Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте

Мариненко Наталья Николаевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_rodit.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

                                                                             учитель-логопед Мариненко Н.Н.

Задачи:

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью; самостоятельно создавать звуковую модель слова;

-закреплять представление о функциях звуков и букв;

-упражнять в определении места звука в слове; определении количества слогов в слове;

-составление предложения по схеме с заданным словом;

-развивать логическое мышление, умение составлять слова из слогов;

-воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, желание работать в коллективе.

Ход занятия:

"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, мы пригласили родителей на занятие. Задания будут сложными, но интересными; которые вы сами себе будете выбирать, вытянув букву. Вы готовы? Тогда удачи. Но сначала давайте вспомним правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях в игре.
Громко, чётко, говорим
Никогда мы не спешим.

      -Надо  отгадать  загадки  о  жителях  страны  Грамотной  речи.

Один  мягкий  и  свистит

Другой  твердый  и  шипит

Третий  вовсе  запоет,

Только  кто  произнесет.    (Звук).

Черные  птички   на  белой  страничке

Молчат,  ожидают,

Кто  их  прочитает.         (Буквы).

Разминка

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

  Гласные  тянутся  в  песенке  звонкой,

Могут  заплакать  и  закричать.

 В  темном  лесу  звать  и  аукать

 И  в  колыбельке  ребенка  качать.

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

                                  А  согласные   -  согласны

                                  Шелестеть,  шептать,  свистеть.

                                  Даже  фыркать  и  скрипеть,

                                  Но  не  хочется  им  петь.

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Ребята даю подсказку:

Буквы лежат в волшебном мешочке,

мешочек у окошка".

Ребята, давайте найдем мешочек (дети находят мешочек с буквами).

- Ну что ребята начнем? (один из ребят достаёт букву с закрытыми глазами угадывает что это за буква и  рассказывает про неё( какие звуки она обозначает, придумывает слова с этой буквой)
По ходу всего путешествия ребята достают буквы и выполняют задания.

  1. Буква П. … потеряшки.

Звук   я  к  звуку  подберу

И  его  произнесу

Если  буквы  в  ряд  сложу,

То  его  потом  прочту.     (Слово).

Дидактическая  игра  «Какие  бывают  слова»:

  -Подумайте,  какие  бывают  на  свете  слова (громкие,  тихие,  красивые,  легкие,  теплые, страшные, светлые  и  т. д.).

Задание 1.  Назвать  «громкие»  слова  (гром,  стук,  барабан, взрыв, стук).

Задание 2.  Назвать  «красивые» слова (цветок, природа, узоры, украшения).

Задание 3.  Назвать «теплые» слова (печь, огонь, шуба) или «сладкие» - (конфеты,  сахар).

Задание 4.  Назвать  «страшные»  слова (монстр, привидение, призрак).

        Есть  сладкое  слово  -  конфета,

                        Есть  быстрое  слово  -  ракета,

                        Есть  кислое  слово  -  лимон,

                        ………………………………

                        Есть  слово  лесное  -  синица,

                        Есть  слово  пушистое  -  снег,

                        Есть  слово  веселое  - смех!  

Сначала ребусы общие, понятно как узнать что за слова? Игра «Буквы потерялись» на листочках  ДОМ, СОК, ЩЕНОК, ДУБ. При думать с этими словами предложения.

  1. Буква Р. …рассыпушки. Игра «Слово рассыпалось»
  1. БУКВА М …, модель. Подобрать табличку к звуковой модели слова (грибы, дубы, пироги, …)
  2. БУКВА
  3.  В … вот

Физкультминутка 

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

  1. БУКВА Ш. придумать слова …, школа. Отгадать  загадки про школу, выложить, поделить на слоги (как мы это делаем?) и сделать анализ:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (Книга).

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я - ... . Пенал

Дети выкладывают звуковые схемы слов: пенал, книга

  1. БУКУВА С. .., слово. Игра «Слово рассыпалось».

Выставляются карточки слоги, дети составляют слова со слогами, расставляя в нужном порядке: ма-ши-на, ма-ли-на, ба-боч-ка, бу-сы, ва-за, бе-ге-мот, чаш-ка, лож-ка.

  1. БУКВА Г. гусеница. Поделить слова на слоги.

Измерить длинное  слово?

Да  это  проще  простого!

Сколько  слогов  в  нем  надо  узнать –

Хлопать  в  ладоши  пора  начинать!

  1. Работа  с  родственными  словами

-  Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо-деревья, которые  выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это – из слова «лес». Вы  когда-нибудь  встречались  с  такими  чудо-деревьями?

Дети. Да, это деревья,  на  которых  растут  родственные  слова.

-  А что такое  родственные  слова?

Дети. Слова  родные  друг  другу,  у них  общий  смысл.

-  Ребята, посмотрите, что-то эти деревья  выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова,  не родные им? Давайте им поможем  и  полечим  деревья,  оторвав  ненужные  больные  листочки.  Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т.е.  не родственные словам «лес», «вода». Чтобы  ответить  правильно,  надо  вспомнить,  какие  слова  выросли  из  слов  «лес»  и  «вода».

Дети.

Вода –  водный,  водяной,  водопад, (завод), водолаз, наводнение,  волна.

Лес – лесной,  лесник, лесовоз, (лесенка),  лесоруб.  

-  Почему, вы решили, что эти  слова  не родственные?

Дети. У них другой  смысл.

Ну,  молодцы.  Теперь  деревья  перестанут  болеть,  а  нам  пора подводить итоги. Вы были молодцы. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....