Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Н и Нь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- познакомить детей со звуками Н и Нь;

- научить характеризовать звуки Н и Нь по акустическим и артикуляционным признакам ;

- закреплять понятие о месте звука в слове;

 - упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать фонематические процессы;

- дать понятие предлога, как маленького слога, учить детей составлять схемы предложений с предлогами;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_28_starshaya_gruppa._zvuki_n-n.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и подготовке к обучению грамоте  в старшей  логопедической группе по теме: «Звуки Н и Нь». Занятие № 28

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- познакомить детей со звуками Н и Нь;

- научить характеризовать звуки Н и Нь по акустическим и артикуляционным признакам ;

- закреплять понятие о месте звука в слове;

 - упражнять детей в делении слов на слоги;

- развивать фонематические процессы;

- дать понятие предлога, как маленького слога, учить детей составлять схемы предложений с предлогами;

- воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

- зеркала;

- картинка для звукоподражания;

- предметные картинки со звуками Н и Нь;

- дидактическое пособие «Согласный звук»;

- цветные фишки для ЗА;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Социально-коммуника-тивное развитие,

Речевое развитие

Игровая деятельность

1. Организационный момент.

Фонетическая зарядка.
-Как погоняют лошадь? (Но-но!).
Чёткое произнесение слогов.
-Какой слог мы слышим первым?

Физическое развитие

Двигательная деятельность

3. Развитие мелкой моторики.

Апельсин.

Мы делили апельсин,

Много нас – а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для лисы,

Эта долька – для совы.

А для волка – кожура,

Он сердит на нас – беда,

Разбегайтесь кто куда.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

4. Массаж лица.

Сначала проводим поглаживание, затем волнообразные движения, пощипывание, постукивание по общим правилам. В конце опять поглаживание.

Социально-коммуника-тивное развитие  Физическое развитие

Игровая деятельность, двигательная деятельность

6. Развитие артикуляционной  моторики.

- Комплекс упражнений на подъем языка.

  Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие  

Коммуни-кативная деятельность, Игровая деятельность

8. Тема занятия.  Игра: «Четвертый лишний»;

Помидор, лимон, репа, огурец-  ЛИМОН.
Конфета, яблоко, груша, абрикос – КОНФЕТА.
Туфли, сапоги, валенки, носки - НОСКИ.

Дети объясняют каждый выбор.

Игра «Запомни –повтори»: слова ЛИМОН –КОНФЕТА-НОСКИ.

Логопед: (выставляет картинку с изображением плачущей девочки):

НОННА НОЕТ: Н-Н-Н-Н

А когда она была совсем маленькая, то она НЫЛА Нь-НЬ-Нь

Со звуками Н и Нь мы сегодня познакомимся.

Игра «Где звук спрятался» - где спрятался звук Н в словах НОСКИ, КОНФЕТА, ЛИМОН.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков Н и Нь с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом:

Звук Н – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой;

Звук Нь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой. (характеристика звука с использованием пособия «Согласные звуки»).

Повторение характеристики несколькими детьми.

-Чем похожи звуки?

- Чем отличаются?

Социально-коммуника-тивное развитие   Речевое развитие

Игровая деятельность

10. Игра на развитие фонематического слуха  - «Светофорчики» .

Если услышите звук Н – показываете светофорчик синего цвета, если звук Нь – зеленого.

Из ряда звуков;

Слогов;

Слов: НОСОРОГ, НИТЬ, НОСКИ, НЕБО, НОТЫ, НЕВАЛЯШКА, НОЖНИЦЫ(2 звука), НАТАЛЬЯ, НИКИТА и др. ;

Игра «Какой слог лишний?»

Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах:
но – на –
ма,

 ну – на – но – мы,

на – но – ну – ни.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

11. Физминутка.  «Зарядка»

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат;

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

 А устали ножки,

Хлопают ладошки.

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Какое слово со звуком Н встретилось в игре? (НОЖКИ, НАШИХ)

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

12. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов НА и НИ, (если дети хорошо воспринимают материал, то можно выложить схемы слов НОТА, НИТЬ).

Выкладывание графической схемы с указанием заданных звуков на схеме.

Речевое развитие

Социально-коммуника-тивное развитие

Коммуни-кативная деятельность, игровая деятельность

13. Закрепление звуков Н и Нь в словах.

Дети совместно с логопедом называют картинки, выставленные на доске.  

Игра «Подарим картинки Нате и Нине»;


-определение места звуков Н, Нь в словах;

Деление слов на слоги.

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

14. Закрепление звуков Н и Нь  в предложениях.

Договаривание предложений с предлогом НА:

Кот Васька спит (на окне).

Маша сидит (на стуле).

Тарелка стоит (на столе).

Вася катается (на лыжах).

Составление схемы 1-2 предложений. (с предлогом – объясняется детям, что НА – это тоже слово, только маленькое).

Речевое развитие

Коммуни-кативная деятельность

16. Итог занятия.

- С какими звуками познакомились?

- Дайте характеристику этим звукам

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Коммуни-кативная деятельность

17. Оценка работы детей и домашнее задание.

Нарисовать в тетради картинки со звуком Н и Нь.

Социально-коммуника-тивное развитие

Трудовая деятельность

18. Трудовые поручения во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук У».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей с гласными звуками, на примере звука У;- научить детей правильной артикуляции и характеристике звука У;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный гласный...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук П».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;- познакомить детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слова;- учи...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Т».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики и артикуляции;- продолжить  знакомство детей с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в н...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук К».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук Х».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком Х и способом его характеристики  и артикуляции;- закреплять у детей понятие – гласный, согласный, твердый звуки;- упражнять детей в определении м...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки П и Пь».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки П-Пь;- учить детей давать  характеристику звуков П и Пь;- учить детей различать звуки П и Пь по твердости-мягкости;- д...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Т и Ть».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать  характеристику звуков Т и Ть;- учить детей различать звуки Т и Ть по твердости-мягкости;- п...