Звуки буквы. Слова и звуки.
план-конспект занятия по обучению грамоте

Юдина Светлана Борисовна

Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, что из звуков получаются слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_bukvy.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки буквы.  Слова и звуки.

Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, что из звуков получаются слова.

Материал. Зеленые полоски длинные, красные короткие.

1. Мудрая Сова предложила отправится в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

-Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышате?

- Скажите, как сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка.

- Так вот, все что мы сейчас произнесли и услышали -это и есть звуки. А звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы с вами узнаем, какие бывают звуки речи, как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

- Куда мы с вами поедем? ( в страну Азбуку).

- Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку (в страну звуков).

- Вы готовы к путешествию в страну Звуков?

- Тогда подудите, как паровозик ту-ту.

- Как стучат вагончики чух- чух –чух

- Вот мы и попали в страну звуков.

Игра Какие звуки услышал.

(дети изображают, как подают голос корова, лошади и т.д.)

2. - Эти звуки издают животные, а люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Оказывается звуки возникают во рту.

- Что находится во рту у каждого из нас? (зубы, язык).

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- Послушайте сказку о веселом язычке и повторите за мной все движения язычке.

Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом - рот. Стены- щеки (дети надувают щеки), окна - губы и зубы (дети улыбаются показывают зубы). Язычок очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрьи закрыл окна (закрывают рот).

3. Пока я рассказывал вам сказку, Мудрая Сова положила 2 полоски. - Чем они отличаются?...

Слова тоже бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, потому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор, ско-во-род-ка.  А в коротких словах мало звуков. Например: мак, дом. Эти слова произносятся коротко. Я буду называть слова, а вы должны определить короткое или длинное слово и показать соответствующую полоску. (воспитательница, гном, вентилятор, сад, парикмахер, дым)

Физкультминутка

«Короткое - длинное слово»

(одуванчик, салатница, стул, гладиолус, лак, автостанция)

- Назовите сами длинные (короткие) слова. (если дети затрудняются можно использовать картинки)

4. Что нового узнали на занятии? Чему научились?

- Послушайте сказку о Веселом Язычке и повторяйте за мной все движения язычка. (раздаются зеркала).

Жил да был на свете Веселый Язычок. У него был свой дом — рот. Стены — щеки (дети надувают щеки), окна — губы и зубы(дети улыбаются и показывают зубы).

Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Олимпиада "Звук-буква-слово-преложение"

Занимательные задания по звуко-буквенному, слоговому анализу слов и анализу предложений...

Звуки буквы. Слова и звуки.

Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...