Конспект занятия по обучению грамоте в технологии «Ситуация» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Перфильева Гульнара Харисовна

Цели: Обозначать правильно буквы Я, Ё, Е, Ю звуками.

Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], [й у], [й о], [й э] слышится в начале слова и образует слог.

Закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.

Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Частное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад №233» Открытого Акционерного Общества «Российские железные дороги»

Конспект занятия по обучению грамоте

в технологии «Ситуация»

в подготовительной группе

Воспитатель: Перфильева Гульнара Харисовна

Улан – Удэ

2020г

Хитрые буквы

Цели: Обозначать правильно буквы Я, Ё, Е, Ю звуками.

Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], [й у], [й о], [й э] слышится в начале слова и образует слог.

Закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.

Развивать фонематический слух, внимание, зрительное восприятие.

Воспитывать самостоятельность, активность.

Материалы: дидактическая игра «Найди свой замок», микрофон, мяч, аудиозапись сказки, обручи синий и зелёный, гласные буквы по количеству детей,

Картинки: ёж, яблоко, маяк, юла; схемы, слова. тетради, карта, карандаши.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель:

-Ребята, расскажите, кто в каких домах живёт. (ответы детей)

- А как можно назвать все ваши дома? (многоэтажные)

- А в каких ещё домах живут люди? (изба, коттедж, дворец, замок, иглу, юрта и т. д.)

Показ трёх замков красного, синего и зелёного цвета.

- Вы знаете, кто живёт в этих замках?

 (В красном замке живут гласные звуки, в синем - согласные твёрдые, а в зелёном живут согласные мягкие).

- И вы сможете поселить в эти замки жильцов? Хотите?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о звуках, закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Ответы детей.

Воспитатель:

-Давайте поселим в замки жильцов.

Проводится дидактическая игра «Найди свой замок». Воспитатель раздаёт картинки. На ковре разложены 3 замка (красный, синий, зелёный). Дети рассматривают картинку, называют слово, определяют первый звук и находят свой замок.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Справились, но вот эти жители попали не в свои замки (картинки с изображением юлы, якоря, ежа и енота были положены ребятами в красный замок).

Дети рассматривают картинки, называют слова (юла, якорь, ёж, енот) и пытаются определить первый звук и в какой замок они поселятся.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для преодоления затруднения ;

2) формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

Дети не могут расселить эти картинки.

У них возникает затруднение.

Воспитатель:

- Смогли вы расселить звуки с последних картинок? Почему не смогли?

Значит, что мы должны узнать? (С каких звуков начинаются эти слова)

- А как мы можем это узнать? (спросить у воспитателя, посмотреть в энциклопедии, посмотреть в интернете и т. д.)

4. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

2) рассказать детям о хитрых буквах, которые обозначают два звука;

3) закреплять умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.

.Воспитатель:

- В русском языке 10 гласных букв, но звуков только 6. Посмотрите.

Разбираем соответствие букв и звуков. (А – (А, У - (У) и т. д.)

- А сколько звуков мы слышим при произношении буквы Я? Ю? Е? Ё?

Вот какие хитрые буквы!

-Почему?

Ответы детей. Потому что буквы Я,Ю,Е,Ё обозначают по два звука.

- С каких же звуков начинаются слова : юла, якорь, енот и ёж? (Со звука й)

- Какой звук й? (согласный, мягкий)

- Сможете вы теперь поселить этих жителей? Дети селят их в зелёный замок.

- Молодцы! А теперь отдохнём.

5. Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи: закрепить знания детей о хитрых буквах и умение определять первый звук в слове, производить звуковой анализ слова.

.Воспитатель:

- Ребята, проходите за столы.

На магнитной доске буковки –человечки А,Ю,Е,Ё.

Наши гости хотят проверить все ли дети запомнили, что они хитрые.

- Ребята, вы сможете одеть вот эти слова?

На столах картинки с изображением (ежи, енот, ёрш, ёлка, язык, ягоды, юла, юбка). Каждый самостоятельно составляет схему своего слова.

Воспитатель корректирует и помогает.

- Молодцы, ребята!

Наши гости-буквы довольны: вы отлично с ними подружились и справились с заданием.

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии?

- Что нового вы узнали о буквах?

- Кто подружился с хитрыми буквами - похлопайте, а кому они не понравились - потопайте.

- Всем спасибо за отличную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР в подготовительной группе

Коррекция речевых нарушений посредством оьучения грамоте...

Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР в подготовительной группе

Коррекция речевых нарушений посредством обучения грамоте...

Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР в подготовительной группе

Коррекция речевых нарушений посредством обучения грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте детей с ТНР в подготовительной группе

Коррекция речевых нарушений посредством обучеия грамоте...