Семинар - практикум для педагогов "Обучение грамоте дошкольников"
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Головина Елена Ивановна

 Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Обучение грамоте дошкольников»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи ДУЗ  в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

План

1. Понятие «Подготовка к обучению грамоте».

2. Компоненты процесса обучения грамоте.

3 Блиц –опрос по обучению грамоте.

4 Задачи по обучению грамоте.

5 Основные термины по обучению грамоте.

6. Звуковой анализ слов.

    Структура занятий по подготовке к обучению грамоте.

7. Викторина «Знатоки по грамоте»

     1 Понятие «Подготовка к обучению грамоте». Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться с момента прихода ребёнка в детский сад. Ещё в младших группах, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Уже в средней группе детей приучают  интонационно выделять звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и  красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»?   (ответы педагогов)

Грамота –  базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.

Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты,

Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только

значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение

    письменной речью.

    Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является    

    подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к    

    обучению грамоте

 Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и

воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Исходя из этого определения, считаю

правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».

2 Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ),  соноров (л, р);
  •  Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

    3 Блиц-опрос по обучению грамоте.

    Вопросы для обсуждения:

    А) Что включает в себя речевое развития по  ФГОС ДО.

1 Овладенью речью как средством общения.

2 Обогащение активного словаря.

3 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

4Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

5Развитие речевого творчества.

6 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

7 Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Б) Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?

( - развивать речевое дыхание и  речевое внимания;

-  формировать правильное звукопроизношение;

- побуждать проводить анализ  артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);

- познакомить с  понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».

- развивать речевой  слух (фонематического и фонетического восприятия);

- познакомить со слоговой структурой слова;

-учить определять количество слогов в словах;

- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);

- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.)

В)Перечислите упражнения по обучению грамоте.   (Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах). Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах. Познакомить с ударением. Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Г) Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты.  Индивидуальная  работа:

учить выделять  звуки  из ряда звуков, из  состава  слова;

-учить  подбирать  картинки на заданный звук;

-учить  различать  на  слух  гласные  и согласные звуки;

учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

-учить находить место звука в слове; учить  анализу и синтезу 1-2-3-сложных  слов

-обучать печатанию букв,  слогов, слов

Д) Основные направления  работы  по развитию речи детей в ДУЗ.

1.Развитие словаря

2.Воспитание звуковой культуры речи        

3.Формировнаие грамматического строя языка        

4.Развитие связной речи:

  а)Диалогическая речь (разговорная)

  б)Монологическая речь (рассказывание)        

5.Формирвание элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)        

6.Воспитание любви и интереса к художественному слову

4 Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте можно сформулировать следующим образом:

  • знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  • знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  • научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  • научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  • научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  • научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).

При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква». Давайте разберемся в этих понятиях.

 

5 Основные термины по обучению грамоте и их характеристика.

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие звуки называются гласными?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Какие звуки называются согласными?

- Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие?

- Что такое слог? (правило)

- Что такое предложение? (правило)

Минутка  отдыха.

Небольшая разминка для педагогов. Педагоги образуют круг, выполняя задание.

  1. Встаньте те, у кого в имени есть звук Т.
  2. Встаньте те, у кого  фамилия состоит из 5 слогов.
  3.  Выйти в круг тем, у кого  во втором слоге фамилии есть звук О.
  4. Выйти в круг тем, у кого ударение в фамилии падает на 3 слог
  5.  Выйти тем, у кого в имени нет звука Б.

 

Отгадай шарады.

Первый слог — название ноты.

Второй слог — тоже название ноты.

Целое слово — овощ, растущий в стручках.  (фасоль)

 Мой первый слог — на дереве,
  Второй мой слог — союз.
  А в целом я — материя
  И на костюм гожусь.
  (сук-но)

 Начало деревом зовется,

конец-читатели мои, 

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они. (Буквы)

Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

( «За-дача».)

Начало - голос птицы.

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

( «Кар-тина».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(«С-порт».)

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(«Я-блок-о».)

Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(«Кипа-рис».)

6 На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

     При совершенствовании  навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

     Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

 Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

7 Минивикторина.

Вопросы двум командам.

А

1 Чем отличается звук от буквы?

2 Назовите всегда мягкие согласные звуки.

3 Изобразите руками буквы С, Х, У, Р

4 Назовите количество букв в слове деньги.

5 Поделите слово парикмахерская на слоги.

6 Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

7 Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

8 Выполнить звуковой анализ слова чашка и подобрать другие слова по данной схеме

Б

  1. Чем отличается согласный звук от гласного.
  2. Назовите всегда твердые согласные звуки.
  3. Изобразите руками буквы Г, Т, Ч, М.
  4. Назовите количество звуков в слове якорь.
  5. Сколько слогов в слове электричество?
  6. Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко.
  7. Сколько слов в предложении: Каждое утро за моим окном весело чирикают воробьи.
  8. Выполнить звуковой анализ слова шишка и подобрать другие слова по данной схеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар. Гендерное воспитание дошкольников.

Семинарское занятие для воспитателей по теме "Гендерное воспитание дошкольников".1. Теоретическая часть.2. Практическая часть. 3. Подведение итогов....

Семинар "Развитие речи дошкольников в свете Федеральных Государственных Требований"

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...

Семинар "Технология обучения дошкольников ЗОЖ"

Семинар-практикум расскрывает технологию обучения дошкольников основам здорового образа жизни...

семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...

Семинар "Развитие речи дошкольника в театральной деятельности"

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста...

Семинар «Формирование у дошкольников начальных представлений о спорте».

Содержание: 1. Понятие «спорт». История спорта. 2. Поэтапное формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр:  Проектиров...

Семинар: "Успешная социализация дошкольника в условиях детского сада". Тема выступления: "Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке"

Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке.Доклад воспитателя Исаевой С. П.   Одной из составляющих частей социализации в ДОУ является как самостоятельная деятельность д...