Обучение грамоте "Из чего получается слово"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Клюкина Елена Ивановна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

 

Из чего получается «слово».                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_iz_chego_poluchaetsya_slovo.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 196» общеразвивающего вида

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Подготовила воспитатель:

Клюкина Елена Ивановна

Тема: Из чего получается «слово».                                                                                      

Задачи:
Область «Социально – коммуникативное развитие»:
развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;  побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую         ситуацию;
 развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. 

Область «Познавательное развитие»: 
 развивать познавательную активность, любознательность;
Область «Речевое развитие»:
закрепить умение делить слова на слоги;
 закрепить умение проводить звуковой анализ слова «зима»;
 закрепить знание гласных и согласных звуков;  

развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы.
Цель: 
закрепить умение проводить звуковой анализ слова «зима».
закреплять знания о гласных и согласных звуках, мягких и твердых, 

 закреплять умение определять первый звук.

Материал и оборудование:
картинка – схема слова «зима», указка, фишки (зелёные, синие, красные)карточки со схемой слова «зима» на каждого ребёнка, трафареты

букв, игрушки (кукла, машинка, пирамидка, матрёшка), цветные карандаши, мяч.

Ход занятия.

В: Здравствуйте, ребята! Каждый день должен начинаться с хорошего настроения, давайте и мы создадим его. Давайте все встанем в круг и поздороваемся друг с другом. И каждый пусть назовёт доброе и красивое слово.  (дети встают в круг называют своё имя и добрые, красивые слова).

В: Ребята, я сейчас вам сказку расскажу, про звуки. В городе Звукинске жили необычные жители. Звуки.

В: Одни умели петь и их назвали гласными. Волшебник им подарил карнавальные платьица. Красного цвета.

В: И согласные звуки, которые очень любили слушать как поют гласные звуки. Им подарил волшебник какого цвета платьица кто догадался?

Д: Синего цвета.

В: Все верно. Жили звуки дружно и помогали друг другу. Но как-то раз они поссорились и перестали дружить, решили жить в разных частях города гласные звуки в одной стороне, а согласные звуки в другой стороне. И когда они разделились по разным сторонам то перестали понимать друг друга.

Ребята как вы думаете почему? (Ответы детей)

В: Всё верно. Молодцы! Вы абсолютно правы. Слова, которые мы слышим состоят из звуков из гласных и согласных.

В: Гласные звуки  можно пропеть и воздух во рту не встречает преград .
 Давайте вспомним какие гласные звуки мы  знаем?

 (один ребенок показывает да доске, а остальные называют). 
А согласные? Свободно они произносятся? Можно их пропеть?

Д: Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды. 
А какие согласные звуки мы знаем? 

Молодцы все верно назвали.
А какими бывают согласные? (Почему они синим и зеленым цветом обозначаются) 
Д: Их называют твёрдые и мягкие согласные.

В: все верно. Молодцы.

Задание первое определи «гласный-согласный» звук

(воспитатель произносит звуки. Если дети слышат гласный звук, то хлопают в ладоши, а если согласный, то приседают).

Очень хорошо все справились.

В: Я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте.                                                                                                               Оно может быть ласковым, а может быть грубым.                                                                                Оно может обидеть, а может рассмешить.

Его можно сказать, а можно написать

Д: Слово!

В: Молодцы! Правильно.

В: Дети посмотрите на стол сколько много здесь предметов и у каждого есть своё название. (дети смотрят на стол где выставлены разные предметы)

Воспитатель показывает на один предмет и спрашивает:

Этот предмет мы каким словом назовём?

Д: словом «кукла»

А этот предмет каким словом назовём? (показывает на дугой предмет )

Д: словом «машинка»

(и так далее перечисляя предметы).

В: Правильно. Молодцы! Посмотрите сколько слов вы знаете, слова встречаются везде. Мы сегодня уже называли добрые и красивые слова. Помните?

Д: Да, когда здоровались.

Воспитатель показывает куклу

В: Что это? Это предмет. Предмет можно потрогать, увидеть описать. Давайте мы с вами опишем предмет: форму, размер, цвет, материал.

(дети описывают предмет, говорят свои ответы).

В: А сейчас я убираю предмет и поизношу слово «кукла» (воспитатель прячет куклу за спину)

В: Что осталось?

Д: «Слово»

В: Конечно же слово. Я предлагаю вам поиграем в игру «Доскажи словечко».                                    

 В: Просыпаюсь утром рано                                                                                                                                            Вместе с солнышком румяным                                                                                                                                           Заправляю сам кроватку                                                                                                                                                    Быстро делаю …

Д: Зарядку.                                                                                                                                                                    В: Михаил играл в футбол                                                                                                                                                                И забил в ворота …

Д: Гол                                                                                                                                                                                                      В: У меня пропал носок                                                                                                                                                    Утащил его …

Д: Щенок.

В: Ах какие холода, начинается…                                                                                                                               Д: Зима.                                                                                                                                                                             В: Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить?                                                                  Д: Их можно измерить.

В: Да. Правильно, их можно измерить, но не линейкой мы их будем измерять, а слогами.                                                                                                                                                                       В :А как мы можем посчитать  слоги, с помощью чего?

Д: С помощью хлопков.

В: Правильно, с помощью хлопков.  

Второе задание определи слоги.

Сколько слогов в слове «зима»? Давайте прохлопаем все вместе.

Д: В слове «зи-ма» два слога.                                                                                                                                                   В: Назовите первый слог.                                                                                                                                                      Д: «Зи»                                                                                                                                                                                                В: Назовите второй слог.                                                                                                                                                                    Д: «Ма»

В: А если произнесём слово ласково – «зи-муш-ка», сколько будет слогов? Воспитатель и дети вместе прохлопывают слова, считая количество слогов. Игра: «Назови братца». (в кругу с мячом) .Я называю твердый звук, а вы мне мягкий. И наоборот, я называю мягкий, а вы твердый. 
Второе задание. Дети у вас у каждого есть имя, а ваше имя состоит из звуков. 
Сейчас я буду называть звуки, если такой звук есть в вашем имени, значит этот ребенок садится за стол. 
Молодцы, вы все справились, посмотрите, как мы сидим у нас прямая спина, руки перед собой на столе.

Третье задание звуковой анализ слова «зима»
Сколько слогов в слове зима? (два слога) 
Сколько звуков? (четыре звука) 
Сколько гласных? (два гласных). Сколько согласных звуков (два: один синий (мягкий звук) и один зеленый (твердый звук)) .

Один ребёнок разбирает у доски остальные у себя на карточках за столами.

 З  -и-ма – первый мягкий согласный звук произносим коротко т. к. встречается преграда, обозначаем зелёной фишкой

З-  и  -ма –второй звук гласный его можно пропеть, обозначаем красной фишкой

 Зи-  м  -а –третий звук согласный, твёрдый, мы его не можем пропеть встречается преграда, обозначаем синей фишкой.
Зи-м-  а – четвертый звук гласный его можно пропеть, обозначаем красной фишкой


В: Правильно, Молодцы! Все с заданием справились.

Четвёртое задание определить первую букву своего имени и раскрасить её.

Перед вами разложены буквы, предлагаю вам выбрать букву с которой начинается ваше имя и раскрасить её.

В: Какие у вас красивые получились буквы все разные. Молодцы.

Но мы совсем забыли про нашу сказку. Как вы думаете помирились жители города «Звукинск». Каждый из вас может придумать свой конец сказки, и мы её запишем. Вы согласны?

Д: Да.

В: Ребята мы сегодня с вами сделали очень много, что вам запомнилось больше всего? Вам понравилось? (Ответы детей)

И мне всё очень понравилось. Вы очень старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение стихотворение об осени. Дидактическое упражнение: «Что из чего получается?»

Тема: Чтение  стихотворений  об  осени.  Дидактическое   ...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух, упражнять в образовании слов по аналогии. Задачи:- развивать память и внимание детей- воспитывать познавательный интерес к природе, учи...

Развитие речи в младшей группе "Радуга". Дидактическое упражнение "Что из чего получается?"

Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема. Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается».

Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.Ход проведения:I. Организационный моментДети заходят в зал и присаживаются на стульчики....

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

Цель. Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии.Ход занятия   Часть I. «Сейчас на дворе… (осень),...

Дидактическое упражнение "Что из чего получается?"

Дидактическое упражнение "Что из чего получается?" Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Цель: Ра...

Конспект онлайн – занятия «Чтение стихотворения об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается?"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речиТема: «Чтение стихотворения об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается»      ...