Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект является продолжением программы по обучению грамоте для детей с ОВЗ. Дети выполняя интересные задания, игры и упражнения занкомятся с новой буквой и звуками. Некототрые игры и упражнения можно использовать и в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_d.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [Д], [Дь] и буквой Д»

Цели: - научить четко произносить звуки [Д], [Дь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

          - учить определять количество услышанных звуков;

           - активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [Д], [Дь] в начале и в середине слова;

           - научить анализировать слоги: ДА, ДО, ДУ, ДИ составлять и писать слово ДИМА.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы Д, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; сигнальчики; картинки: душ, ведро, одуванчик, дом, удочка, домик, ягоды, дым, индюк, дельфин, пудель, диван и др.; тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада №2

Ход:

  1. Знакомство со звуком [Д].

      Загадка:     Белый столб стоит на крыше

                        И растет все выше, выше.

                        Вот дорос он до небес –

                        И исчез.   (дым)

- Какой первый звук в слове ддддым? (Правильно звук Д) Раздаются зеркала.

  • Посмотрите в зеркало и скажите мне когда мы произносим [Д], то

 - Что делают губки? (губкисвободны);

- Что делают зубки? (зубки сближены, но не сомкнуты);

- Что делает язычок? (язычок стучит кончиком за верхними зубками);

- Горлышко работает? (положить руку на горлышко) Горлышко работает.

  • Звук [Д] согласный, его петь нельзя, так как нам мешает язычок. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим кружком.

Если песня не поется

То согласным назовется

И для всех не секрет

У него синий или зеленый цвет.

2. Фонетические упражнения

А теперь представьте себе, что мы гуляем в лесу и вдалеке слышим как дятел долбит дерево: ДДДДД… (произносить тихо, отрывисто).  

А теперь дятел прилетел к нам близко и долбит дерево, стоящее рядом: ДДДДДД….(произносить громко, отрывисто).

         

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Д]»:

Д, м, а, о Д                    о, Д, и, Д, т              к, д, м, л, д, д

Ма, до, ао, дам               ду, ом, уда, да,         аду, до, ти, та

«Слушай внимательно» покажи синий сигнал, если услышишь в слове звук [д]: мак, дух, сом, дама, дом.

4. Работа с картинками.

На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [Д] в начале слова. 2. Звук [Д] в середине слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [Д] или в начали или в середине слова: душ, ведро, одуванчик, дом, удочка, домик, ягоды, дым.

     Положите картинки в первый паровозик, которые поедут в вагоне и будут смотреть в первое окошко. Те картинки, которые начинаются на звук Д.

    Во второй паровозик положите картинки, которые поедут в вагончике, где синий кружок в серединки. Значит звук Д  в середине слова.

5. «Хлопушка»   ( - звук Д)

-има    -ом      -ым

6. Знакомство со звуком [Дь].

Маленький дятел долбит дерево: дьдьдь…

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков. Дети стоят. «Хлопните в ладоши, если услышите звук [Д], топайте ногами, если услышите звук [Дь]»

да, дя, до, дё, ди, ду.

8. Работа с картинками. К вам пришли в гости гномики Дима и Данилл. Они просят вас помочь им навести порядок, так как мама ушла на работу, а они тем временем раскидали все картинки. И теперь не знают в названии каких картинок есть звук ДДДД, а названии каких ДьДьДь. Поможем им ребята?

Детям раздаются картинки, в названии которых есть твердый и мягкий звук [Д, Дь]: душ, ведро, одуванчик, дом, удочка, домик, ягоды, дым, индюк, дельфин, пудель, диван.

Если в слове есть согласный твердый ДДДД, то кладите ДДДДанилу, у него синий костюмчик, если в слове ДьДьДь, то ДьДьДиме, у него зеленый костюмчик.

9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Кто приходит,                        Весной веселит,

Кто уходит, -                          Летом холодит,

Все ее за ручку водят.             Осенью питает,

       (дверь)                             Зимой согревает.   (дерево)

К вечеру умирает,                        Не живая, а идет,

Поутру оживает.                          Не подвижна, а ведет.

            (день)                                                     (дорога)

10. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:

                             дом, Дима

11. Знакомство с буквой Д.

            Д – с высокой крышей дом.

            В этом доме мы живем.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Д? Буква Д из пальчиков: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

- Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц) букву Д.

12. Анализ слогов: ДА, ДО, ДУ, ДИ.

- Какой звук стоит в ряду первым (последним)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Д], мягкий звук [Дь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада №2, стр. 5: дети закрашивают букву Д наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

14. Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»

На поляне дом стоит,                           Пальцы обеих рук соприкасаются,

                                                               локти разведены, - «крыша»

Ну, а к дому путь закрыт.                   Обе руки повернуты ладонями к груди,

                                                               средние пальцы соприкасаются,  

                                                               большие пальцы – верх – «ворота».

Мы ворота открываем,                         Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем.                 «Крыша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...