семинар-практикум по обучению грамоте
учебно-методический материал по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Людмила Геннадьевна Косарева

Оргаизация и плаироваие заятий по обучеию грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semiar-praktikum_po_obucheiyu_gramote.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум по обучению грамоте

План семинара:

1. Организация и планирование занятий по ОГ.
2. Звуковой, звукобуквенный, слоговой анализ и синтез.
3. Приёмы работы с буквой.
4. Приёмы обучения чтению.
5. Профилактика дисграфии и дислексии.

I. Теоретическая часть.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.

Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие, ударение
  • умение работать со схемой слова, разрезной азбукой
  • владение навыками послогового чтения.

Как вы считаете, необходимо ли обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста в детском саду и почему?

Требования начальной школы стали выше;

Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. Затем предлагаю применить эти знания в практических упражнениях.

II. Практическая часть.

Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Звуки обозначаются буквами

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь".

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию, их всего 6 – А, О, И, У, Ы, Э. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].

Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].

Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).

И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].

Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:

1. В начале слова (юг, яма, Емеля);

2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.

3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)

Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем и видим)

Деление слов на слоги.

Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов.

Сколько в слове гласных столько и слогов

Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).

Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски.

Далее выполняем звукобуквеннослоговой анализ

Работы со схемой слова:

МАЛИНА                                                                                        

определяем количество слогов.

произносим 1-й слог МА-

какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)

произносим 2 слог? ЛИ

какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)

произносим 3 слог НА

какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)

называем звуки по - порядку;                                    

определяем количество звуков в слове;

сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;

сколько согласных звуков;

назвать первый звук, последний, третий;

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.

Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. (схема)

Подготовка к письму.

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо, прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку

(ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть) конец ручки смотрит в правое плечо, ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.

Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.

Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ.

Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

написать букву в воздухе, на столе;

выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;

вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;

вылепить из пластилина, теста;

написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Игры с буквами в: «Допиши недостающий элемент буквы», «Зашумленные буквы», «Переверни букву», «Спрятавшиеся буквы»

Рекомендации по обучению грамоте детей.

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух.

4. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т.е. так, как звучит звук.

5. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

6. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы.

7. Максимальная продолжительность занятий для 6-7летних детей составляет 30-35 минут.

8. Будьте щедрыми на похвалу, отмечайте даже мельчайшие изменения вашего ребенка, выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

9. Разумная требовательность взрослого будет только на пользу ребенку.

Вооруженные всеми этими знаниями и умениями вы легче осилите дорогу к школе. Это поможет вам избежать ошибок при чтении и письме.

И главное, помните – все чему вы научите ребенка, а главное, все чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "Обучение грамоте дошкольников"

Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей "Обучение детей грамоте"

Тема: «Развитие фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста».Подготовила воспитатель Кайтан И. М.Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к...

Семинар-практикум для воспитателей."Обучение дошкольников элементам грамоты".

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей  к обучению грамоте....

Семинар - практикум " Подготовка к обучению грамоте"

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. Давайте определим сначала, а что мы вкл...

Семинар-практикум "Подготовка к обучению грамоте в детском саду"

Семинар-практикум "Подготовка к обучению грамоте в детском саду"...