Главные вкладки

    Звуки буквы. Слова и звуки.
    план-конспект занятия по обучению грамоте

    Юдина Светлана Борисовна

    Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, что из звуков получаются слова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuki_bukvy.docx19.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звуки буквы.  Слова и звуки.

    Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, что из звуков получаются слова.

    Материал. Зеленые полоски длинные, красные короткие.

    1. Мудрая Сова предложила отправится в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

    -Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышате?

    - Скажите, как сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка.

    - Так вот, все что мы сейчас произнесли и услышали -это и есть звуки. А звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы с вами узнаем, какие бывают звуки речи, как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

    - Куда мы с вами поедем? ( в страну Азбуку).

    - Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку (в страну звуков).

    - Вы готовы к путешествию в страну Звуков?

    - Тогда подудите, как паровозик ту-ту.

    - Как стучат вагончики чух- чух –чух

    - Вот мы и попали в страну звуков.

    Игра Какие звуки услышал.

    (дети изображают, как подают голос корова, лошади и т.д.)

    2. - Эти звуки издают животные, а люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Оказывается звуки возникают во рту.

    - Что находится во рту у каждого из нас? (зубы, язык).

    - А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

    - Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

    (Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

    - Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

    -Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

    - Послушайте сказку о веселом язычке и повторите за мной все движения язычке.

    Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом - рот. Стены- щеки (дети надувают щеки), окна - губы и зубы (дети улыбаются показывают зубы). Язычок очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

    Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрьи закрыл окна (закрывают рот).

    3. Пока я рассказывал вам сказку, Мудрая Сова положила 2 полоски. - Чем они отличаются?...

    Слова тоже бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, потому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор, ско-во-род-ка.  А в коротких словах мало звуков. Например: мак, дом. Эти слова произносятся коротко. Я буду называть слова, а вы должны определить короткое или длинное слово и показать соответствующую полоску. (воспитательница, гном, вентилятор, сад, парикмахер, дым)

    Физкультминутка

    «Короткое - длинное слово»

    (одуванчик, салатница, стул, гладиолус, лак, автостанция)

    - Назовите сами длинные (короткие) слова. (если дети затрудняются можно использовать картинки)

    4. Что нового узнали на занятии? Чему научились?

    - Послушайте сказку о Веселом Язычке и повторяйте за мной все движения язычка. (раздаются зеркала).

    Жил да был на свете Веселый Язычок. У него был свой дом — рот. Стены — щеки (дети надувают щеки), окна — губы и зубы(дети улыбаются и показывают зубы).

    Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены - щеки (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок, который называется нёбо (по нёбу), мыл пол – нижняя челюсть (по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

    Как-то раз Веселому Язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движение языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

    На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

    Развивающая игра "Прочитай по первым буквам слово"

    Развивающая игра "Прочитай по первым буквам слово"...

    Собери из букв слова

    Собери из букв слова...

    Олимпиада "Звук-буква-слово-преложение"

    Занимательные задания по звуко-буквенному, слоговому анализу слов и анализу предложений...

    "Собери из букв слова"

    Игра "Собери из букв слова"...

    Звуки буквы. Слова и звуки.

    Цель: Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним, привлечь их внимание к звуковой (внешней) стороне речи. Его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным. Дать понять, ...