НОД «Космическое путешествие с Незнайкой»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Карсакова Елена Владимировна

НОД с детьми подготовительной к школе  группы по разделу:  «Речевое развитие. Обучение грамоте».   Итоговое занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kosmicheskoe_puteshestvie_s_neznaykoy_.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе  группы по разделу:
«Речевое развитие. Обучение грамоте».

«Космическое путешествие с Незнайкой»

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Речевое развитие. Подготовка к обучению грамоте»

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (земляне, космос, космонавт, ракета, планета, звезды, звездолёт, луна, луноход, лунатик, космический, быстрый, звёздный, летать).

2. Закрепление навыка слогового и звуко-буквенного анализа.

3. Совершенствование навыка осознанного чтения и самостоятельного применения полученных знаний.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие фонематического слуха и восприятия.

2. Развитие общей и тонкой моторики, координации речи с движением, темпо-ритмической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

2. Воспитание нравственных качеств – желания помочь сказочному герою - Незнайке.

3. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности, демонстрация родителям и педагогам достижений результатов детей в усвоении программных задач по разделу «Речевое развитие. Обучение грамоте».

Оборудование:

Магнитная доска, мяч,  карточки с заданиями для фронтальной и индивидуальной работы, кассы с буквами, схемы. Средства ИКТ: презентация, проектор, экран, ноутбук.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций в научно-познавательной литературе, просмотр видеороликов, беседа, ситуативный разговор по теме «Космос». Разучивание упражнения «Лунатики».

Здоровье сберегающие условия занятия:

Чередование видов деятельности. Реализация методов, направленных на самопознание и развитие. Проведение релаксационных упражнений, направленных на коррекцию

неблагоприятных факторов, которые могут возникнуть во время занятия. Поддержание благоприятного психологического микроклимата на занятии.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, всем вам хорошо знаком персонаж весёлых историй Николая Носова, который жил в Цветочном  городе со своими  друзьями. Как его зовут? Правильно, Незнайка.
И сегодня я предлагаю вместе с Незнайкой совершить космическое путешествие!

Согласны?   Прошу вас занять места в нашем космолёте! Все удобно сели?  СЛАЙД 2


Тогда отгадайте, куда мы полетим:

Знают взрослые и дети, что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна, среди звёзд она одна. (Луна)  СЛАЙД 3

Правильно, вместе с Незнайкой мы отправимся в полёт на Луну.  Ребята, космический путь трудный, с множеством препятствий и сложных заданий. Как вы думаете, Незнайка самостоятельно справится с этой задачей? Вы готовы помочь ему выполнить все задания? (Ответы детей)

- Мы живём на планете Земля, значит, мы кто? (земляне).

- Как называются живые существа, которые живут на луне? (лунатики).

- На чём можно отправиться в космическое путешествие?

- Мы с вами полетим в космос, значит мы – кто? (космонавты). Если летим в космос, значит ракета какая? (космическая).

- А ещё космическую ракету можно назвать звездолёт. Из каких двух слов состоит слово звездолёт? (лететь к звёздам).

Итак, космонавты, ракета готова,
Для старта её не хватает лишь слова.
Первые звуки в словах вы найдите,
Нужное слово из букв вы сложите,
Задача непростая, согласна, друзья,
Но без него нам взлететь ведь нельзя
 СЛАЙД 4

Задача детей: выделить первый звук из слов, составить новое слово. Дети составляют слово «пуск»

Ураааа! Полетели! СЛАЙД 5

Воспитатель:

Чтобы не скучать в полёте, я вам предлагаю сыграть в игру «Подбери слово». Вам нужно вспомнить слова, которые начинаются на звук [К] (ответы детей)
А теперь вспомните слова, где звук [К] находится в середине слова (ответы детей)
В конце слова (ответы детей)

Молодцы! Отлично!

Воспитатель:


Каждый космонавт, чтобы быть выносливым должен правильно питаться! Незнайка предлагает вам сегодня вот такое меню.
СЛАЙД 6

Посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах. К каждому изображению подберите подходящую звуковую схему (дети выполняют задание)

Задача детей: выбрать картинку – слово (сок, торт, лимон) к заданным звуковым схемам.

Проверяем.  СЛАЙД 7    Молодцы! А теперь я усложню задание. Я вам буду называть слова, а вы будете показывать мне схему, которая подходит к заданному слову. Готовы?
СИРОП, ПУСК, СЫР, КИСЕЛЬ, МЫШЬ, МАРТ, ПОЛЁТ, ЁЖИК
Отлично! Справились и с этим сложным заданием!

Воспитатель:

Мы с Незнайкой откроем вам секрет,
Что едят лунатики на завтрак и обед:

Сочные, полезные на дереве растут,
Их сейчас из букв дети соберут.

Подсказать, что за продукты?
Ну, конечно, это…(фрукты).

Из рассыпанных букв вы должны собрать слова, которые будут ответом на мои загадки.

Этот фрукт всегда на «КЬ».
Не уступит он по вкусу

Ни банану, ни арбузу,

Ни черешне и ни сливе –

Этот фрукт зовётся … (киви)

Этот фрукт едят с утра, начинается на «А»…
Ни в полях и ни в садах,

Ни у вас и ни у нас,

А в тропических лесах

Вырастает...  (ананас)

У него в начале «Б»,
мы поели тоже бы.
Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки… (банан)

Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет?  (груша)


Дети собирают слова из букв

Воспитатель:  Молодцы! Отлично справились                  СЛАЙД 8



Тревога! Тревога!
Авария ждёт,
Если бензина никто не нальёт!

Будет бензином каждое слово,
Если его назвать вы готовы.


Чтобы запасы бензина пополнились, мы должны составить звуковую цепочку от слова ТОПЛИВО
ЩЁЛК

Воспитатель:

Ура! Постарались вы!
Баки полны! Можно спокойно лететь до Луны!
Продолжается полёт,
Летит наш славный звездолёт.

И я вам предлагаю немного отдохнуть под весёлую песню  про Лунатиков. СЛАЙД 9

Физминутка «Лунатики»

Пять лунатиков жили на луне           Показывают по пять пальцев на обеих руках

Пять лунатиков ворочались во сне  Разные движения всем корпусом

Один лунатик упал во сне                Показывают один палец и наклоняются всем корпусом

Четыре лунатика остались на луне. Показывают по четыре пальца на обеих руках

Четыре лунатика жили на луне.
Четыре лунатика ворочались во сне.
Один лунатик упал во сне.

Три лунатика остались на луне.
Три лунатика жили на луне.
Три лунатика ворочались во сне.

Один лунатик упал во сне.
Два лунатика остались на луне.
Два лунатика жили на луне.

Два лунатика ворочались во сне.
Один лунатик упал во сне.
Один лунатик остались на луне.

Один лунатик жил на луне.
Один лунатик ворочался во сне.
Один лунатик упал во сне.

Ни одного лунатика осталось на луне.

Воспитатель:

Отдохнули? Можем продолжить работу на нашем космическом корабле. Проходите за столы.

СЛАЙД 10  Внимание! На нашем звездолете сработала сигнализация, на панели мигают лампочки синего, зелёного, красного цветов.  Что напоминают вам эти цвета?

Нашей ракете нужно пройти сложный участок пути, для этого на пульте управления нужно правильно зажечь лампочки. А помогут нам в этом знания о звуках.
Какими бывают звуки?
(Ответы детей)
Правильно, звуки бывают гласными и согласными.

Что мы знаем о гласных звуках? (Ответы детей)

1.Гласных звуков всего 6. 2.Поются и тянутся. 3.Воздух не встречает преграду на своём пути. 4.Образуют слог. 5.Обозначаются красным цветом. 7. Бывают ударные и безударные

Воспитатель:  
Теперь  мы вспоминаем, что о согласных звуках знаем.
 (Ответы детей)

1.Не поются. 2.Воздух встречает на своём пути преграду (губы, зубы, язык). 3.Бывают глухими и звонкими. 4.Бывают твёрдыми и мягкими. 5.Обозначаются синим или зелёным цветом.

Воспитатель:

Чтобы правильно зажечь лампочки, вы должны сделать звуковой анализ слова ЗВЁЗДЫ!
Не забудьте разделить слово на слоги и поставить ударение  
(дети выполняют задание)

Задача детей: выполнить звуко-буквенный  и слоговый анализ слова «звёзды»,   поставить ударение

Проверка схем, работа на местах ЩЁЛК

Воспитатель:


СЛАЙД 11   К нам на звездолет поступил инопланетный радиосигнал. Незнайка его уже расшифровал. Вам осталось прочитать полученное сообщение.

СЛАЙД 12   Задача детей: прочитать предложения

Воспитатель:

Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично!


Внимание! Пристегните ремни! Мы приближаемся к Луне!

Был удачным наш полёт!
Готов к посадке звездолёт.
Вам вопрос хочу задать:
Как же правильно сказать,
Раз ракета на Земле – приземляется,
То она же на Луне… (прилуняется).
СЛАЙД 13   

Ну, вот мы и на Луне, а что же там произошло с нами, вы узнаете в следующий раз. Но поверьте, это была очень интересная история. Не верите? Да посмотрите на фото! СЛАЙД 14   

Наш закончился полёт.
Приземлился звездолёт.
Кто собой доволен, руку поднимите.

На пальчиках оценку за занятие покажите.

Все пятёрки, это ясно! А вы, гости, как, согласны?

Лично я ребят хвалю! Я таких трудяг люблю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космическое путешествие с Незнайкой

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста к Дню Космонавтики...

космическое путешествие с Незнайкой

конспект занятия с использованием элементов сказкотерапии...

Разработка НОД "Космическое путешествие с Незнайкой"

Презентация НОД по ознакомлению дошкольников с космосом...

«Космическое путешествие с Незнайкой»

«Космическое путешествие с Незнайкой»(специально организованная интегрированная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с использованиемсовременных образовательных технологий:...

«Космическое путешествие с Незнайкой»

Космическое путешествие с Незнайкой и конструирование ракеты....

Посещение городской детской библиотеки. Космическое путешествие с Незнайкой

Посещение городской детской библиотеки. Космическое путешествие с Незнайкой...

Социокультурные партнеры. Посещение городской детской библиотеки "Космическое путешествие с Незнайкой" 2023

Социокультурные партнеры. Посещение городской детской библиотеки "Космическое путешествие с Незнайкой" 2023...