Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В стране садов».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Фендеч Татьяна Александровна

Интегрированное занятие по обучению грамоте в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_obucheniyu_gramote_v_starshey_gruppe.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Тема: «В стране садов».

Цели: 

Образовательные:

  • упражнять детей в правильном употреблении пространственных предлогов;
  • учить находить слова по схеме;
  • упражнять в употреблении существительных в творительном падеже;
  • упражнять в нахождении слов со звуками [с – с,] и определении места звука в слове.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику руки.  

Воспитательные:

  • воспитывать положительное отношение к природе, умение работать в коллективе.

Тип занятия – интегрированное, на закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Вид занятия –  беседа.

Метод обучения – диалогический.

Категория обучающихся: воспитанники старшей группы.

Ожидаемые результаты: развитие лексической стороны речи, связной речи, совершенствование звуковой культуры речи.

Оборудование. Картинки слон, животные, плоскостной куст, картинки угощения, схемы-карточки, картины с изображением деревьев и кустарников; горошинки; гуашь красного, желтого, оранжевого цвета, палочки-штампы, дидактические карточки из пособия  Т.И. Гризик “Маленький помощник”.

Организационный момент.

Воспитатель. Дети встаньте, пожалуйста, в круг.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К игре вы готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам.

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, сегодня  я вам расскажу историю, которая произошла со слоненком.

В одной сказочной стране жил-был слоненок, которого звали Савелий. Однажды слоненок пошел гулять и попал в страну садов. В первом саду росли яблоки, и он назвал его яблочный. Во втором саду росли сливы, и он назвал его сливочный. В третьем  саду росли абрикосы, и слон решил, что это абрикосный сад.

Дети, скажите, правильно ли слон Савелий дал названия садам.

Дети. Нет. Первый сад яблоневый,  второй - сливовый,  третий - абрикосовый.

Воспитатель. Как можно назвать одним словом, что растет в этих садах?

Дети. В этих садах растут фрукты.

Воспитатель. А как можно назвать эти сады одним словом, если в них растут фрукты?

Дети. Фруктовые сады.

Воспитатель. Дети, с какого звука начинается слово слива?

Дети. Со звука [с].

Воспитатель. Определите место звука [с] в слове абрикос?

Дети. Звук слышится в конце слова.

Воспитатель. С этим звуком слоненок подружился, и мы сегодня не раз будем встречаться с ним и играть. А пока послушайте, что дальше произошло со слоненком.

Идет слоненок Савелий по саду и видит большой развесистый куст, возле которого собрались его друзья: лиса, лось, собака, сурок, носорог. (Педагог выставляет картинки: куст, лиса, лось, собака, сурок, носорог.)

Перед кустом сидела лиса. За кустом стоял лось. Под кустом лежала собака. В кустах сидел сурок. У куста лежал носорог.

(Дети, по просьбе воспитателя, располагают животных и повторяют, где они находятся. Педагог контролирует их действия и слова.)

Звери увидали слона, и пошли ему навстречу. (Далее воспитатель манипулирует картинками, произносит начало фразы, а дети заканчивают ее, употребляя пространственные предлоги.)

Лось вышел… (из-за куста). Собака выползла… (из-под куста). Сурок выбежал… (из куста). Лиса и носорог пошли …(от куста). Животные окружили своего друга слоненка.

Слоненок принес своим друзьям гостинцы: косточку, соль, сено, сметану, овес. Кому, какой гостинец достался, вы определите сами, выполнив следующее задание: определите название животного по количеству слогов в слове и позиции звуков [с-с,].

(Педагог показывает схемы слов к заданиям.)

Воспитатель. Косточка достались животному, название которого состоит из трех слогов, а в начале слова слышится звук [с]. Кто это?

(Схема слова:   х__  ___  ___.)  

Дети. Собака.

Воспитатель. Соль – любимое лакомство животного, название которого состоит из одного слога, а в конце слышится звук [с,]. Кто это?

(Схема слова:   __х.)

Дети. Лось.  

Воспитатель. Сено любит животное, название которого состоит из трех слогов, а звук [с] слышится в середине слова. Кто это?

(Схема слова:  ___  х__  ___.)

Дети. Носорог.

Воспитатель. Сметану слоненок принес животному, название которого состоит из двух слогов, а звук [с] слышится в середине слова. Кто это?

(Схема слова:  ___  х__.)

Дети. Лиса.

Воспитатель. Овес любит животное, название которого состоит из двух слогов, а звук [с] слышится в начале слова. Кто это?

(Схема слова:  х__  ___.)

Дети. Сурок.

Воспитатель. Поблагодарив слоненка за гостинцы, друзья подкрепились его угощениями. Кто чем подкрепился?

(Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее, употребляя слова в творительном падеже.) 

Собака подкрепилась…(косточкой).

Лось - …(солью)

Носорог -  …(сеном)

Лиса - …(сметаной)

Сурок - …(овсом).

Воспитатель. Слоненок Савелий пошел со своими друзьями в сад и нас пригласил прогуляться по нему. В саду было много деревьев и кустарников.

 

Физкультминутка «Деревья»

Воспитатель. Ребята, чем отличается дерево от кустарника (Дети высказывают предположения).

Дети. Дерево высокое, а кустарник низкий.

Воспитатель. Значит, когда дерево маленькое – саженец, его можно назвать кустарником (кустом)?

Дети. Нет, нельзя.

Воспитатель. Почему?

Дети. У дерева один ствол, а у кустарника много стволов.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, какие деревья и кустарники со звуками [с-с,] в названиях  друзья увидели в саду?

Дети. Слива, смородина, барбарис, абрикос, персик, апельсин.

Воспитатель. И тут  в страну садов залетел ветер – добрый друг слоненка Савелия. Обрадовались друзья встрече. Слоненок его познакомил со своими друзьями. Стали они резвиться, играть, бегать, скакать по стране садов. Друзья так развеселились, что не заметили, как   время их игр опали  с деревьев плоды, облетели с цветов лепесточки, и стал сад некрасивым и скучным.

Сидят ветер, слоненок и его друзья, смотрят друг на друга. И не узнают своего чудесного сада. «Ох, друзья, - говорит слоненок. – Что же мы наделали? Как же теперь нам быть? Как нам помочь стране садов?»

Ребята, что делать?

Дети. Надо помочь. Давайте нарисуем фрукты на деревьях и лепесточки на цветочках.

Воспитатель. Не печальтесь, друзья. Дети вам помогут. Ребята, присаживайтесь за столы. Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем пальчики.  Возьмите по горошине и покатайте двумя пальцами (большим и указательным) проговаривайте слова:

                                      Покатаю я в руках

                                      Бусинки, горошки.

                                      Станьте ловкими скорей,

                                      Пальчики, ладошки.        

Молодцы. Пальчики размяли, горошки убирайте. Приступаем к работе. Нарисуйте палочками-штампами на деревьях фрукты, на цветах лепесточки.

 (Работа со штампами  из серии «Маленький помощник» ГризикТ.И.)

Воспитатель. Друзья посмотрите, как нарядили ваш сад дети. Только на будущее помните – играйте осторожнее! Не забывайте про ваш чудесный сад в стране садов. «Спасибо, - говорит слоненок. До свидания».

Вот, ребята, какая история произошла со слоненком Савелием и его друзьями. Что вам больше всего запомнилось? Чем мы с вами занимались? (Ответы детей.)

 

Используемая литература.

Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

Гризик Т.И. Маленькие помощники: пособие для подготовки руки к письму. – М.:

Просвещение, 2010.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ НА КОРАБЛЕ»

- в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки; - закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

Цели:-Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.-Упражнять в определении гласных и согласных звуков.-Учить детей подбирать определения к существительным.-Продолжать у...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.Тема: Звук [А]. Буква А.

Дети в игровой форме знакомятся с буквой и звуком А....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба».

конспект предназначен для воспитателей старших групп детского сада....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе тема «Поможем Буратино»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группетема «Поможем Буратино»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...