Конспект занятия в средней группе по подготовке к обучению грамоте. «Путешествие в Звукляндию».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Нарыжная Татьяна Михайловна

 

Конспект занятия в средней группе

по подготовке к обучению грамоте.

«Путешествие в Звукляндию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_b_p_srednyaya_gruppa.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №27 «Ласточка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска

Конспект занятия в средней группе

по подготовке к обучению грамоте.

«Путешествие в Звукляндию».

                                                                             

Подготовила и провела:

                         Т. М. Нарыжная

 г.Невинномысск 2019-2020 г.

Задачи:

Развитие фонематических представлений: умение детей слышать заданные звуки  «Б» и «П» в словах.

 Обучение детей интонационному выделению звука в слове.

 Знакомство с термином «звук».

Расширение представлений о словах.

 Знакомство детей с протяженностью слов: одна часть, много частей

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, умение согласовывать движения и речь.

Оборудование: 

- два звуковых домика;

- набор предметных картинок со звуками «Б» и «П» (попугай, баклажан, кабан, капуста, павлин, барабан);

фигурки животных: слон, корова, гусь, бегемот, лев, собака; поезд с двумя вагонами (длинным и коротким);

ширма.

Ход занятия.

Организационный момент:

Станем рядышком по кругу

Скажем, здравствуйте друг другу.

Здравствуйте ребята! (ответы детей)

Поздоровайтесь и с нашими гостями. (Дети здороваются).

 – Ребята, сегодня меня разбудил телефонный звонок. Мне позвонили жители волшебной страны Звукляндии. В этой стране очень любят разные звуки слова. Они просят нас о помощи, потому что в Звукляндии произошла путаница и неразбериха. Вы готовы помочь?

 –Да!

– Ну тогда отправляемся в путь! Скажем волшебные слова: «Раз, два, три повернись и в Звукляндии окажись!» (Дети вместе с воспитателей поворачиваются по кругу каждый вокруг себя).  Вот мы и в Звукляндии. Я, кажется вижу кому нужна наша помощь. Проходите, ребята, присаживайтесь.

1. «Картинки заблудились» (Дифференциация звуков «Б» и «П»)

 – Ребята, посмотрите, картинки со звуками заблудились и не знают где, чей домик. Мы должны им помочь

– Посмотрите, что изображено на этом домике? (Колокольчик). Правильно.  – Послушайте, какой звук у колокольчика? (воспитатель звенит в колокольчик). Ответы детей (громкий, звонкий): при необходимости воспитатель помогает детям с ответом.

– В этом домике мы поселим картинки, в названии которых живет звук «Б», потому что он тоже громкий и звонкий.

– Давайте проверим так это или нет. Открываем ладошку, кладем её на горлышко. Произносим вместе звук «Б». Наше горлышко дрожит? (Да). (Воспитатель дает возможность ответить нескольким детям.) Потому что звук «Б» – громкий.

–  А посмотрите, что изображено на этом домике? (Ответы детей). Зачеркнутый колокольчик. В этом домике живет тишина. И в него мы поселим картинки в названии которых живет звук «П», потому что он тихий. Проверяем, прикладываем к горлышку ладошку и произносим звук «П» тихо, шепотом.

Воспитатель спрашивает у ребят, дрожит горлышко или нет. (К ответам привлекаются несколько человек)

– Ну что, начинаем?  Воспитатель по  очереди вызывает всех детей.

  – Саша, пройди и возьми картинку. Покажи всем детям, что на ней изображено. (Ребенок показывает и отвечает: попугай)

  – Правильно, попугай. (Слова произносятся с интонационным выделением заданного звука). Какой звук живёт в названии этой картинке «Б» или «П»? (Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель просит его повторить слово ещё раз, выделяя заданный звук или просит  помочь другому ребёнку). И т.д.

– Молодцы, справились с заданием. Все картинки вернулись в свои домики. Мы дальше в путь отправляемся и жителям Звукляндии помочь постараемся.

2. Пальчиковая гимнастика:(стоим в кругу, на ковре)

Тук-тук-тук… тук-тук-тук… (возле уха каждый палец стучит о большой по 3 раза)Наши ушки слышат стук…

(указательными пальцами показываем уши)

Вот ладошечки шуршат…

(потираем ладони друг о друга)

Наши пальчики трещат…

(потираем кулаки друг о друга)

Теперь в ладони громко бей…

А теперь ты их согрей…

(ладони на щёки…затем  быстро потираем их)

К путешествию готовы!? Да!

(вращательные движения кистями)

В путь отправимся друзья…

(изобразить из пальцев правой руки человечков, ходить подушечками пальцев по левой ладони )

3. «Длинные и короткие слова»

– Вот мы и оказались на волшебной полянке. (Воспитатель убирает ширму со стола, на котором стоит поезд с двумя вагонами: коротким и длинным, и фигурки животных). Садитесь ребята

–  Что вы видите? (Дети называют всех животных: к ответам привлекаются все дети по очереди)

– А как одним словом мы их назовем? (Животные). Правильно. (Если дети не называют обобщающее слово, воспитатель сам его произносит и просит повторить детей)– Животные собрались в путешествие на поезде. Да вот беда, они не знают свои вагоны.  Поможем животным? (Ответы детей

– У нас два вагона: один короткий, а второй (Ответы детей) длинный

– В коротком вагоне поедут животные, в названии которых одна часть, это короткие слова. А в длинном  вагоне поедут животные, в названии которых много частей, эти слова длинные.

– Давайте я вам покажу как мы будем измерять слова. Приготовили ладошки. (Воспитатель берет любого животного). Кто это? ( Ответы детей) Слон. (Воспитатель хлопает  вместе с детьми один раз, при необходимости  два).

– Сколько раз мы хлопнули?  (Один). Значит в этом слове одна часть это слово короткое. В каком вагоне поедет слон? (Дети показывают)

– Теперь Настя выбирает животного. Кто это? (Собака). (Ребенок прохлопывает слово сам или с помощью воспитателя, если возникают затруднения.  Прохлопываем один или при необходимости два раза).

– Сколько раз ты хлопнула? (Ответ ребенка: три или много). Если возникают затруднения воспитатель привлекает к помощи других детей

– А три это много или мало? (Много)

– Правильно, в этом слове много частей. В какой вагон мы поселим собаку? (Ребенок дает ответ). И так расселяются все животные. (Над этим заданием работают все дети, по одному).

–  Ребята, вы молодцы! Всех животных разместили по вагонам. И они отправляются в путешествие. А нам тоже пора возвращаться в детский сад. Выходите все на коврик, становимся в круг. Произносим волшебные слова. – Раз, два, три повернись, в детском саду окажись! (Выполнение задания). Вот мы и в детском саду.

Рефлексия:

– В какой волшебной стране мы побывали?  (В Звукляндии)

  – Кому мы помогали?  (Мы помогали картинкам, в названии которых живет звук «Б» или «П» вернуться в свои домики)

– А ещё? (Ответы детей) Если дети затрудняются, воспитатель напоминает. (Правильно, расселили животных по вагонам: в короткий вагон животных в названии которых одна часть; в длинный вагон – животных в названии которых много частей. Молодцы ребята, спасибо вам от жителей Звукляндии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми средней группы по подготовке к обучению грамоте

«Поможем Незнайке»Программные задачи: Продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов; закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных; составлять схему предложения, определять пер...

Конспект НОД во второй младшей группе по подготовке к обучению грамоте: "Путешествие за солнечными лучиками"

Цель:  закрепление пройденного материала. Познакомить родителей с уровнем развития детей 3-летнего возраста по подготовке к обучению грамоте и развитию речи.Задачи: Образовательные:- закреплять з...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте. Звук [Ч].

В конспекте представлены виды работ для подготовки к обучению грамоте в старшей группе на материале работы над звуком Ч....

ПЛАН - КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в средней группе по подготовке к обучению грамоте

Тема «Звуки [Т], [Т’]. Буква Т»Задачи:·        закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук»·...

Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте «Когда мои друзья со мной»

Познакомить с тем, что звук «Ж» всегда твёрдый, выделять ,  подбирать  слова с заданным звуком. Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки....

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...

Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...