Мастер-класс для воспитателей на тему: "ЗВУКИ, БУКВЫ, СЛОГИ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
консультация по обучению грамоте

Матвеева Ольга Александровна

Цель:

уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению

грамоте.

Задачи:

  • активизировать знания педагогов о звуках и буквах;

 

  • уточнить представления о гласных и согласных звуках в начале, середине и конце слова;

 

  • тренировать навык дифференциации согласных по твердости  — мягкости, глухости — звонкости;

 

  • закреплять навык звукового анализа слова;

 

  • развивать связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley_gramota.docx147.84 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые педагоги! Тема нашего мастер класса: «Звуки, буквы, слоги: дидактические игры»

Сегодня  мы  поговорим  о  том,  как  учить  дошкольника  грамоте,  не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями,  умениями  и  навыками  должны  владеть  мы,  для  того,  чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных  слов  и  предложений,  но  и  смысл  текста,  то  есть  овладение письменной речью.

От того, как ребёнок  будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Обучение  детей  грамоте  в  детском  саду  осуществляется  аналитико-синтетическим  методом.  Это  означает,  что  детей  знакомят  сначала  со звуками родного языка, а потом с буквами.

Основные  компоненты,  которые  входят  в  процесс  обучения грамоте:

Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным,  чётким  произношением  звуков  всех  фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);

Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звуковому анализу и синтезу  состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков;  слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

Знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.

Умение работать со схемой слова, предложения.

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

•        обогащение словаря;

•        развитие умения правильно и чётко произносить слова;

•        формирование умения различать звуки;

•        знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Средняя группа

Задачами этого года являются:

•        дальнейшее развитие и увеличение словаря;

•        формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;

•        заучивание стихов, пословиц и поговорок;

•        закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;

•        формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Вот пример  игры для закрепления понятия слово.

Игра «Вспомни слово». Дошкольники становятся в круг и по очереди называют соседу любое существительное. Повторяться нельзя. Если участник не успевает быстро вспомнить новое слово, то выходит из игры. Победитель тот, кто остался в круге. В дальнейшем эту игру можно усложнять, давая задания детям подбирать слова по какой-то теме. Например: «Мы идём в магазин за продуктами, можно покупать всё, что хочешь. Называем только те слова, которые являются продуктами».

Упражнение на определение первого звука в слове с использованием картинок. Воспитатель интонацией подчёркивает этот звук (р-роза, р-ракета, р-рак, р-руки) и демонстрирует изображение.

Изображения предметов с начальным звуком «р»

Воспитатель должен чётко проговаривать начальный звук «р-р-р»

Потом дети называют другие слова на такой же звук.

В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

− ознакомление детей со словом, самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

− ознакомление с предложением и его словесным составом;

− деление предложение на слова и составление из слов (2-4) предложений;

− членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

− ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

− знакомство с буквами.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Исходя из вышесказанного, перед педагогами детского сада не ставится задача обучать детей старшего дошкольного возраста чтению и письму. Эти навыки им предстоит осваивать в школе, вместе с тем, в детском саду необходимо провести тщательную работу по подготовке детей по указанным направлениям.

а) Ознакомление со словом.

Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определенный смысл, значение, которое называется лексическим значением.

Значение слова – это его содержание, звучание слова – его форма. Работа над словом начинается с уточнения термина «слово» – словами обозначаются: предметы, действия, признаки.

Детям предъявляется сюжетная картинка «Дети играют во дворе»

- Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Дети играют во дворе)

- Дети похожи друг на друга? (Нет)

- Если мама захочет позвать кого-нибудь из детей домой, что она скажет? (Например: Женя, иди домой!)

- Что такое «Женя»? (Это имя мальчика)

- Так зовут всех детей? (Нет, только одного ребенка)

- А как могут звать  других детей? (Максим, Надя, Ксения и т.д.)

- Значит, у каждого ребенка есть свое имя. А у вас есть имя? Как тебя зовут? (Спросить всех детей)

- Как зовут твоего соседа?

- Как зовут девочку в красном платье?

- Как зовут самого высокого мальчика в нашей группе?

- Дети, у вас у всех одинаковые имена? (Разные, но некоторые имена могут повторяться).

- У каждого человека есть имя, а у всех  предметов, которые нас окружают,  есть свое название.

Формирование представлений о словах 

Посмотрите, что стоит у меня на столе,  и назовите каждый предмет:

       

                               

ЛОШАДКА                        МАШИНА                МИШКА                ЛОПАТА

КОРАБЛЬ                        КУКЛА                КРАСКИ                МЯЧ       и т.д.

- А сейчас я буду волшебной указкой дотрагиваться до предметов, находящихся в группе, а вы называйте их громко и выразительно.

СТОЛ                        СТУЛ                        ДВЕРЬ                КНИГА

ОКНО                        ЗЕРКАЛО                ПОЛ                        ЛАМПА  и т.д.

- Мы сейчас называли предметы и произносили СЛОВА. Предметов  на свете очень много  и очень много есть разных слов. Что мы сейчас называли? (Предметы). Что мы произносили? (Слова). Какие слова, из произнесенных нами, вы запомнили?

- Слово можно СКАЗАТЬ, УСЛЫШАТЬ, ВЫЛОЖИТЬ ИЗ РАЗРЕЗНОЙ АЗБУКИ, НАПИСАТЬ

Знания закрепляются в играх и упражнениях «Отгадай загадки», «Назови, что видишь на картинке», «Назови соседа», «Подскажи словечко».

Следующим этапом в работе над словом является знакомство детей с его графическим изображением. В качестве модели слова используются полоски одинакового цвета. С помощью этих полосок воспитатель на доске или на фланелеграфе «записывает» разные слова, обращая внимание на то, что между полосками оставляются небольшие промежутки. Это позволяет выделить каждое отдельное слово. Закрепляя полученные знания, дети, работают с раздаточным материалом, самостоятельно «записывая» слова, которые предлагает педагог или слова, которые называют сами. 

- Давайте слова будем обозначать таким условным знаком:

 Подсчет количества слов

- Будьте внимательны. Я скажу несколько слов. Послушайте их внимательно, постарайтесь запомнить, а потом напишите полосками.

а) КАРАНДАШ, КУКЛА

б) МИШКА, КУБИКИ, ШАР

в) МАШИНА

г) СКАКАЛКА, КНИГА, КРАСКИ, КИСТОЧКА

После предъявления каждой группы слов:

- Сколько слов я сказала?

- Сколько слов вы написали?

- Какие слова вы написали?

- Покажите первое слово, последнее слово, второе слово.

Вводим понятие, что слова бывают длинными и короткими.

Дидактическое упражнение «Слова можно прошагать».

- Дети, мы с вами знаем, что слов на свете так же  много, как и людей. Все люди разные, не похожие друг на друга. И слова  тоже разные. Вот Таня и Женя. Таня – маленького роста, Женя – высокий. Слова же могут быть короткими и длинными. Вот послушайте два слова:                                                      

                                           ДОМ                           ПИРАМИДА

- Слово ДОМ я сказала очень быстро, потому что оно короткое. Давайте все вместе скажем: ДОМ.

- А теперь скажем ПИРАМИДА. Слышите, как мы долго произносим  это слово. Слово «пирамида» длинное, оно звучит долго.

- Подумайте и скажите, эти слова длинные или короткие:

МОРКОВКА                МЫШЬ                ТАПОЧКИ

ПАРОВОЗ                ЗУБ                        НОС

- Ребята, вам трудно было определить, длинное слово или короткое?  Хотите, я скажу вам один секрет? Оказывается, определить длинное слово или короткое можно по количеству шагов. Помогите мне, пожалуйста, Таня и Женя. Таня, твое слово ДОМ. Женя, твое слово ПИРАМИДА. Сейчас мы с Таней будем произносить слово ДОМ и шагать. Получился только один шаг. Значит, слово «дом» короткое. Теперь с Женей произнесем слово ПИРАМИДА и тоже будем шагать вперед. Сколько шагов мы прошли? (4 шага). Значит, это слово длинное.

- Возьмите на наборном полотне любую картинку и «прошагайте» слово, определите, длинное оно или короткое.

Также измерение слов может  проводиться руками: представьте себе, что у вас в руках ниточка. Возьмите ее большим и указательным пальцами обеих рук. А теперь произносите слово и одновременно тяните ниточку. Если вы успели широко развести руки в стороны, пока звучало слово, значит оно длинное.

Проверьте, длинные или короткие слова  вы услышите:

 Слова:

              КЛЕЙ, ПЛАСТИЛИН, КАРТИНКА, БУМАГА, НОЖНИЦЫ, МЕЛ и т.д.

Эти знания закрепляются в играх «Что получится?» (цель – превратить короткое слово: лис, кот, лист и др. – в длинное), «Про двух котов» (подобрать им клички, угощение, игрушки).

Далее объясняем детям, что слово можно прохлопать.

- Давайте хлопнем в ладоши и скажем слово «мяч». Сколько раз хлопнули? (один)

- А теперь скажите слово «кошка» и хлопните в ладоши. Сколько раз хлопнули?

- Ребята, слово мы обозначаем полоской чёрного цвета, но её можно разделить на столько частей, сколько в слове слогов. Слова делятся на слоги. Если мы произнесли слово «мяч», то нужно хлопнуть один раз, значит в этом слове один слог. Слоги мы будем обозначать короткими полосками жёлтого цвета.

- Давайте, ещё раз разделим наши слова на слоги. Внимание! Слово «телефон». Прохлопайте это слово и обозначьте слоги полосками жёлтого цвета. Следующее слово «часы».

- Ребята, если, произнося,  слово вы хлопнули один раз, значит это слово короткое, если хлопнули 2, 3 раза, то это длинные слова.

 Еще,  при выполнении упражнений по делению на слоги каждый слог отделяем резким звуком (хлопок ладошами) или одинаковыми упражнениями (повороты, наклоны, шаги, сгибание пальцев рук). Ещё вариант: подбросить мяч столько раз, сколько слогов в слове. Такие упражнения можно рассматривать как физкультминутку.

б) Ознакомление с предложением.

Предложение является единицей речевого общения. Именно в предложении реализуются основные функции языка – познавательная и коммуникативная.

Предложения позволяют сделать сообщение, выразить мысль, желание, чувство.

Один из характерных признаков предложения – интонационная оформленность. Интонация определяется как грамматическое средство оформления предложения и выступает в качестве одного из его постоянных признаков.

По цели высказывания различают следующие виды предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные.

- Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

          ПРЫГАЕТ                     ПЕРЕЛЕТАЮТ                    ТРЕЩИТ                    СТУЧИТ

- Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

Карандаш:

- Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно)

- Почему не понятно? Ведь я же написал:   ПРЫГАЕТ

Педагог:

-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

Карандаш:

-  ПРЫГАЕТ  ЗАЙЧИК

Педагог:

- Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово  ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать  не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК  ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ

ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ  СОРОКА

СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ  ПО  ДЕРЕВУ

- Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да)

- Что мы сейчас говорили? (Предложения)

- Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения)

- О ком говорится в каждом из этих предложений?

- Из чего состоят   предложения? (Из слов)

- Послушайте, это предложение или нет:

                          МАШИНА   КРАСИВЫЙ   БЫСТРО  

- Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не

связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

Знакомство со словесным составом предложения начинается с анализа простых предложений (без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов). Например, «Собака лает», «Белка грызет орех». В основе обучения лежит следующее: четкое предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов? какое слово первое? какое идет потом?). Целесообразно использовать пространственное моделирование слов абстрактных символов (линии, полоски).

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

– придумывание предложений с заданным словом;

– придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;

– составление предложения по двум картинкам;

– придумывание названия к картинке.

в) Обучение звуковому анализу слов.

Знакомство с гласными и согласными звуками мы начинаем с объяснения  детям, что наша речь это звуки. Звуки, которые произносят люди с помощью своих губ и языка, называются речевыми.

- Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки поются, воздух свободно выходит, и не встречает преграды. Вот послушайте: А, О, У, Э, И, Ы

- Какие звуки я произносила? Возьмите зеркала, посмотрите на свой ротик и произнесите за мной гласные звуки.

- Почему мы их называем гласными?  (Потому что они поются).

- мы будем обозначать красным цветом

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

«Увидеть звук»: воспитатель, молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют.

«Называем слова с определённым звуком» (наш звук обязательно должен быть ударным — руки, а не рука, кот, а не котёнок).

«Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске.

Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается).

Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор).

Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод).

Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч».

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

- когда мы произносим согласные звуки, воздух свободно не выходит и встречает на своем пути преграду зубки, губки или язычок. Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда — губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой.

Согласные звуки также подразделяются на  мягкие и твёрдые. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками.

Придумываем обозначение: для мягких звуков — вата, для твёрдых — камень. Фонарики

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой — нет. Наш звук [м] — звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

В С Е    С Л О В А     С О С Т О Я Т        И З      З В У К О В  

Далее  знакомим со звуковой линейкой.

Говорим:

- Это звуковая линейка, на ней можно увидеть, как звуки в словах бегут друг за другом.

- Давайте понаблюдаем, как бегут звуки в слове СОМ.

Сначала слово произносится несколько раз медленно, синхронно с движением линейки. Затем интонационно выделяется каждый звук в слове.

- Выполняйте задание вместе со мной. На своих линейках отобразите слово СОМ. Проговаривайте слово и передвигайте линейку.

- Сколько окошек открылось?

- Это значит что в слове СОМ три звука.

- Какой первый звук в слове СОМ ? (показ)

- Какой второй звук? (показ)

- Какой третий звук?

- Назовите все звуки в этом слове.

- Какие из них гласные, какие – согласные?

Знакомя детей со звуковой формой слова, следует научить их определять место конкретного звука в слове. Пример сказка репка

При изучении звука даётся начертание буквы. Правильно с точки зрения лингвистики употреблять словосочетание «буква для обозначения гласного звука», «буква для обозначения согласного звука», или «буква гласного», «буква согласного звука». В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

Задания, опирающиеся на зрительную память, — в них используются изображения, разыгрываются сценки.

Приёмы, рассчитанные на тактильную память, — дети руками ощущают изучаемый предмет: лепят буквы из теста, глины или пластилина, выкладывают из мелких предметов.

Использование механической памяти — малыши должны автоматически повторить форму буквы: нарисовать, обвести по трафарету, вырезать из бумаги по контуру.

Обращение к ассоциативной памяти — устраиваем конкурс рассказов «На что похожа буква».

 Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к.... Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический  облик  буквы  и  для  профилактики  дисграфии  в  школе (дисграфия –нарушение  письменной  речи)  рекомендуют  следующие задания:

-«На что похожа буква?»

-В ряду букв обвести в круг заданную букву.

-Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

-Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

«Помогите Незнайке»

Цель: упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: три коробки с наклеенными кружками красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в гости пришёл Незнайка и принёс коробки с наклеенными на них кружками красного, синего и зелёного цвета и картинки с изображением разных предметов. Но он никак не может разложить предметы по коробкам, т.к. плохо знает буквы и звуки. Помогите Незнайке разложить картинки так, чтобы в коробку с красным кружком попали картинки, начинающиеся на гласный звук, с синим кружком — на согласный твёрдый, с зелёным — на согласный мягкий.

Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку выполнить звукобуквенный  анализ  слова,  я  использую  кассы букв.  Перед  вами  лежат карточка  и  фишки.  Давайте  попробуем  с  вами  вместе  сделать  звуковой анализ слова ЛИСА. Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] —согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [и] —гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук –[с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] –гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте  теперь  самостоятельно  сделать  звуко-буквенный  анализ слова РОЗА.

Далее педагогам предлагается мини викторина.

Вопросы:

Чем отличается звук от буквы?

Чем отличается согласный звук от гласного.

Назовите всегда мягкие согласные звуки.

Назовите всегда твердые согласные звуки.

Изобразите руками буквы С, Х, М, Б, Т

Назовите количество букв в слове деньги.

Назовите количество звуков в слове якорь.

Поделите слово парикмахерская на слоги.

Измените слово по образцу Один дом- много домов, одно пальто – … .

Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака.

Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.

Выбрать слова, подходящие для звукового анализа.

 мак, мыло, мухи, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.

.

                                                    СЛОВО

                                                       

                         СЛОГ                                            ПРЕДЛОЖЕНИЕ (предложение состоит

                                                                                                                  из слов)

(звуки объединяются в

 слоги,

а слоги составляют слово)          ЗВУК (слово состоит из звуков)

                                     

       Такая последовательность изучения позволит избежать смешивания детьми таких понятий и терминов как «слово» и «слог», что встречается довольно часто, а так же позволит детям установить взаимосвязь и взаимозависимость между перечисленными понятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс тема: «Звук [с], буква С. Лексическая тема «Профессии»

Как автоматизировать поставленный звук? Как провести звукобуквенный анализ слова?Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику?Эти вопросы часто задают родителей воспитанников логопедических груп...

Мастер-класс по теме: Формирование финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.

Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса  в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.Задачи: - поз...

Мастер-класс: «Формирование финансовой грамотности детей 6-7 лет посредством дидактической игры»

Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников посредством дидактической игры.Задачи:- познак...

Мастер - класс Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности, детей дошкольного возраста....

Мастер- класс для родителей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность д...