Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

« Звук Ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_logopedicheskoy_gruppe.docx95.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска центр развития- детский сад № 55

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

« Звук Ш».

                                                 

                                                Учитель-логопед Кочакова В. Б.

Тема: звук Ш.

Коррекционно-развивающие задачи: формирование у детей представлений о согласных звуках, совершенствование фонематического восприятия и произношения согласных фонем, развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза слова,определение количества слогов и позиции согласного звука в слове, усвоение основных лексико-грамматических категорий русского языка, расширение словарного запаса, тренинг в публичных ответах и выступлениях, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: Синий домик, индивидуальные наборы зрительных символов, карандаши, индивидуальные карты, схема характеристики согласного звука, таблица « Звук Ш», звуковые домики, тетради.

                                       Ход занятия.

I.Организационный этап.

Повторение : назвать гласные, затем- согласные звуки по зрительным символам, объяснить, почему они так называются.

II.Этап обучения с использованием фронтального и индивидуального наглядного материала.

  1. Сообщение темы занятия.

Психогимнастика.

-У вас в руках надувной шарик. Покажите, какой он большой. Подул сильный ветер, шарик вырвался из ваших рук и улетел. Покажите, как он летит. Вот шарик зацепился за ветку и лопнул. Воздух вырвался из шарика. Произнесите звук, который вы услышите.

2. Характеристика звука Ш по акустическим и артикуляционным признакам с опорой на тактильный контроль и схему характеристики согласного звука.

-Язык не хочет пускать воздух, он поднялся вверх, к верхним зубам, поставил воздуху преграду. Зубы тоже закрыли проход воздуху, между ними осталась только маленькая щелочка. А воздух все равно прорвал преграду и шипит от радости, да так сильно , что губы вытянулись вперед.

Звук Ш- согласный, глухой, всегда твердый.

Обозначение зрительным символом, помещение в Синий замок.

3.Работа по таблице « Звук Ш»- определение позиции звука Ш при помощи звуковых домиков.

4. « Кто внимательный?»- Ш (С,Ж ,Щ) в словах -поднять зрительный символ:

ШАПКА, ЖУК, ШУБА, ЩЕТКА, САНКИ, ШУМ, ШАР, ЖАБА, и т. д.

5. Чтение слоговой таблицы(см. прил. 1).

6. Выкладывание слов из зрительных символов, преобразование, изменение:

ШУТ-ШУМ-ДУШ-УШИ- КАША-МАША-МЫШКА (см. прил. 2).

Разложить слово  МЫШКА  в звуковые домики, определить количество звуков и слогов. Повторить правило.

Одновременно образовывать форму существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом Р. п. мн. ч.

7. « Повтори, не ошибись» -проговаривание чистоговорок (дети, затем- мамы):

Шапка да шубка-вот наш мишутка.

У нашего мишки в мешке большие шишки.

Кошка на окошке, а мышонок в плошке.

Мышка на кадушке, а пшено в кормушке.

Шляпа на макушке, а сережка в ушке.

У Маши лепешка, на лепешке мошка.

Маленький Мишка наступил на шишку.

Кушал Паша шоколад, пил шипучий лимонад.

7.Динамическая пауза.

Шапка шерстяная, наверху помпон,

(Изобразить шапку и помпон).

Круглый, словно мячик, и пушистый он.

(Круглый мячик).

Есть еще у шапки отворот цветной,

(Показать отворот «ушей» у шапки).

В этой шапке можно бегать и зимой.

(Бегут).

Бабушка вязала шапку не спеша,

(«Вяжут» спицами).

Шапка шерстяная вышла хороша.

(Руки на поясе, а затем показать на воображаемую шапку).

8. Анализ предложения, запись схемы в тетрадь, наращивание с опорой на сюжетную картинку.

                     Кошка ловит мышку.

               _____________________________

                ______     _________      _________

9.  «Кто больше?»

Прослушивание сказки А, Барто « Медвежонок - невежа».

Соревнование: мамы называют все слова со звуком Ж, дети- со звуком Ш. Словарная работа: невежа ( невоспитанный). Какие поступки должен совершать медвежонок, чтобы стать воспитанным.      

III.Итог,оценка деятельности детей.

Литература:

 Т. А. Ткаченко « Звуковой анализ и синтез». Издательство

 « Книголюб», 2008г.

О. С. Гомзяк « Говорим правильно в 5-6 лет». Издательство « ГНОМ и Д», 2009г.

А. Барто «Стихи для самых маленьких». Москва, 2005г.

                                                                                                             

                                                                                                                                                               Приложение 1.

                                                                                                               

                                                                                           

                                                       

                                                                                                                         

                                                                                                   

                                                                                                                         

                   

                                                                                                         

                                                                                                                                                         Приложение 2.

     

   

        

        

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Посвящение в следопыты"

Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Посвящение в следопыты"...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [ы] и буква ы 7.12.2019 год

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей группеТема: Звук [ы] и буква ыЦели:Уточнить артикуляцию звука [ы];Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;Поз...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Конспект  занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема занятия: Звук [ А ].Цель: знакомство со звуком [ А ]....

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Н и Нь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуками Н и Нь;- научить характеризовать звуки Н и Нь по акустическим и артикуляционным признакам ;- закреплять понятие о месте звука в слове; - упражнять дет...