Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой ы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с речевыми нарушениями. В конспекте представлен материал для знакомства со звуком и буквой ы. Некоторые игры и упражнения можно брать и для обучения грамоте в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой ы»

Цели: - научить четко произносить звук [ы];

           - научить выделять звук [ы] в середине и в конце слова;

           - учить подбирать слово по первому заданному слогу;

           - упражнять в образовании множественного числа существительных;

           - познакомить со схемой предложения;

           - учить анализу слова из 3 звуков: дым

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы ы, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки», «Предложения»; сигнальчики; картинки: сыр, дым, машина, гусеницы, вагоны, совы, конфеты, осы, ежи, буквы, ягоды; тетрадь Нищевой Н.В. для старшей логопед. группы детского сада №2

Ход:

  1. Знакомство со звуком [ы].

Загадка:     Белый столб стоит на крыше

                 И растет все выше, выше.

                 Вот дорос он до небес –

        И исчез.   (дым)

- Какой звук в середине слова дыыыыым? Правильно, звук ЫЫЫ. Раздаются зеркала.

      На доске нарисована звуковая схема слова из трех частей. В середине стоит красный круглый магнит.

     Когда мы произносим [ы], то

 - Что делают губки? (губки не напряжены);

- Что делают зубки? (зубки разомкнуты);

- Что делает язычок? (язычок отодвинут в глубоко в ротик);

- Горлышко работает? (горлышко работает (положить руку на горлышко)).

Звук [ы] гласный, его можно петь, так как при произнесении ничего нам ни мешает. Обозначается красным кружком.

Если песенка поется,

Значит гласным назовется

И для всех не секрет

У него красный цвет.

2. Фонетические упражнения

- Медведь ревет: ыыыыы….

- Пароход приближается: ыыыыЫЫЫЫЫ…, удаляется ЫЫЫыыы

  1. «Хлопни в ладоши, если услышишь [ы]».

Ы, о, у, ы, э, ы                                 ды, мы, ны, ма

Ым, ом, ум, ык                                сыр, сом, дым, дом

  1. «Хлопушка»  Я буду говорить часть слова, а слог (ты) прохлопывать. Вам нужно догадаться какое слово я загадала.

ТЫ: кус-…, мос-…, бол-…, ко-…    ДЫ: са-…, хо-…, пло-…, ря-…

  1. «Где звук [ы] в слове», раздаются картинки (на доске нарисована схема слова из трех частей):

машина,                    гусеницы,            вагоны,               совы,

конфеты,                   осы,                      ежи,                     буквы,                  ягоды

  1. «Один – много» игра с мячом

Двор - дворы                 забор – заборы             комар – комары

Топор – топоры             шар - шары          

- Какой одинаковый звук появился во всех этих словах?

  1. Знакомство со схемой предложения, с использованием картинок. Объяснить, что – (желтая длинная полоска) обозначает слово: сыр, дым

- Давайте с вами придумаем предложение к этой схеме со словом сыр. Сыр какой?

- Дым какой?

  1. Знакомство с буквой ы

                              С палкой ходит буква ы

                              Ищет ягоды, грибы

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква ы?

- Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц) букву ы.

- Упражнение с буквами: букву И - подчеркнуть, букву О – зачеркнуть, букву У – обвести в кружок, ы - пропустить.

  1. Звуковой анализ слова: дым (используя план)

Работа за столами с цветными квадратиками

- Какой первый звук в слове дым?

- Звук [д] какой? (Согласный, твердый).

- Квадратик какого цвета нужно взять, чтобы обозначить этот звук? (синий)

- Давайте произнесем слово дым так, что бы было слышно какой звук после [д]. (Дыыыыым).

- Какой звук после звука [д]? (Звук [ы]).

- Звук [ы] какой? (гласный).

- Квадратик какого цвета нужно взять, чтобы обозначить этот звук? (красный).

- Давайте произнесем слово дым так, что бы было слышно какой звук после [ы], последний звук. (Дымммммм).

- Какой звук после звука [ы]? (Звук [м]).

- Звук [м] какой? (согласный, твердый).

- Квадратик какого цвета нужно взять, чтобы обозначить этот звук? (синий).

Итог:

- С каким звуком мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот звук? Почему?

- Какие гласные звуки вы уже знаете?

10. Работа в тетради Нищевой Н.В. для старшей логопедической группы детского сада №2, стр. 19: дети закрашивают букву ы красным карандашом и раскрашивают картинки.

11. Упражнение для развития координации речи с движениями:

Мы ручками похлопаем:                    Выполнять соответствующие

Хлоп, хлоп, хлоп.                              движение.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

ы    И    О     У               ы     И    О     У

ы

О

И

ы

О

И

И

ы

О

И

ы

О

У

У

ы

У

У

ы

ы    И    О     У               ы     И    О     У

ы

О

И

ы

О

И

И

ы

О

И

ы

О

У

У

ы

У

У

ы

ы    И    О     У               ы     И    О     У

ы

О

И

ы

О

И

И

ы

О

И

ы

О

У

У

ы

У

У

ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...