Занятие по развитию речи ( подготовка к грамоте) с логопедом в подготовительной группе "Мой город"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Занятие с участием анимированного персонажа( Карлсона). Дети в игровой форме начились составлять рассказ о родном городе, поиграли в речевые игры, помогли одинокой жабе,  расселили звуки по "квартирам" ( сделали звуко- буквенный анализ слова), закрепили знания о звуке и букве "Ж". В конце занятия дети конструируировали дома из разверток, предварительно украсив их печатными буквами "Ж" ( подготовка руки к письму).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

__________________________________________________________________________________________________________

142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

тел. 8(49643)3-29-55

Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru

Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru

Конспект

открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Мой город»

Учитель - логопед:

Сентемова Е.А.

Воспитатель:

Ломакина Ю.В.

г. Электрогорск 2020 год

Интеграция образовательных областей:

- «Речевое развитие» (развитие речи - связная речь - развитие фонематического восприятия);

- «Социально - коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения, нравственное воспитание)

Виды детской деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- двигательная

Цель: повторение и закрепление звука [ж] на основе обобщения знаний о своём родном городе.

Задачи:

образовательные

- закреплять способность подбирать слова со звуком [ж], слышать его в словах:

- упражнять в составлении звукового анализа и синтеза слова со звуком [Ж];

- формировать навык анализа предложений и  составления их графических схем (простых предложений без союзов и предлогов);

- формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком

развивающие:

- продолжать подготовку руки к письму и  тренировку графических навыков (написание печатных букв);

- упражнять в составлении описательного рассказа по опорным картинкам на тему «Мой город»;

- продолжать работу над четкостью произносимых звуков

воспитательные:

- воспитывать культуру речи, умение вести диалог с воспитателем;

- воспитывать чувство гордости за родной город;

- поощрять чувство взаимопомощи и желание учиться

Коррекционная:

- формировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами

Здоровьесберегающие:

- воспитывать умение следить за осанкой, сбрасывать напряжение при выполнении физкультминутки

Ожидаемые результаты

-  дети умеют подбирать слова со звуком  [ж];

- умеют производить звуковой анализ 4- звукового слова;

- умеют составлять звуковую модель предложения;

- обладают навыками по составлению описательного рассказа по опорным картинкам на тему «Мой город»;

- узнают букву «Ж», читают слоги и слова

Предварительная работа:

построение звуко- буквенных моделей слов, схем предложений;

работа в тетрадях по программе «От рождения да школы» Н.Е. Вераксы  («Уроки грамоты» 6+, «Развмтие речи» 6+, «Прописи»6+) , в том числе, по подготовке руки к письму;

беседы о большой и малой родине, о родном городе Электрогорске, посещение с экскурсиями и беседами (по истории Электрогорска  и истории Великой Отечественной войны) библиотеки, школы № 14, памятника Классону Р.Э.;

 посещение экспозиций  детского сада, посвященных  75- летию Вов;

 беседы о традициях русского народа в минимузее сада «Русская изба»;

 разгадывание загадок о городе, дидактическая игра «Город»,   дидактическая игра «Профессии», конструирование  различных видов конструкторов по темам «Дома», «Микрорайон», конструирование домов из бумаги.

Словарная работа

Активизация словаря: четырехэтажный

Пополнение словаря: одноколейная ( железная дорога), торф, архитектор

Оборудование и материалы:

демонстрационный

мультимедийное оборудование ( проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация  «Мой город - Электрогорск»), плюшевый мяч, магниты зеленого, красного и синего цвета, магнитная доска, изображение четырехэтажного дома на бумаге.

раздаточный

Наборы для звукового анализа  для каждого ребенка, печатное изображения на ½ А4 слова  «жаба»,  развертки домов для склеивания в крупную клетку, простой карандаш, клей- карандаш, салфетка на каждого ребенка.

Ход.

Воспитатель и дети здороваются с гостями. Воспитатель подводит детей к интерактивной доске.                                     Работа с интерактивной доской

Сюрпризный момент.           Слайд 1

Воспитатель: - А теперь отгадайте загадку:

Ни деревня, ни село, 

А людей полным - полно, 

И еще- еще не мало: 

Клиник, садиков, спортзалов, 

Стадионов, ресторанов,

Парков, скверов и вокзалов, 

Жилых домов, библиотек, магазинов и аптек!  (Город)

Приглашаю на городскую прогулку…

.                                                                   Работа с интерактивной доской

Сюрпризный момент.           Слайд 2

Слышится жужжание ( Воспитатель: - Что это за звук?) На экране интерактивной доски появляется Карлсон.                                                                    Слайд 3

Карлсон:- Здравствуйте! Прошу посадку! Мотор барахлит, жужжит как- то неправильно. Надо поправить. Дети, я слышал, вы любите экскурсии. Вы и по саду ходили, замечали, чего не хватает  в вашей группе. А вы что и сейчас на экскурсию отправляетесь? Меня возьмете?  

 Воспитатель: - Ребята, возьмем с собой Карлсона? Сможете ему интересно о нашем городе рассказать? (Да!) А еще научим его моторчик правильно звук «ж» произносить.                                                                          Слайды 4-10

Воспитатель: - Расскажите о своем городе по картинкам. Дети встают в круг, передавая плюшевый мяч, говорят по 1-2 предложению о своем городе по слайдам.

( Примерный рассказ детей с опорой на картинки.

   Мой город называется Электрогорск. Он находится в Московской области. Рядом с моим городом находится районный центр – город Павловский Посад, который славится на весь мир своими Павлово- Посадскими Платками.  Визитной карточкой моего города можно считать ГРЭС. Это главное предприятие города. Еще у моего города есть герб, на гербе изображена молния от  электрического разряда.

   В моем городе много живописных природных уголков, парков, детских площадок.  А также есть стадион, катки, бассейн и дом культуры… Мой город растет, обновляется и расширяется. Сегодня в нем много около 88 улиц (много улиц), много домов, магазинов, есть больница, поликлиника, библиотека, детские сады, школы, различные предприятия.  А еще в городе есть  железнодорожный вокзал.   В самом первом доме Электрогорска находится музей города. Когда-то вокзала не было. А была узкая одноколейная железная дорога, по которой вагонетки возили лошадиные упряжки. (Воспитатель уточняет значение слова одноколейная – одна колея железнодорожного полотна) Основателем нашего города считается Роберт Эдуардович Классон. В 1912 году, более ста лет назад он разбил свою палатку у озера Госьбужье. Здесь он задумал построить одну из первых электростанций, которая работала на торфеВоспитатель уточняет: торф – это горючее полезное ископаемое, которое добывают в болотах) Так появился поселок Электропередача, который впоследствии был переименован в город Электрогорск.  В нашем городе живут трудолюбивые люди разных профессии. Трудились люди нашего города и во время Вов, работали на Победу не покладая рук, делали снаряды. В этом году мы будем отмечать юбилей Великой Победы. Сколько лет прошло с тех пор, кто скажет?(75 лет). Много памятников в нашем городе посвящены Победе. Мы с вами в детском саду посещали экспозиции, посвященные войне, слушали беседы, ходили на экскурсии в библиотеку и в музей 14 школы. Наши мальчики, когда подрастут, пойдут в армию, защищать нашу Родину)

Воспитатель: Дети, вы очень интересно рассказали о своем городе, сразу видно, что вы его любите и знаете его историю. Теперь приглашаю на прогулку по городу.

Дети берутся за руки и идут цепочкой, образуя круг.

Физкультминутка.        Слайд 11

Я по улице шагаю,  - дети маршируют по кругу за воспитателем

Вижу, голуби летают,   - машут руками как крыльями

Вижу, в небе самолет, - руки в стороны

Вот машины проезжают, - крутят руль

Тучки по небу плывут,    - делают плавательные движения руками

Ветками деревья машут, - останавливаются, встают лицом в круг, руки              

                                                вверх, качают руками

Птички песенки поют.        -  складывают пальцы

Улыбаюсь встречным лицам, - берутся за руки

И они мне, все мы рады,                    - улыбаются друг другу

Здравствуй город мой любимый!        - хлопают в ладоши

Здравствуй, здравствуй, детский сад!

Логопед: - Ребята, подойдите ко мне. А еще, вы знаете, в городе есть жилые дома. Посмотрите какой необычный дом. Сколько в нем этажей? (В этом доме четыре этажа) А еще как можно сказать? ( Этот дом четырехэтажный) Кто же живет в том доме, почему он необычный? ( В этом доме живут животные) Кто и где живет? ( На четвертом этаже живет медведица с медвежатами) На третьем уж живет с кем? (С ужатами) А на втором? ( На втором этаже живут еж с ежатами) А на первом  живет одна жаба.

  Послушайте внимательно: этаж, жители, медвежата, уж, ужата, живут, жаба, жилой, четырехэтажный. Какой звук вы слышите чаще других? ( Дети: Звук [ж]) Чтобы правильно произнести звук [ж], наш язык что должен сделать? (Дети: Чашечку) Все верно, язычок стоит чашечкой за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Давайте вместе произнесем звук [ж]. Когда мы произносили, звук встречал преграду?( Дети: Да! Губы и язык) Звук [ж] встречал преграду, поэтому он  какой? (Согласный) Приложите руку к горлу и определите, какой он звонкий или глухой? (звонкий) А еще вы уже знаете,  что звук [ж] всегда какой? (Дети: Твердый)

Логопед: Звук [ж] согласный, всегда твердый и звонкий звук. Давайте поиграем. Я называю слова, если вы услышите звук [Ж], то хлопните в ладоши: кожа, Женя, кожура, медведь, житель, шишки, жук, желудь, Сережа…

        Слайд 13

Посмотрите на экран и произнести звуки, слоги и слова ( ж а о у и п к м н ы  жа жу жи  жук уж(ш)  ужи  этаж(ш) этажи)

 Работа за столами.

Присаживайтесь за столы. Проверьте осанку. Приготовьте ваши руки, мы проведем пальчиковую гимнастику ( дети попарно соединяют одноименные пальцы рук: большие, указательные, средние, безымянные и мизинцы)

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том,

Есть еще одно, повыше,

Есть труба на самой крыше.

Дом готов, зови гостей,

Заходите поскорей!

Логопед: - В этом вы все пойдете в школу. И основным предметом у вас будет русский язык, родная речь. Скажите, а какая бывает речь? (устная и письменная). А из чего состоит речь?( из предложений) Что такое предложение? ( Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль) А предложения состоят из чего? (из слов) А слова мы с вами можем разделить на.. ( слоги). А слоги образуются из …(звуков) Что такое звук? (Звуки мы слышим и говорим) А что такое буква? (Это знак, которым можно обозначить звук. Буквы мы пишем и читаем)

Построим схему слова  ЖАБА (Сколько слогов, звуков, какой звук 1,2,3 и 4)

Физкультминутка.

Встали, вверх мы потянулись.

Вправо- влево поворот.

А теперь наоборот.

Влево - вправо поворот,

Руки вниз, садимся, стоп.

Воспитатель: - Вы знаете много строительных профессий. Кладет кирпичи- …(каменщик, управляет краном- крановщик, выпиливает деревянные окна и двери – столяр. А сегодня я вам предлагаю побыть архитекторами и создать макет дома, расписав его по клеточкам (нужно нарисовать окна, а внизу пропечатать две строчки буквами [Ж],  склеить и накрыть дом крышей). Это будут подарки нашим гостям. Дети оставляют дома на столах и подходят к воспитателю.

Рефлексия.                                                                                              

Воспитатель: - Как вы думаете, Карлсону было интересно с нами? А что мы делали? Какой звук повторяли? А что для вас было трудным? Что интересным? Что новым?                                                                Слайд 15

Карлсон: - Спасибо за интересный рассказ о городе! Мне Малыш написал, что вам в группу нужны медали для спортивного уголка, я вам их привез и повесил в вашем спортивном уголке. До свидания! И спасибо вам! Да! А еще мой мотор опять отлично жужжит. Ж-ж-ж

Воспитатель: - До свидания! Предлагаю и нам попрощаться с гостями и подарить им на память домики.

https://st.depositphotos.com/1738826/1461/v/950/depositphotos_14614521-stock-illustration-mother-brown-bear-with-her.jpg

http://logoped18.ru/production-sound/images/sound-zh-25.gif

https://i.pinimg.com/736x/1d/4a/01/1d4a010e93bec5d4b2c9ac9e0e9b5113--hedgehog-illustration-hedge-hog.jpg

https://img2.freepng.ru/20190409/rs/kisspng-toad-true-frog-clip-art-tree-frog-5cad35ce96a302.230308691554855374617.jpg

Ж А Б А

        

https://st.depositphotos.com/1738826/1461/v/950/depositphotos_14614521-stock-illustration-mother-brown-bear-with-her.jpgКак поэтапно нарисовать аниме: "Ёжик", карандашами и краскамhttps://st2.depositphotos.com/1001779/6855/i/950/depositphotos_68557979-stock-photo-bufo-bufo-common-european-toad.jpghttp://logoped18.ru/production-sound/images/sound-zh-25.gif


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Ж ж а о у и п к м н ы жа жу уж эж жи жук ужи ужик этажи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром по теме "Весна"

Цель научить детей над слоговой структурой слова, дать детям представление о характерных признаков весны...

Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте

Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте в старшей группеЦель. Закрепление представления детей о слове.Образовательные задачи.Закрепить понятие «Слово», разли...

"Знания - ключ ко всему" Конспект занятия по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знания-ключ ко всему»Возрастная группа: старшаяПродолжительность занятия: 25 минут.Цель: актуализация и систематизация знаний детей ...