Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Сороковая Ольга Юрьевна

Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста, так как этот возраст является  наиболее сензитивным для  развития и  формирования речи  у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает хорошие условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От эффективности коррекционной работы в  дошкольном возрасте зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУДО «Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина»

Отдел дошкольного воспитания

Номинация

«Методическая разработка по направлению деятельности»

Методическая разработка

Конспект занятия

по предмету «Речевичок»

на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Сороковая О.Ю.

Брянск, 2022

Пояснительная записка

Актуальность

Полноценное развитие ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его познавательной деятельности, это может привести впоследствии к неуспеваемости по многим школьным дисциплинам.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи. За последние годы опыта работы школы раннего развития «Росток» количество детей с отклонениями в речевом развитии растет. Количество таких детей 1 года обучения составляет в среднем 70%, 2 года обучения -55%, 3 года  обучения -40%.

Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста, так как этот возраст является  наиболее сензитивным для  развития и  формирования речи  у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает хорошие условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От эффективности коррекционной работы в  дошкольном возрасте зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Отличительные особенности

Основной отличительной особенностью данной методической разработки является применение на занятиях современных методик по развитию речи:

  •   интерактивные игры и пособия «Мерсибо» в коррекционно-развивающих занятиях. Каждая из игр решает определенную педагогическую задачу и также увлекательна и интересна детям, как и мультфильмы;
  • методика мозжечковой стимуляции – метод двигательной нейропсихологической коррекции при различных неврологических заболеваниях, а также эффективный метод в качестве профилактики успешного нормального развития ребенка.

Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Цель: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы учебной программы.

Задачи:

- описание видов деятельности педагога и обучащихся;

- описание методик использования современных технических и информационных средств обучения;

- осуществление связи теории с практикой на занятиях;

- использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях.

Условия и особенности реализации:

Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми 5-6 летнего возраста. Может быть использована на групповых занятиях по развитию речи педагогами дополнительного образования, воспитателями в дошкольных учреждениях.

Конспект занятия на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»

Цель: дифференциация гласных звуков, расширение словаря по теме: «Одежда»

Задачи:

Образовательные:

- расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»;

-дифференцировать гласные звуки изолированно, в словах;

-совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.

Развивающие: 

-развивать органы дыхания и артикуляционного аппарата;

-развивать зрительное внимание и восприятие, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением;

-развивать слуховое внимание, слухоречевую память, фонематическое восприятие;

-развивать глазодвигательные функции.

Воспитательные: 

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование:

-интерактивная панель Smart, микрофон;

-презентация PowerPoint;

- USB-флеш-накопители «Мерсибо»: Логомер -2; Конструктор картинок – 4;

- карточки с изображением гласных звуков [А, О] и [У, И];

-картинка А3 «Замок с шифром гласных звуков [А, О] и [У, И]»;

- разноцветные кинезиомешочки, наполненные песком;

-доска обратной связи (мишень напольная), вкладыш-таблица с изображением гласных звуков.

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята! (Здороваются). На какое занятие мы с вами пришли? (Речевичок). Сядьте, пожалуйста, удобно, положите руки на стол.

Давайте позовем язычок к нам на занятие!

Артикуляционная гимнастика (слайды с картинками)

Язычок спит в своем в домике. Давайте разбудим его!

http://2.bp.blogspot.com/-T8Fu7pSUOkw/Vexi8iCqiEI/AAAAAAAAC_M/KeGeZdkOM4M/s1600/1.jpg

 Открываем первые двери (губы)

Произносим [П-П-П…]

А теперь вторые двери. (Улыбнулись, показали зубки)

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/102b/0007c4d2-ff49311e/hello_html_m3ba9e72a.png

Произносим [Л-Л-Л…]

Язычок проснулся (высовывают широкий язык)

Выглянул в окошко и посмотрел направо, затем налево.

Увидел солнышко и посмотрел на небо (язычок тянется к кончику носа)

Наступила осень и листочки с деревьев осыпались на землю (язычок тянется вниз).

Упражнения повторяются.

Вышел язычок во двор на прогулку, увидел лестницу и решил подняться наверх, а потом спуститься вниз (язычок поднимается к верхним зубам, а затем опускается к нижним).

https://t2.rbxcdn.com/b2bb12f5b54dc5663c7df80030c03b9a

На полянке возле дома гуляла лошадка. Язычок сел на лошадку и поскакал к нам на занятие (цокают)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1949895/9cc1b56e-e53c-4307-b894-4fed1f606cca/s1200?webp=false

Ребята, давайте вспомним звуки, с которыми мы уже играли.

Произношение гласных звуков [А, О, У, И, Ы, Э] по картинкам-подсказкам

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/19/s_59c13947f0a41/img6.jpg https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/19/s_59c13947f0a41/img6.jpg   https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_5853b82265133/img6.jpg http://1.bp.blogspot.com/-TSdr4bKkiMY/TjkmjCvE5HI/AAAAAAAACoY/2PaM0VoITtI/s1600/%25D0%25AD.jpg

Игра «Поймай звуки [Э], [Ы]»

Педагог называет гласные звуки, слова, дети хлопают в ладоши когда услышат звук [Э], топают ногой когда услышат звук [Ы].

А, И, Э, О, У, Ы, О, Ы, И, Э, У, Ы…

Электричка, автобус, машины, экскаватор, самолет, эскимо, мороженое, мыши, хомяки, крысы, коты, экология, попугай, слон, рыба

https://fsd.multiurok.ru/html/2016/12/16/s_5853b82265133/img6.jpg

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на вертолете!

Дыхательная гимнастика «Вертолет» (USB-флеш-накопитель

 «Логомер-2).

На интерактивной панели изображен вертолет, педагог по очереди подходит к каждому ребенку. Ребенок делает вдох через нос и плавно выдыхает через рот в микрофон, вертолет поднимается вверх и взлетает.

2. Основная часть

Вот и прилетели мы в Королевство Звуков. В этом королевстве живет король с двумя дочерьми Олей и Улей. Девочки очень любят наряжаться в разные наряды и гулять по волшебному саду их королевства.

https://arxip.com/resize/object_detail/08e8/zam/zamok-printsess_jivopis_r_8e8.jpg

Но сегодня Король разозлился на дочек, потому что они разбросали свои вещи и устроили в комнате беспорядок. Король наказал их и запер в комнате.

https://cdn.virily.com/wp-content/uploads/2018/01/red-hair-clipart-upset-person-3.jpg

Давайте поможем принцессам, наведем порядок в их комнате и тогда они смогут с нами поиграть.

Игра «Гардеробная комната у принцесс» 

(USB-флеш-накопитель Конструктор картинок – 4).

Мы попали в гардеробную комнату. В этой комнате стоит 3 шкафа. Девочки разбросали свою одежду, давайте поможем навести им порядок?

Как вы думаете, в какое время года носят шубу, штаны, свитер?

Дети: Зимой.

Как можно назвать одежду, которую носят зимой?

Дети: Зимняя.

В этом шкафу должна висеть зимняя одежда.

В какое время года можно носить куртку, рубашку, кофту?

Дети: Осенью, весной.

Если одежду носят осенью, то она называется...

Дети: Осенняя одежда.

В этом шкафу должна висеть осенняя или весенняя одежда.

Когда, в какое время можно носить сарафан, шорты, майку?

Дети: Летом.

Если одежду носят летом, то она…

Дети: Летняя.

В этом шкафу должна висеть летняя одежда.

Ребята, а из чего шьют одежду? Какую ткань вы знаете?

(Мех, хлопок, шелк, шерсть, трикотаж)

Шуба из меха, какая? Меховая.

Свитер из шерсти, какой? Шерстяной.

Блузка из шелка, какая? Шелковая.

Футболка из трикотажа, какая? Трикотажная.

Майка из хлопка, какая? Хлопковая.

Дети по очереди подходят к доске, выбирают предмет одежды, называют его. Рассказывают какая она? (Летняя, зимняя, весенняя/осенняя). Из какого материала может быть изготовлена? И переносят предмет одежды в нужный шкаф.

Игра «Скажи наоборот»

Педагог: Ребята, сейчас я буду бросать мяч и называть слово, а вы бросайте мне его назад и скажите слово наоборот.

Чистая – грязная

Мять – гладить

Новый – старый

Надевать – снимать

Белая – черная

Молодцы ребята, вы очень помогли девочкам! Но принцессы не могут пока выйти из своей комнаты, Король дам им еще одно задание. Им нужно расшифровать шифр и подобрать ключ в замок от их комнаты.

Но принцессы пока не научились читать. Что же им делать? Давайте поможем принцессам?

Игра «Подбери шифр к замку»

Дети берут по два мешочка, выстраиваются в колонну друг за другом. Каждый ребенок по очереди подходит к мишени и бросает мешочки в ячейки с гласными звуками в том порядке, который изображен на замке. Бросая мешочек, ребенок должен произнести звук, в который бросает.

Здорово! Ключ подошел к замку и принцессы смогли выйти из комнаты.

(На слайде видео с изображением открывающихся дверей под музыку.)

Принцессы так обрадовались, что сразу стали собираться на прогулку – наряжаться в свои наряды.  И когда одевали бусы, случайно их порвали и рассыпали. Давайте поможем собрать Оле и Уле бусы.

Игра «Две принцессы» 

(USB-флеш-накопитель Логомер – 2. Фонематический слух)

На экране панели изображены две принцессы Оля и Уля. Вокруг них рассыпанные бусы. Голос за кадром произносит слова на заданные ударные гласные звуки, задача ребенка - определить гласный ударный звук и отдать бусинку той принцессе, имя которой начинается с этого звука.

3. Итог занятия

Молодцы ребята, вы помогли Оле и Уле, они вам очень благодарны! Теперь они никогда не будут разбрасывать свои вещи! Король выпустил принцесс из комнаты и разрешил им пойти гулять по своему королевству.

https://i.pinimg.com/originals/08/82/73/088273cee4b90cb5fc2b90c1590230b7.jpg

https://arxip.com/resize/object_detail/08e8/zam/zamok-printsess_jivopis_r_8e8.jpg

А нам пора возвращаться обратно.

Дыхательная гимнастика «Вертолет» (USB-флеш-накопитель

 «Логомер-2).

На интерактивной панели изображен вертолет, педагог по очереди подходит к каждому ребенку. Ребенок делает вдох через нос и плавно выдыхает через рот в микрофон, вертолет поднимается вверх и взлетает.

Вот мы и прилетели обратно.  Наш язычок сегодня много потрудился, пора ему немного отдохнуть. До новых встреч, ребята! http://2.bp.blogspot.com/-T8Fu7pSUOkw/Vexi8iCqiEI/AAAAAAAAC_M/KeGeZdkOM4M/s1600/1.jpg

Заключение

Таким образом, цель данного занятия была раскрыта с помощью методов (словесный, наглядный, практический, игровой, поисковый, объяснительно-иллюстративный, интерактивный) и приемов (беседа, объяснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, практические задания, игра, решение проблемных ситуаций, интерактивные игры), и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту 5-6 лет и были подобраны с учётом индивидуальных особенностей детей (состояния внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации). Занятие было построено по технологии игрового обучения. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны. Соблюдался переход от одного этапа к другому.

Организационный момент помог сконцентрировать внимание и активизировать в памяти лексический материал темы. С целью развития мимических мышц, артикуляционной моторики и подготовки речевого аппарата детей была проведена артикуляционная гимнастика. Особое внимание уделялось правильному дыханию, которое было необходимо для выработки длительной плавной воздушной ротовой струи. Также в процессе данного занятия используются следующие технологии: технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология группового обучения, информационно-коммуникационная технология, личностно – ориентированная технология, технология интерактивного обучения, здоровьесберегающая технология.

Немаловажную роль при составлении конспекта занятия является единая художественная линия, в состав которой входят развивающие и коррекционные игры, благодаря этому у детей поддерживается интерес на протяжении всего занятия.

Список литературы

  1. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников: книга для воспитателей и родителей / Н.В. Дурова. – М.: Школьная Пресса, 2015. – 80 c.
  2. Занятия по развитию речи в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / под ред. Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. – М.: Просвещение, 2013. – 271c.
  3. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6лет.-М.: ТЦ Сфера, 2007.-208с.- (Логопед в ДОУ).
  4. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.-560с.
  5. Павлова, Л.Н., Теречева, М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие: методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 240 с.
  6. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009. – 92с.
  7. Ракитина, В.А. Логопедическая азбука. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. –   220 с.
  8. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288с.

Интернет-источники

https://mersibo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи на тему "Звук и буква Э"

Данный конспект поможет вам на занятии по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Здесь четко и ясно показаны все моменты изучения данного звука....

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"

Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...

Конспект НОД развитие речи на тему "Одежда" в подготовительной группе

Конспект НОД  развитие речи на тему "Одежда" в подготовительной группе...

Конспект по развитию речи на тему: "Одежда"

В данном конспекте по развитию речи воспитанники закрепляют знания  по лексической теме: «Одежда, головные уборы, обувь»...