"Что такое речь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
на тему: «Что такое речь»
Подготовила:
воспитатель Колесникова К.В.
2020г.
Ход занятия
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Вячеславовна
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Занятие можно начинать? да
Давайте познакомимся…по очереди называйте свое имя!
А теперь немного поиграем
Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают те, кто в брюках. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т. д.
Педагог:
- Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».
А что же такое речь? Может кто-то знает?
Учащиеся:
- то, что говорит человек.
Педагог:
- Речь – это всё, что мы с вами говорим.
Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».
-вы знаете почему речь называется устной?
Учащиеся:
- не знаем.
Педагог:
- Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».
-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой (выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят. Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?
Учащиеся:
- махал рукой.
Педагог:
- Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу.
А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…
Где-то собаки рычали: Ррр!
В стойле коровы мычали: Ммм!
В комнате мухи жужжали: Жжж!
Мимо машины бежали: Ррр!
Листья в лесу шумели: Ссс!
Змеи в лесу шипели: Шшш!
А комары все пели: Ззз!
А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?
- Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…
- Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…
- Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.
Педагог:
- Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?
Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.
Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.
• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки).Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)
• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака).Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)
• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака).Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)
Физкультминутка
Вправо, влево повернитесь,
Вверх повыше потянитесь,
Вниз пониже наклонитесь,
Вверх опять все потянитесь.
А теперь мы пошагаем,
Вверх прыжок – и отдыхаем.
Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»
Выставляется кукла.
Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла). Миша, кто ты? (Мальчик). Нина, кто ты? (Девочка). Все вы …(дети). Мы все живые люди.
Выставляются картинки животных. Это – живые существа. Их всех мы обозначим словами. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» (Кто это? – Лиса). Скажите слова, которые обозначают животных.
Дети называют.
А это – неживые предметы (выставляются паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко). (Что это? – Паровоз). Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?» Произнесите слова, которые обозначают неживые предметы.
Педагог:
- Вам понравилось наше занятие?
Учащиеся:
- Да!
Педагог:
- Что понравилось больше всего?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Что нового вы узнали?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Что такое устная речь?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Из чего она состоит?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Какими бывают предложения?
Учащиеся: (ответы детей)
Педагог:
- Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое речь
Речь-вид деятельности, для которой необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков...
Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...
Конспект по развитию речи в средней группе: "Что такое хорошо и что такое плохо"
На занятии дети учатся систематизировать "Хорошие" и "Плохие" поступки. Расширяют свой словарный запас, анализируя предложенные ситуации....
консультация "Что такое речь"
Это материал знакомит родителей с понятиями "речь", "предложение", "слово", а также с планом звукого анализа слов...
памятка для родителей "Что такое речь"
материал знакомит родителей с понятим "Речь", как проводить звуковой анализ слов....
Конспект логопедического занятия "Что такое речь?
Что такое речь?Цели: Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;Коррекционно-развивающие: раз...
Что такое речь? Что можно сделать для развития речи ребёнка?
Рекомендации логопеда для родителейна тему "РЕЧЬ"...