Семинар. Гендерное воспитание дошкольников.
презентация к уроку по теме

Вайнштейн Анна Владимировна

Семинарское занятие для воспитателей по теме "Гендерное воспитание дошкольников".

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть. 

3. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_seminar.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Вводная часть. (1) Тема гендера, гендерного воспитания очень актуальна в настоящее время. Из-за постоянных изменений в современном обществе, разругаются традиционные гендерные стереотипы. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины мягче. Поэтому очень важно строить здоровые заимоотношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь  пол ребёнок начинает различать в 3 года. И одним из важнейших условий эффективного формирования полоролевой идентичности у дошкольников - компетентность педагога. Поэтому возникает вопрос «Как воспитать настоящих мужчин и женщин?» Везде хороша «золотая середина», т.е.дифференцированный поход с учётом половых признаков. Итак, с чего же мы начнём? Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих педагогических воздействий. (2)

Цель: Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.

Задачи:

 - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

 - Повысить компетентность в вопросах гендерного воспитания детей.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Теоретическая часть. Немного о терминах.  (3)

ГЕНДЕР– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Наряду с этим понятием часто звучат словосочетания половое воспитание, гендерное воспитание. В чем различие этих понятий? (4)

Половое воспитание – воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей полового развития ребенка.

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине, в школах.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.

 1) знакомство ребенка со строением человеческого тела, анатомо-физиологич. различиями

2) подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.

3) призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Это формирование социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом в зависимости от биологического пола.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(5) Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём-четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением взрослых. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье, где  многое определяют традиции. А как быть, если семья утрачена? Функции семьи в данной ситуации должны взять на себя все остальные участники процесса воспитания ребенка. Применительно к нашему учреждению, это – социальные педагоги, психолог и т.д. Из Схемы видно, что в центре гендерного воспитания находится ребенок. Предметно-развивающей средой в данной ситуации являются группы нашего Центра, а в норме – это детский сад, школа, учреждения доп.образования.

(6) И для того, чтобы личность ребенка развивалась правильно, используются следующие основные методы :

- Игра (Сюжетно-ролевые, дидактические, полоролевые игры)

- Беседы (Сказки, колыбельные песни, пословицы и др.)

- Проблемные ситуации (Обсуждение рассказа, мультфильма и т.д.).

Какими принципами (7)  должен руководствоваться взрослый при формировании начал гендерного воспитания.

1.     Системность. Обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

 2.    Доверительность отношений. Н. К. Крупская постоянно упоминала о том, что воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Развивая эту же мысль, В. А. Сухомлинский говорил: «Имея доступ в сказочный дворец Детства, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира».

3.    Доброжелательность в высказываниях. Всем известно, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка. Антон Семенович Макаренко придавал этому огромное значение. Он говорил, что почувствовал себя настоящим педагогом лишь тогда, когда научился произносить коротенькую фразу «Иди сюда» с 20 различными оттенками. Ведь слово может прозвучать для воспитанника по-разному — в доброжелательной форме, рождающей в нем чувство стыда за оплошность, или в обидной, задевающей его самолюбие, наедине или при всех, спокойно и требовательно или резко и крикливо. Отсюда и соответствующая реакция: в одном случае замечание затрагивает струны совести, в другом вызывает протест.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практическая часть. 1. Упражнение «Игрушки». (8)

Педагоги объединяются в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, слово которой будет последним.

Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

Обобщение: Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома, ведь игрушки, причем абсолютно любые игрушки – это тоже составляющая познания мира ребенком.

2. Упражнение. «Качества» (9)

Вашему вниманию представлен список личностных качеств человека. Я предлагаю обсудить, какие качества можно отнести как  к женщинам, и к мужчинам, а затем мы разделим их по гендерному признаку. Для работы дается 3 минуты, а затем по одному представителю из каждой команды выйдет защитит решение своей команды. Противоположная команда может выразить свое несогласие, задавать вопросы, либо согласиться с коллегами.

Обобщение: В наше время черты характера настолько могут быть перемешаны, но тем не менее сохраняются исконно женские (сострадание) и исконно мужские (мужественность, умение принимать решение и т.д.) и к этому мы должны стремиться в воспитании наших детей.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 Проблемная ситуация. (10)

Я предлагаю вам обсудить следующую проблемную ситуацию. Карточки у вас перед глазами.

Ситуация:

Мать: -Сынок, собирай игрушки, пора спать.

 Сын не реагирует.

 Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

 Отец:  А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

 Мать (обращаясь к сыну): Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

 Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Ну а теперь перейдем к вопросам,

1) Кто по вашему прав в этой ситуации, мать или отец? (неправы оба, т.к. гендерным воспитанием должны заниматься и тот, и другой)

2) А какова роль учреждения в гендерном воспитании? (Относительно этой ситуации образоват.учреждение ведет работу совместно с родителями) .

Заключительная часть.

Итак, на сегодняшнем семинаре мы рассмотрели основные термины, давайте их вспомним.

 (слайд 11 ,ответ, затем слайд  12)

 Мы сошлись во мнениях, что существуют качества, которые могут быть присущи как мужчинам, так и женщинам, как девочкам, так и мальчикам, мы разобрали проблемные ситуации, в которых выяснили, что ключевыми звеньями в гендерном воспитании являются члены семьи и педагоги.

Существуют специальные игры для полоролевого развития, и поскольку проблема эта достаточна свежа, игр таких еще немного, но, тем не менее несколько из них я нашла и они пополнят копилку методических игр. (13)

Завершая наш семинар, я хочу предложить их вам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Художественная литература, как инструмент гендерного воспитания дошкольников»

Материал поможет повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. «ХОРОШО БЫТЬ МАЛЬЧИКОМ. ХОРОШО БЫТЬ ДЕВОЧКОЙ». (в рамках семинара «Гендерное воспитание дошкольников»)

Цели занятия:·       Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;·       Развивать логическое мышление,...

Гендерное воспитание дошкольников - семинар - практикум для воспитателей

Федеральные государственные образовательные стандарты впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного во...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...