Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Когда мои друзья со мной»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Егорова Наталья Владимировна

Познакомить с тем, что звук «Ж» всегда твёрдый, выделять ,  подбирать  слова с заданным звуком. Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Когда мои друзья со мной»

Познакомить с тем, что звук «Ж» всегда твёрдый, выделять ,  подбирать  слова с заданным звуком. Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки.

Дети встают в круг и произносят приветствие с движениями

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг

Здравствуй, друг

Здравствуй, здравствуй, дружный круг.

-Хорошо, когда есть друзья. Вот и в городе Звуков  у большинства звуков есть друзья. Один звук твёрдый, у него волевой решительный характер, а другой -мягкий, уступчивый. Хотите с ними встретиться и познакомиться?

Поиграем в звуки. Я называю согласный звук, а вы к нему пару. Поочерёдно называет твёрдые звуки( ребёнок мягкую пару) и наоборот. С мячом.

А вот  звук Ж не захотел дружить ни с кем, у него нет мягкой пары, он всегда твёрдый.

Скажем ему пословицу  о дружбе «Дружба-лучшее богатство «. Посчитаем сколько слов в этом предложении. Объясним смысл предложения.

2.Отгадайте загадку:

Жу-жу-жу-жу,

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу.

И звук  Ж твержу(жук)

Звуковой анализ слова «Жук»-жуки . Отмечаем, что звук Ж- всегда твёрдый, его обозначаем всегда синей фишкой. Затем воспитатель предлагает подумать, как это слово превратить с слово «Жуки» -изменяем схему, добавив в конце красную фишку. Какой стал третий звук «К» в слове «Жуки»- мягкий. Какую фишку поставим теперь? ( зелёную)

Игра с мячом : «Скажи ласково, что бы в слове появился в слове звук «Ж»

Луг- лужок, Снег- снежок, пирог-пирожок, творог-творожок, круг-кружок, рог-рожок

«У  кого-кто»

У ежа- ежата, у  ужа- ужата

У медведицы- медвежата

 У чижа-  чижата, у стрижа- стрижата

Отгадаем загадки, в отгадках есть звук «Ж»

В золотой клубочек, спрятался дубочек( жёлудь)

Лисья падают с осин, мчится в небе острый клин( журавли)

 Он высокий и пятнистый

с длинной , длинной шеей.

И питается он  листьями, листьями с деревьев.(жираф)

Где находится твёрдый звук «Ж» в этих словах.  Придумать  слово со звуком «Ж» и разделить его на части, выложив столько фишек, сколько слогов (жаба, кружево, рожок, мороженое, ножик, ножницы, сажа.)  

Победила дружба. Ведь вместе мы назвали столько слов с всегда твёрдым звуком Ж, составили схему, помогая друг другу. Не  зря говорят «Одна голова –хорошо, а две лучше»  Дорожите дружбой «Ведь дружба, как стекло, разобьёшь- не сложишь»

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте

«Что такое доброта»

Познакомить с тем, что звук Ш всегда твёрдый, продолжать проводить звуковой анализ слова, делить слова на слоги.

 - Сегодня расскажу вам сказку. О ком, отгадайте загадку.

Наткёт, наплетёт, сидит и добычу ждёт. Кто это? ( паук)

1Составим схему слова паук. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? А сколько слогов? Какой первый гласный? Какой второй гласный? Сколько согласных?  Назови первый согласный, второй?

Паук  был очень  жадный. Всё загребал своими лапками к себе и клал высоко на полку. А лапок у паука целых восемь.   ( хотите знать , что он насобирал сегодня? В этих словах был слог Па—( палатка, паровоз, лопата) ПИ-пистолет, ПЕ-пенал,и т.д)

И все его дом обходили  стороной. Но он  плёл красивую паутину, и если кто заглядится на его кружевные узоры  и захочет  потрогать или себе забрать, обязательно в ней запутывался.

2Физкультминутка «Расскажи стихи руками»

«Муха ахнула сперва:

Ах, какие кружева!

И пропала голова.

Бедняжка словно  в тине

Увязла в …паутине.»

Слушайте, что было дальше.

Паук пришёл поздно. Подумал, поужинал пирогом, попробовал пиццу. Потянулся, поднялся, постелил постель. Поправил подушку. Прилёг спать.

Чем необычны эти предложения? ( все слова начинаются со звука П)

Снится ночью пауку

Чудо- юдо на суку,

длинный клюв и два крыла.

Прилетит- плохи   дела.

А кого паук боится.

Угадали ? это …птица.

Испугался паук такого сна,  выпустил муху из своей паутины, а с  богатством расставаться жалко. Но тут он вспомнил слова  песенки,

«Если добрый ты, значит хорошо,

а когда наоборот…  плохо. «

И  решил сначала отдать те предметы, в названии которых есть всегда твёрдый звук «Ш»

4Игра «Назови слова со звуком «Ш»

Отдал кое – что из одежды( что?)-шарф, шапку, штаны, шорты, шуба  Потом раздал игрушки, но не все , а с названным звуком ( матрёшка, машин,  мишка, клюшка)

 -Пожалуйста, берите, мне не жалко, говорил паук.

 Спасибо, - благодарили его.  

Пауку  понравились слова « пожалуйста» и «спасибо». Что бы он их не забыл, поиграем. Я буду предлагать вам выполнить различные действия, но делать вы будете, только то, что я скажу со словом «пожалуйста»

-встаньте, пожалуйста. Присядьте, Хлопните, пожалуйста , пять раз « и т.д.

А теперь попробуйте отгадать, какой звук заблудился

«На волке ( полке) сметана, творог, молоко.

И рад бы поесть, да достать нелегко.

6Поможем пауку разложить остальные вещи.  На первой полке картинки, где слово из одной части, на второй- из 2, третьей- 3 Дети по очереди выходят с картинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по подготовке обучению грамоте

Конспектр занятия для родительского собрания....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте. Звук [Ч].

В конспекте представлены виды работ для подготовки к обучению грамоте в старшей группе на материале работы над звуком Ч....

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамотев подготовительной группе.    Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»ЦЕЛЬ: Формирование представлени...

Конспект занятия в старшей группе по подготовке обучению грамоте

Конспектр занятия для родительского собрания....

Занятие с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Поможем Незнайке»

Программные задачи:Закрепить знания детей о звуке, слоге, слове.  Продолжать учить детей проводить фонетический разбор  слов;  находить место звука в слове, познакомить с согласной букв...

Конспект занятия в средней группе по подготовке к обучению грамоте. «Путешествие в Звукляндию».

Конспект занятия в средней группепо подготовке к обучению грамоте.«Путешествие в Звукляндию»....

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...