"Что такое речь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Колесникова Ксения Вячеславовна

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

на тему: «Что такое речь»

Подготовила:

воспитатель Колесникова К.В.

2020г.

Ход занятия

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Вячеславовна

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Занятие можно начинать? да

Давайте познакомимся…по очереди называйте свое имя!

А теперь немного поиграем

Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают те, кто в брюках. У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т. д.

Педагог:

- Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».

А что же такое речь? Может кто-то знает?

Учащиеся:

- то, что говорит человек.

Педагог:

Речь – это всё, что мы с вами говорим.

Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».

-вы знаете почему речь называется устной?

Учащиеся:

- не знаем.

Педагог:

- Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».

-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой (выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят. Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?

Учащиеся:

- махал рукой.

Педагог:

- Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу.

А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…

Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!

А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Какие звуки издавали коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие звуки пели комары? А листья в лесу как шумели?

- Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…

- Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…

- Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.

Педагог:

- Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?

Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.

Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.

• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки).Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)

• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака).Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)

• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака).Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)

Физкультминутка

Вправо, влево повернитесь,

Вверх повыше потянитесь,

Вниз пониже наклонитесь,

Вверх опять все потянитесь.

А теперь мы пошагаем,

Вверх прыжок – и отдыхаем.

Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Выставляется кукла.

Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она – неживая. Она – кукла). Миша, кто ты? (Мальчик). Нина, кто ты? (Девочка). Все вы …(дети). Мы все живые люди.

Выставляются картинки животных. Это – живые существа. Их всех мы обозначим словами. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» (Кто это? – Лиса). Скажите слова, которые обозначают животных.

Дети называют.

А это – неживые предметы (выставляются паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко). (Что это? – Паровоз). Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?» Произнесите слова, которые обозначают неживые предметы.

Педагог:

- Вам понравилось наше занятие?

Учащиеся:

- Да!

Педагог:

- Что понравилось больше всего?

Учащиеся(ответы детей)

Педагог:

- Что нового вы узнали?

Учащиеся(ответы детей)

Педагог:

- Что такое устная речь?

Учащиеся(ответы детей)

Педагог:

- Из чего она состоит?

Учащиеся(ответы детей)

Педагог:

- Какими бывают предложения?

Учащиеся(ответы детей)

Педагог:

- Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое речь

Речь-вид деятельности, для которой необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков...

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...

Конспект по развитию речи в средней группе: "Что такое хорошо и что такое плохо"

На занятии дети учатся систематизировать "Хорошие"  и "Плохие"  поступки. Расширяют  свой словарный запас, анализируя предложенные ситуации....

консультация "Что такое речь"

Это материал знакомит родителей с понятиями "речь", "предложение", "слово", а также с планом звукого анализа слов...

памятка для родителей "Что такое речь"

материал знакомит родителей с понятим "Речь",  как проводить  звуковой  анализ слов....

Конспект логопедического занятия "Что такое речь?

Что такое речь?Цели: Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фра­зу;Коррекционно-развивающие: раз...

Что такое речь? Что можно сделать для развития речи ребёнка?

Рекомендации логопеда для родителейна тему "РЕЧЬ"...