Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в страну Буквляндия"
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)
В данном занятии дети повторяют знания по подготовке обучению грамоте, полученные на занятиях в старшей группе. Детям в игровой форме предлагается вспомнить деление на слоги, слоговые домики, звуковой разбор слова и другие речевые задания. Дети в интересом выполняют все задания, поскольку им предстоит отгадать загадки, отыскать ключи для открытия волшебного сундучка и даже в конце занятия получить заслуженный приз!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! На ней написано: «От бабушки Азбуки из страны Буквляндия»! Давайте её откроем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда шкатулку и письмо)
Воспитатель: Шкатулка-то не простая! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Бабушка Азбука из страны Буквляндия! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок в шкатулке. Но шкатулка волшебная, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и шкатулка откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха! Бабушка Азбука »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в шкатулке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Вот уж чудо,так уж чудо,
И взялось оно откуда?
Я смотрюсь в него всегда,
Ну а вижу лишь себя.
Из стекла, но не окно,
Что же это?..
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме бабушки Азбуки! Справимся с этим заданием — один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники бабушки Азбуки принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый
звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?
Дети: Губы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: А-а-а…
Воспитатель: Звук А можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный. Также детьми с помощью воспитателя определяется мягкость/твердость согласных звуков в слове.
Аналогичная работа выполняется со словом КИТ, детям предъявляется карточка с изображением кита, и они производят звуковой разбор слова.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Что происходит весной в природе?». Бабушка Азбука очень любит играть. Давайте покажем ей, как мы хорошо умеем играть!
Игра с мячом «Что происходит весной в природе?»
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Педагог – детям :
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Бабушки Азбуки:
У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеётся и не плачет.
Тихо у стены стоит –
Кто устал – присесть велит.
Дети: Стул!
(Дети достают ключ, он находится на стуле)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, По– ли – на!, Та – ня!, На – та — ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью хлопков). А затем каждый берет картинку, самостоятельно делит ее слоги, определяет их количество и относит в соответствующий слоговый домик (на столе домики на 1,2,3 слога).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка «Листочки».
Ветер северный подул –
«С-с-с», - все листья с липы сдул.
Полетели, закружились,
На землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил,
Всех он их накрыл. (Движения соответственно тексту).
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Соберу красивый дом,
Разберу его потом.
Уберу я до поры
Все детали для игры.
(Дети отгадывают: Конструктор. Находят ключ.)
Задание №4.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают четвертый ключ, «вставляют» в замок. Шкатулка открывается (если позволит время, поиграть в игру «Отгадай, что там?» Дети задают вопросы о том, что лежит в шкатулке).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Бабушке Азбуке! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Бабушки Азбуки? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»
На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей 5-6 лет НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Азбуки»
Закрепление умения проводить звуковой анализ слова «утки».Называть слова с заданным звуком [а].Закреплять знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Выполнила Аксарина Елена Александровна воспитатель МБДОУ "Д/с №5 "Теремок" ГО ЗАТО Комаровский
Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Коррекционно-образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласн...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» воспитатель Аксарина Елена Александровна МБДОУ "№5 "Теремок"
Цели: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость.Задачи:Образовательные:Совершенствовать умение детей различать гласные, твердые и...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...
