Консультация для родителей подготовительной к школе группы: "Подготовка к обучению грамоте. Звуковая культура речи."
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Консультация для родителей подготовительной к школе группы "Подготовка к обучению грамоте. Играем со звуками" - развитие звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_obucheniyu_gramote.rar967.98 КБ
Файл podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx999.29 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте.

        Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а  чтение это перевод букв в звучащую речь.

 На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.

      Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы  слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

Давайте запомним:

  • Звуки  мы слышим и произносим.
  •   Буквы  только пишем  и видим.

Буквы большие и маленькие (прописные и строчные)

  • Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.   Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные круги  или квадраты).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ     А, О, У, Ы, И, Э (обозначаем красной фигурой)

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ    Е, Ё, Ю, Я 

обозначают два звука:

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

  • Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) . Эти звуки  СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они могут образовывать слоги. Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие круги  или квадраты), для согласных мягких - зеленого (зеленые круги  или квадраты).

  • Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо), обозначаются синей фигурой.

  • Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко), обозначаются зеленой фигурой.

  • Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары 
  • Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой»  парыИзображение

     Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Изображение

                               

                             

                             Выполните задания с детьми.

1

 https://cloud.prezentacii.org/19/02/127531/images/screen6.jpg

       2   Произнесите слова, обозначающие названия картинок. Сколько звуков в слове?  Закрасьте квадраты, Назовите 1-й звук, второй, третий и т.д. Расскажите  о звуках.  (В слове гном я слышу 4 звука. Первый звук Г, он согласный твердый, я его обозначил синим квадратом. Второй звук Н, он тоже согласный, твердый, его обозначаем синим квадратом. Третий звук О, он гласный, обозначим его красным квадратом. Четвертый звук М, он согласный. Твердый, обозначим его синим квадратом. Всего в слове три согласных звука, все они твердые. И один гласный звук.)   - В каких словах слышатся мягкие звуки?

                http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkjsYG9RJNn4KT5jXv0Q9Yg6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

     3.       Раскрасьте звуковые модели слов. В каком слове слышится мягкий звук? (В слове малина звук Ль мягкий)  В каком слове есть звук, который никогда не бывает мягким? (В слове ерши Ш – всегда твердый.)

Почему в слове «ерши» звуков больше, чем букв? Какая буква обозначает сразу два звука?   Назовите последовательность звуков в слове «ерши».  ( В слове ерши буква Е обозначает два звука (ЙЭ).  

 Первый звук в слове слышится Й, мы обозначим его зеленым квадратом, так как он согласный и всегда мягкий. Второй звук в слове слышится Э, обозначим его красным квадратом – это гласный звук. Третий звук Р, он согласный твердый, обозначим его синим квадратом. Четвертый звук Ш, он согласный, всегда твердый, обозначим его синим квадратом.

https://i.pinimg.com/originals/8f/88/d1/8f88d15e7656af164e88b9cad9213696.gif

         4.           Расскажите о последовательности звуков в слове юла.

 https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/27625/72b8f21e-8731-42ac-8f85-d4fafcc4fd1c/s1200?webp=false        Юла

В слове «юла»  буква Ю обоначает два звука Й У. Первый звук в слове слышится Й, мы обозначим его зеленым квадратом, так как он согласный и всегда мягкий. Второй звук в слове слышится У, обозначим его красным квадратом – это гласный звук. Третий звук Л, он согласный твердый, обозначим его синим квадратом. Четвертый звук  А, обозначим его красным квадратом – он гласный.

5. Назови звуки.  Впиши буквы. (Утка, шнурки, вишни, тигр,утята)

 https://cdn.eksmo.ru/v2/VEN000000000434772/PDF/VEN000000000434772-4.png 

   6.        Подбери картинку к схеме слова. Назови звуки, впиши буквы. (белка, тарелка, лев, булка, зебра)  Назови гласные звуки, твердые согласные, мягкие согласные).

https://my-book-shop.ru/image/product/5/2866340.jpg

7. Впиши гласные буквы.

        (А,О.У.Э.Ы)

        (Я,Ё,Ю,Е)

- Похвалите ребенка за старание.
Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте.

        Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а  чтение это перевод букв в звучащую речь.

 На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.

      Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы  слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

Давайте запомним:

  • Звуки  мы слышим и произносим.
  •   Буквы  только пишем  и видим.

Буквы большие и маленькие (прописные и строчные)

  • Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, не встречает преграду, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.   Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные круги  или квадраты).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ     А, О, У, Ы, И, Э (обозначаем красной фигурой)

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ    Е, Ё, Ю, Я 

обозначают два звука:

Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].

Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

  • Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) . Эти звуки  СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они могут образовывать слоги. Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие круги  или квадраты), для согласных мягких - зеленого (зеленые круги  или квадраты).

  • Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо), обозначаются синей фигурой.

  • Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'...] - в словах звучат ласково (мягко), обозначаются зеленой фигурой.

  • Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары 
  • Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой»  парыИзображение

     Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.

Изображение

                               

                             

                             Выполните задания с детьми.

1

 https://cloud.prezentacii.org/19/02/127531/images/screen6.jpg

       2   Произнесите слова, обозначающие названия картинок. Сколько звуков в слове?  Закрасьте квадраты, Назовите 1-й звук, второй, третий и т.д. Расскажите  о звуках.  (В слове гном я слышу 4 звука. Первый звук Г, он согласный твердый, я его обозначил синим квадратом. Второй звук Н, он тоже согласный, твердый, его обозначаем синим квадратом. Третий звук О, он гласный, обозначим его красным квадратом. Четвертый звук М, он согласный. Твердый, обозначим его синим квадратом. Всего в слове три согласных звука, все они твердые. И один гласный звук.)   - В каких словах слышатся мягкие звуки?

                http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkjsYG9RJNn4KT5jXv0Q9Yg6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

     3.       Раскрасьте звуковые модели слов. В каком слове слышится мягкий звук? (В слове малина звук Ль мягкий)  В каком слове есть звук, который никогда не бывает мягким? (В слове ерши Ш – всегда твердый.)

Почему в слове «ерши» звуков больше, чем букв? Какая буква обозначает сразу два звука?   Назовите последовательность звуков в слове «ерши».  ( В слове ерши буква Е обозначает два звука (ЙЭ).  

 Первый звук в слове слышится Й, мы обозначим его зеленым квадратом, так как он согласный и всегда мягкий. Второй звук в слове слышится Э, обозначим его красным квадратом – это гласный звук. Третий звук Р, он согласный твердый, обозначим его синим квадратом. Четвертый звук Ш, он согласный, всегда твердый, обозначим его синим квадратом.

https://i.pinimg.com/originals/8f/88/d1/8f88d15e7656af164e88b9cad9213696.gif

         4.           Расскажите о последовательности звуков в слове юла.

 https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/27625/72b8f21e-8731-42ac-8f85-d4fafcc4fd1c/s1200?webp=false        Юла

В слове «юла»  буква Ю обоначает два звука Й У. Первый звук в слове слышится Й, мы обозначим его зеленым квадратом, так как он согласный и всегда мягкий. Второй звук в слове слышится У, обозначим его красным квадратом – это гласный звук. Третий звук Л, он согласный твердый, обозначим его синим квадратом. Четвертый звук  А, обозначим его красным квадратом – он гласный.

5. Назови звуки.  Впиши буквы. (Утка, шнурки, вишни, тигр,утята)

 https://cdn.eksmo.ru/v2/VEN000000000434772/PDF/VEN000000000434772-4.png 

   6.        Подбери картинку к схеме слова. Назови звуки, впиши буквы. (белка, тарелка, лев, булка, зебра)  Назови гласные звуки, твердые согласные, мягкие согласные).

https://my-book-shop.ru/image/product/5/2866340.jpg

7. Впиши гласные буквы.

        (А,О.У.Э.Ы)

        (Я,Ё,Ю,Е)

- Похвалите ребенка за старание.
Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Значение развития фонематического слуха при формировании звуковой культуры речи"

Родной язык является средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В первую очередь это происхдит за счет осознания ребенком звуковой стороны речи....

Консультация на тему: «Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников».

Автором представлен материал на тему "Чистоговорки как средство воспитания ЗКР старших дошкольников" в помощь педагогам....

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Родительское собрание для родителей дошкольников подготовительной к школе группе "Подготовка детей к обучению грамоте"

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями.Она решается в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.Грамота &nda...

Консультация для воспитанников старшей группы «Подготовка детей к обучению грамоте»

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что ...