности и игрового процесса с детьми, так же и для самостоятельной деятельности детей. Информационно - коммуникационные и технические средства обучения так же являются необходимым средством для обучения детей основам экологического воспитания детей.

Ожидаемые результаты.

В процессе реализации программы «Экологические интересности» дети могут:

-Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

-Ухаживать за растениями и животными.

-Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

-Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

-Делать элементарные выводы и умозаключения.

-Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

-Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)

-Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)

-Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей,  синица, сорока, снегирь, голубь, галка).

    -Знать элементарные правила поведения в природе.

-Иметь представление как правильно одеваться в любую погоду.

-Безопасно обращаться с инвентарем в ходе трудового процесса.

-Составить рассказ из личного опыта о животных.

-Читать наизусть небольшие стихи и загадки о природе.

-Составлять совместно с родителями экологические проекты.

-Участвовать в экологических праздниках, викторинах, ОНЛАЙН – конкурсах.

Содержание и методическое обеспечение программы детей 6-7 лет.

№ п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

1

Сентябрь

1 неделя

«Экология»

Уточнить

природоведческие

знания детей о

факторах окружающей

среды, необходимых

для жизни на Земле.

Воспитывать гуманное

отношение к природе,

желание сберечь и

сохранить красоту

природы.

Занятие

Игрушки, предметные

картинки, дерево

без листьев,

пособие,

«Напоминающее

знаки»

Видео- ролик.

2

Сентябрь

2 неделя

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на

природе. Учить

доброму и бережному

отношению на

природе.

Наблюдение на прогулке.

Занятие

Картины с изображением

обитателя леса,карта - план

путешествие,стихи, загадки,

дидактические игры.

Интернет – материалы.

3

Сентябрь

3 неделя

Осенний бал природы»

Совершенствовать

знания о природе,

обогащать

музыкальные

впечатления детей.

Воспитывать любовь к природе.

Развлечение

Слушание музыки, грамм, запись.

Видеко- ролик. Чтение стихов.

4

Сентябрь

4 неделя

«Где живут капли воды в детском саду»

Закрепить знания

детей, для чего нужна

человеку вода. О её

значимости и пользе.

экскурсия по

детскому

саду. Наблюдения дома

Опыт.

Наблюдения. Чтение художественной литературы.

Интернет – материалы.

Работа в мини- лаборатории.

5

Октябрь

1 неделя

«Послушная водичка»

Продолжать

знакомить со

свойствами воды.

Развивать любознательность,

смекалку, наблюдательность

Занятие, опыт

Рассматривание иллюстраций.

Видео- ролики. Работа в мини- лаборатории.

6

Октябрь

2 неделя

«Вода - кровь

земли»

Развивать

познавательную

активность детей в

процессе

формирования

представления об

охране водных

ресурсов. Развивать

экологическое

мышление и

экологическую

культуру

Занятие

Иллюстрация, худож. слово,

Интернет – материалы.

7

Октябрь

3 неделя

«Ходит

капелька по

кругу»

Закрепить знания о

воде. Создать

праздничное

настроение.

Формировать у детей

представления о

природных

взаимосвязях

Развлечение

Инсцинировка по мотивам сказки

«Куда делась вода

после дождика»

А. Дитрих

8

Октябрь

4 неделя

«Воздух вокруг нас»

Дать детям

представление о

воздухе через опыты.

Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с

некоторыми свойствами воздуха.

Занятие, опыт

Зарисовки.

Рассматривание иллюстраций.

Работа в мини- лаборатории.

9

Ноябрь

1 неделя

«Этот

удивительный

воздух»

Расширить

представления о

воздухе, о способах

его обнаружения,

учить устанавливать

причинно-следственные связи

связи.

Занятие -опыт

Зарисовки.

Рассматривание иллюстраций.

Работа в мини- лаборатории

10

Ноябрь

2 неделя

«Вот труба, над нею дым»

Роль воздуха в жизни

человека, причина его

загрязнения. Дать

элементарные

представления об

источниках

загрязнения воздуха.

Занятие

Художественное слово,

иллюстрации

11

Ноябрь

3 неделя

«Где же 5й океан»

Продолжать

формировать

представление о роли

воздуха, познакомить

с некоторыми его

свойствами. Развивать

способность делать

умозаключения,

анализировать,

сравнивать,

классифицировать.

Игра- путешествие.

Плакаты, глобус,

Экологическая мини-

лаборатория,

опыты

12

Ноябрь

4 неделя

«Солнышкосолнышко, выгляни в окошечко»

Познакомить с

явлением солнечных

лучей на чёрный и

белый цвет. Развивать

наблюдательность и смекалку.

Наблюдения

Зарисовки.

Исследовательская

деятельность,

вывод: солнце -

тепло.

13

Декабрь

1 неделя

«Солнце в

жизни растений

и животных»

Расширить кругозор

знаний детей о влиянии солнца на живые организмы.

Занятие

Иллюстрации,

художественное

слово, народный

фольклор

14

Декабрь

2 неделя

«От чего

происходит

смена дня и

ночи»

Развивать у детей

элементарные

представления о

Солнечной системе, о

месте Земли в

космическом

пространстве.

Совершенствовать

Представление

 детей о

времени и частях

суток.

Занятие.

Игра- путешествие

Модель Земли и

Солнца. Картинки

с изображением

различных времён

суток. Детская

энциклопедия.

15

Декабрь

3 неделя

«Песок и глина

-наши

помощники»

Дать представления о свойствах песка и

глины. О том, как

человек использует их.

Научить лепить из

глины элементарные

предметы. Формировать понятие о том, что

 песок и глина - это полезные ископаемые.

Занятие -эксперимент

Опыты с песком,

глиной в

экологической мини-

лаборатории

16

Декабрь

4 неделя

Удивительная глина»

Учить детей

использовать

природные материалы

в жизни, быту.

Воспитывать

бережное отношение к

объектам из неживой

природы и сделанным

их них предметам.

Интегрированное занятие

Художественное

слово, лепка, посуда из глины

17

Январь

2 неделя

«Что у нас под ногами»

Дать представление о разнообразии камней в

природе. Камни -

орудие труда древних

людей. Как человек

использует камни

(строительство,

Памятники итд)

Занятие

Иллюстрации, коллекция камней,

Интернет- материалы.

18

Январь

3 неделя

«Земля - наша кормилица»

Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной)

Занятие -эксперимент

Экологическая

лаборатория,

Иллюстрации,

Интернет- материалы.

19

Январь

4 неделя

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и

сравнивать сухую и

влажную почвы.

Фиксировать

результаты

исследований.

Занятие -эксперимент

Зарисовки.

Художественное слово,

Иллюстрации,

Интернет- материалы

20

Январь

3 неделя

«Знакомство с подземным царством»

Продолжать

знакомить с

подземными

обитателями. С

особенностями

строения червяка и

других подземных

обитателей. Показать

их приспособленность.

Наблюдение

Экологическая

лаборатория,

опыты с почвой

21

Февраль

1 неделя

«Значение

почвы в жизни

растений»

Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве.

Занятие

Плакаты,

иллюстрации,

художественное

слово

22

Февраль

2 неделя

«Не уставайте удивляться»

Заинтересовать детей

открытием тайн и

загадок природы.

Учить видеть

необычное и

прекрасное в

привычном. И на

первый взгляд не

приметном.

Занятие

Художественное

слово, загадки,

приметы

Рассматривание

фотоальбома

«Природа

глазами

художника»

23

Февраль

3 неделя

«Зелёная аптека»

Дать представление о

целительных

свойствах зелёных

растений.

Познакомить с

некоторыми из них.

Занятия

Стенд«Лекарственные растения»,

художественное

слово, загадки

Изготовление и

рассматривание

гербария.

24

Февраль

4 неделя

«Растения под нашей защитой»

Формировать

познавательный

интерес к миру

растений, чувства

ответственности за

сохранение зелёного

наряда планеты

Беседа

иллюстрация,

художественное

слово

25

Март

1 неделя

«Комнатные растения»

Уточнить

представление детей о

комнатных растениях

(бальзамин, колеус).

Учить различать

листья, стебли, цветы.

Знать что корни в

земле.

Занятие

Внесение кашпо с

цветами. Худож.

Слово. Наблюдения за цветущими

растениями в

детском саду

26

Март

2 неделя

«Где живут обитатели природы»

Познакомить детей с разнообразием домов

- сред обитания

живых организмов с

зависимостью от

условий

существования от

поведения человека.

Занятие.

Экскурсия по экологической тропе.

Таблица,

дидактические

карточки,

художественное

слово,

дидактическая

игра «Где мой

дом»

27

Март

3 неделя

«Учитесь жалеть и беречь»

Пробудить чувства

сострадания и жалости

к обитателям природы

попавшим в беду.

Учить отделять

истинную жалось от

ложной.

Занятие.

Художественное слово, экскурсия по экологической тропе.

28

Март

4 неделя

«О чём поют птицы»

Развивать у детей

интерес к жизни птиц,

в частности, к их

голосам, умение

вслушиваться в их

звуковые сигналы.

Занятие

Приметы, художественное

слово, аудио

запись «Голоса

птиц»

Экскурсия к месту скопления птиц.

29

Апрель

1 неделя

«Как нельзя

относиться к

братьям нашим

меньшим»

Воспитывать

гуманные чувства к

нелюбимым и

незаслуженно

преследуемым людьми

животным. Раскрывать

необоснованность

мотивов

преследования

людьми некоторых

нелюбимых

животных.

Формировать правила

поведения с этими

животными

Занятие

Иллюстрации, художественное слово, картинки,

легенды.

30

Апрель

2 неделя

«В гостях у зелёного друга»

Вызвать интерес детей

к защите и изучению

растений.

Беседа

Игра - викторина

о растениях. Чтение художественной литературы

31

Апрель

3 неделя

«Что растёт в

лесу и кто живёт

в лесу»

 Расширять представление детей о лесе, его обитателях и

растениях.

Беседа

художественное слово, загадки

32

Апрель

4 неделя

«Кто главный в лесу»

Формировать у детей

представления о

взаимосвязи

обитателей леса, их

пищевой зависимости

друг у друга. Уточнить

представления о том,

что главное звено в

лесу - растения.

занятие

художественное слово, экология в

картинках,

иллюстрации о

растениях и

животных

33

Май

1неделя

«Лес в жизни человека»

Углубить и обобщить

представление детей о

лесе и его обитателях.

Познакомить детей с

тем, какую роль в

жизни человека играет

лес.

экскурсия на выставку

панно для

моделирования

«Лес»,

предметные

картинки,

плакаты «Что не

следует делать в

лесу», экспонаты

«Что делают из

древесины»

34

Май

2 неделя

«Заповеди юных

защитников

природы»

Закрепить знания о

правилах поведения -

запретах и

предписаниях в

природном

окружении.

занятие

плакаты с

изображением

различных

ситуаций, беседа.

35

Май

3неделя

«Природа просит защиты»

Приобщать детей к

миру природы, к

пониманию её

универсальной

ценности в жизни

каждого человека.

Защите природных

обитателей, живущих

рядом с нами в одном

земном доме.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации,

рисунки детей,

игра

инсценировка

«Зимний разговор

через форточку»

Б. Брехт

36

Май

4неделя

«Природа и человек»

Объяснить детям

необходимость

бережного отношения

к первозданной

чистоте природы ради

блага всего живого на

Земле. Привлечь их

внимание к тому, что

хозяйственная

деятельность людей

влияет на качество

воды, почвы, воздуха.

Показать, что природа

- основной источник

достатка и

благополучия людей,

что человек не может

сделать материал

лучше тех, что созданы природой.

занятие

художественное

слово,

иллюстрации,

картины

        

Список литературы

1. Николаева С.Н. « Юный  эколог»

  1. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,
  1. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
  3. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
  4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
  5. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0        .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.

Список литературы

1. Николаева С.Н. « Юный  эколог»

  1. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,  
  1. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
  3. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
  4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
  5. Натарова В.И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
  6. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

9.Павленко И.Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»

ТЦ «Сфера», М., 2005 г.

I0        .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.

11.Рыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

12.Уланова Л.А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С.-Петербург, 2008 г.



Предварительный просмотр:

Кружок «Экологические интересности» снова радует детей.

Мы продолжаем вести разговор о почве. Сегодня речь пойдет о роли почвы для роста растений. На какой же почве лучше будут расти и давать плоды растения? Берем песочную почву и чернозем. Рассматриваем с детьми заранее пророщенные семена кабачков. Предлагаем детям посадить семена в песочную землю и чернозем. Затем тщательно водой и делаем умозаключения. Так в какой же почве лучше будут расти ростки кабачков? Дети предполагают, что в черноземе, потому, что она богата минеральными веществами и в ней есть все необходимое для жизни и роста растений. В песочной  почве мало питательных веществ и она бедна по составу витаминов по сравнению с черноземом и поэтому предполагаем, что в песочной почве семена кабачков будут расти по медленнее. Каждый день дети будут наблюдать за всходами росточков кабачка, поливать и делать зарисовки.