КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗИТИЮ РЕЧИ на тему: «Звуки вокруг нас»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зверева Елена Геннадьевна

 Звуковая культура речи,  подготовка к обучению грамоте.

Образовательная область «Речевое развитие»

группа общеразвивающей направленности для детей  6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razitie_rechi_podgotovka_k_obcheniyu_gramote.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад  № 125» г. Оренбурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗИТИЮ РЕЧИ

на тему: «Звуки вокруг нас»

 (звуковая культура речи,  подготовка к обучению грамоте)

Образовательная область «Речевое развитие»

группа общеразвивающей направленности для детей  6-7 лет №3

Выполнил:

Зверева Е.Г.,

воспитатель МДОАУ № 125

Оренбург, 2020

Конспект занятия

  1. Организационная информация

1.1

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

1.2

Виды деятельности

 детей

коммуникативный

игровой

двигательный

  1. Методическая информация

2.1

Тема занятия

«Звуки вокруг нас» (звуковая культура речи,  подготовка к обучению грамоте)

2.2

Методы и приемы

реализации содержания

занятия

Наглядный (демонстрация, показ способа действия)

Словесный (беседа, объяснение, загадка, чистоговорки, частушка, чтение художественной литературы, индивидуальное упражнение)

Игровой (дидактическая игра, логопедическая игра)

Практический (прослушивание аудиозаписи, упражнение, физкультминутка)

Прием постановки цели и мотивации деятельности детей: вступительная беседа, прослушивание аудиозаписи.

Прием активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации.

Прием поддержания интереса у детей: чередование детской деятельности, физкультминутка

Прием оценки и самооценки: похвала, индивидуальный вопрос.

2.3

Возрастная группа

6-7 лет

2.4

Цель:

Совершенствование слухового внимания и восприятия детей.

2.5

Задачи:

Автоматизировать звук "Ч" в слогах с помощью чистоговорок.

Формировать умение различать согласный звук  [ц] среди других букв в дидактической игре «Хлопни в ладоши».

Формировать  умение подбирать слова с заданным слогом  [ча] в начале слова в игровом упражнении «Подбери слово»

Формировать умение определять  на слух количество слов со звуками [р]  и  [ч]  в небольшом художественном произведении дидактической  игре «Сосчитай-ка!»

Формировать умение определять место согласного звука [ч] в начале, середине или в конце слова в игровом упражнении «Определи место звука ч в слове».

Обогащать словарь детей новыми словами: очечник, чародей, частушка, частокол.

Развивать зрительное и слуховое  внимание, восприятие, память, мышление,   крупную моторику, самоконтроль.

Воспитывать самостоятельность.

2.6

Планируемые

результаты

У детей  с помощью игр и упражнений  усовершенствованы слуховое внимание и восприятие.

2.7

Организация РППС

для проведения занятия

Аудиозапись «Шум дождя», «Звук колокольчика»

Портрет российской поэтессы Гайды  Лагдзынь.

Предметные картинки : чашка, очечник, обруч, частокол.

Словарь

Раздаточный материал:

Карточки с  геометрическими фигурами  (круги, квадраты) от 1до 10.

карточки с окошками –ячейками для определиния места звука  в словах, фишки (красного, зеленого и синего цвета)

2.8

Обогащение словаря

Очечник, частокол, частушка, чародей

2.9

Подготовка

к образовательной

деятельности

на занятии в

 предшествующие

режимные моменты

Игровое упражнение «Подбери слово».

Определение  положения звуков в словах на слух.

  1. Конспект занятия

3.1

Вводная часть

3.1.1

Введение в тему

(создание проблемной ситуации)

             Дети играют. Раздается   звук.

Воспитатель: Ребята, что это за звук?

Дети: шум дождя.

Воспитатель: Ребята, это звук природы, предметы тоже могут издавать звук.

                       Звучит колокольчик

Дети: это звучит колокольчик.

3.1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель: Человек  тоже произносит звуки.

А вы знаете что это за звуки?

Воспитатель: Хотите узнать о звуках которые произносит человек? Я знаю много игр со звуками!

Хотите поиграть? Но в играх нужно внимательно слушать и тогда вы узнаете по звуки много нового и интересного!  

3.1.3.

Целеполагание

3.2.

Основная часть:

3.2.1

Актуализация ранее

приобретенных знаний

Воспитатель предлагает поиграть в игру.

1.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».

Воспитатель : предлагает хлопнуть в ладоши, если дети услышат звук [  ц ]..цапля ,журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец,  танцовщица, балерина.

(воспитатель берет на заметку детей, которые ощибаются  или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. Предлагает  этим детям выполнит новое задание(объяснив причину): царевна, упрямая, девица, но, красавица.

Воспитатель: Молодцы ребята!

2. Чтение стихотворения российской поэтессы Гайды   Лагдзынь «Расскажи».

3. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

Воспитатель: Самостоятельно   сосчитайте в тексте слова с рычащим звуком р и покажите карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, квадраты).

Воспитатель:

Ты куда летишь сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий

Покажи! (4)

4. Загадывание загадки:

Золотое яблочко

По небу катается

С утра улыбается

А улыбки – лучи

Очень горячи.

(солнце)

Воспитатель: определите, сколько   в тексте загадки слов со звуком ч.

Воспитатель читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова.

Дети:4 слова со звуком   ч.

Воспитатель: Молодцы, правильно!

5. Физкультминутка «Про мальчиков и девочек»

Дети сопровождают стихи имитацией всех движений.

Чок-чок-чок,

Ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

3.2.2

Добывание

(сообщение и приятие)

нового знания

 6. Логопедическая игра "Эхо"

Взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги

Воспитатель: звук ч произносим отчетливо.

Воспитатель приводит пример, как нужно произносить.

Чи-чи-чи - у солнца теплые лучи.

Ча-ча-ча - к Саше вызвали врача.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Че-че-че - сидит кошка на плече.

Юч-юч-юч - потеряла Оля ключ.

Ач-ач-ач - шел по полю черный грач.

Еч-еч-еч - у Сережи щит и меч.

Ач-ач-ач - у меня калач.

Оч-оч-оч - наступила ночь.

Уч-уч-уч - это луч.

Ич-ич-ич - на тебе кулич.

Яч-яч-яч - малыши играют в мяч.

3.2.3

Самостоятельная/

продуктивная  деятельность детей по закреплению нового знания

7. Игровое упражнение «Определи место звука ч в слове».

Воспитатель: Ребята, возьмите карточку с окошками –ячейками. Определите место звука ч  в словах: в начале, в середине, в конце слова. (чашка, очечник, обруч). Охарактеризуйте звук ч.

Дети : согласный , мягкий.

Воспитатель: фишку какого цвета вы возьмете?

Дети: зеленую фишку.

Воспитатель вывешивает   предметные картинки на доску по очереди . Дети используя зеленую фишки , отмечают позицию звука ч в словах, убирая фишку после  каждого задания.

Воспитатель обращает внимание на ребенка который допустил ошибку.

А как ты оцениваешь свою работы? Ты хотел бы исправить?»

8. Игровое упражнение «Подбери слово»

Воспитатель: слово чашка начинается на ча. Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука.

Дети: ч и а.

Воспитатель: два звука -это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить  слова , начинающиеся на слог ча-.

Дети: чай, чайник, часы, чашки, чайка и тд.

9.Знакомство со словарем.

Воспитатель: таких слов очень много и их можно посмотреть в  умной книге, которая называется «Словарь».

Воспитатель открывает словарь : частушка, чародей,  частокол.

Воспитатель: кто знает что обозначают эти слова?

При необходимости воспитатель объясняет значение слов

Частушка- смешная короткая   русская народная песенка :

«Я сама разрисовала

Черной краской одеяло.

Рыжи кот под ним поспал-

Полосатым тигром стал»

Чародей-волшебник, колдун;

Частокол- забор из кольев.

3.3.

Заключительная часть

3.3.1

Рефлексия (анализ и самоанализ

деятельности детей)

Воспитатель: ребята, вы молодцы! Что вы сегодня узнали нового? Что у вас вызвало интерес? О каких звуках мы сегодня  с вами говорили?

Дети:  о звуках ц, р, ч

Я заметила , что у вас проявляется интерес к изучению звуков родного языка. Я верю, что вы вырастите грамотными людьми , интересными собеседниками.

3.4.

Дальнейшая разработка темы

3.4.1

Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Придумывание сказки  про звуки р ,ч, .

«Давным–давно жили были звуки. И было три. У каждого звука был свой характер…….»

3.4.2

Длительность занятия:

30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по разитию речи в сравнение и описание предметов

Задачи: Связная речь: учить детей составлять рассказ, включая в речь антонимы.Словарь: учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предлож...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове....

Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"

Конспект занятия для подготовительной логопедической  группы ДОУ....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звук [Й] буква й»

Тема: «Звук [Й] буква й»Цель: расширение представлений о букве й и звуке [Й]Задачи:развитие умения выделять звук [Й] в словах.Совершенствование  умения производить звуковой и слоговой...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»

Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста, так как этот возраст является  наиболее сензитивным для  разви...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»Цель: Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять...