Семинар "Технология обучения дошкольников ЗОЖ"
методическая разработка на тему

Скареднова Ирина Самсоновна

Семинар-практикум расскрывает технологию обучения дошкольников основам здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_obucheniya_doshkolnikov_zozh.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технология обучения дошкольников ЗОЖ

Семинар-практикум

Автор: старший воспитатель филиала №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак, Республики Алтай

Скареднова

Ирина Самсоновна

Турочак – 2015

Содержание

Введение

Характеристика понятий «здоровье», «ЗОЖ»

Этапы целенаправленной работы по формированию основ здорового образа жизни

Методическое содержание педагогической технологии

Методы и приемы

Заключение

Список использованной литературы

  3

  4

   

 

 

   

   

   6

  8

  9


Введение

Слайд 2 

Одними из главных задач ДОУ, как отмечено в ФГОС ДО, являются задачи, направленные на «…создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья каждого ребенка; формирование общей культуры личности детей, в том числе, ценностей здорового образа жизни…»

Основным средством реализации этих задач является формирование культуры здорового образа жизни.

Слайд 3 

Культура здоровья – стереотип поведения, выработанный на основе личностных потребностей, способствующих ЗОЖ и определяющий бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


Слайд 4 

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Например, детям, помимо знаний о способах предупреждения некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо понимать позитивную роль хорошего самочувствия и настроения, научиться управлять своими эмоциями, противостоять стрессовым ситуациям, поскольку по определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье  - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.

Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.

ЗОЖ – один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия, он определяет качество жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.

Развитие навыков ЗОЖ ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.

Как и многие привычки, навыки ЗОЖ формируются при соответствующих условиях в раннем и дошкольном детстве. По мере роста и развития ребенка они постепенно совершенствуются, их круг расширяется.  

Слайд 5, 6, 7, 8 

Целенаправленная работа по ЗОЖ осуществляется в три этапа:

  1. этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями о ЗОЖ;
  2. этап углубленного изучения основ ЗОЖ;
  3. этап закрепления и совершенствования основ ЗОЖ.

На каждом этапе работы ставятся соответствующие цели и задачи по обучению основам ЗОЖ.

Методическое содержание педагогической технологии

Слайд 9

Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

Слайд 10, 11

На занятиях детям сообщают новые сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Слайд 12, 13

Досуги, праздники, развлечения способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Слайд 14

В ходе физкультурно-оздоровительной работы развивают физические, психические и нравственные качества детей, воспитывают самостоятельность, творчество. 

Слайд 15, 16, 17, 18

Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них. Во время мытья рук после прогулки можно реализовать контрастное закаливание рук кубиками льда и теплой водой.

Слайд 19

При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.

Слайд 20

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки.

В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничения времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использование для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Слайд 21

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ, можно организовать выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке детей знакомят с художественными произведениями по теме ЗОЖ, обсуждают их содержание, разучивают стихотворения, загадки.

Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо»  В.В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыгрывать маленькие сценки, распределив между собой роли.

Методы и приемы

Слайд 22

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опытным путем с помощью влажных ватных дисков или салфеток дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.).

Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».

Слайд 23

Данная педагогическая технология (технология формирования представлений о ЗОЖ) предполагает:

  1. системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями; формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;
  2. применение разнообразных форм и методов работы;
  3. использование разных видов деятельности детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;
  4. последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;
  5. открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.


Заключение

Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и стремление быть здоровым, ценить хорошее самочувствие, уметь защищать себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Закончить свой доклад хотелось бы словами Януша Корчака, который писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,  что для этого  надо делать. Объясним им, и они  будут беречься».

Слайд 24

Будьте здоровы!


Список использованной литературы

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112с.
  2. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / авт.-сост.Т. Г. Карепова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 170с.
  3. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни  у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
  4. Смирнова, Т. В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) / авт. – сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. ФГОС ДО 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика по образовательной области "Конструирование" 1 этап обучения. По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

в практическом материале даны примрные игры по образовательной области "конструирование" - 1 этап обучения. По программе Гаврилушкной О.П.,Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с ...

Диагностика по образовательной области "Художественное творчество" 1 этап обучения По программе Гаврилушкиной О.П., Баряева Л.Б .Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В практическом материале даны примерные игры по образовательной области  "Художественное  творчество" - 1 этап обучения,  по прогамме Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л. Б. Программа воспит...

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Общее родительское собрание (Презентация)на тему "Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкамР.Т.с использованием УМК по обучению русскоязычных детей4 -7 лет татарскому языку

Тема: Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкам Р.Т. с использованием УМК по обучению русскоязычных детей 4 - 7 лет татарскому языку...