Конспект логопедического занятия "Что такое речь?
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Что такое речь?
Цели:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;
Коррекционно-развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое речь?
Цели:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;
Коррекционно-развивающие: развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к книге.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
2. Знакомство с понятием «речь».
Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».
3. Знакомство с функциями речи.
Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).
— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
Логопед спрашивает:
— Почему Петя не захотел быть невидимкой?
Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
4. Чтение стихотворения А. Барто.
— Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто
«Сильное кино».
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им — раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух сильное кино!
А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,
Я ничего не поняла.
- Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?
- Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.
Хорошая речь слаще меда.
5. Чтение стихотворения «Разные звуки».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение:
«Разные звуки».
Где – то собаки рычали: -Р – Р – Р !
В стойле коровы мычали: - Мууу!
В комнате мухи жужжали: - Жжжжж!
Мимо машины бежали: - Трр!
Гудели от ветра все провода: - Зззнь!
Капала в кухне из крана вода: Уууу! Уууу!
Листья по ветру шумели: - Шшшш!
А комары всё пели: - Зззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоится не хочет: - Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели! - Кхх! Кхх!
(Э.Нийт).
Как перекликались поезда? (Уууу) и т. д.
Вы сегодня ещё не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью.
Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова.
Мы будем учится слушать и произносить речевые звуки.
6 . Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети проговаривают с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
7. Физминутка.
Произнесение стихотворения с движением рук.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
8. Закрепление понятия «речь», функции речи.
Дети рассматривают картинки:
— дети общаются друг с другом;
- дети работают на участке;
- семья смотрит телевизор;
- дети на занятии в детском саду;
- папа читает сыну книгу;
Дети отвечают на вопрос: Для чего нужна речь? Логопед подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».
9. Итог занятия.
Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:
- люди разговаривают друг с другом;
- узнают новое;
- работают;
- играют;
- делятся радостью, утешают друг друга.
Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/26/picture-486936-1411702718.jpg)
Конспект НОД "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Программное содержание:Уточнить представления детей о характерных особенностях овощей и фруктов, их пользе и значении для здоровья человека; развивать интерес к некоторым продуктам, как профилактическ...
Конспект занятия "Что такое хорошо, что такое плохо!"
Конспект мароприятия на тему "Что такое хорошо, что такое плохо!"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-276311-1547748679.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР подготовительного возраста. Разучивание стихотворения "Кто такие витамины" С. Лосева с использованием мнемотаблицы.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/30/picture-954245-1506803910.jpg)
Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей логопедической группе «Такая разная вода».
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/13/picture-968660-1518471439.jpg)
Занятие по коррекции ОНР в старшей логопедической группе: "Такой разный транспорт: летит, плывет и едет"
Занятие с использованием ИКТ на закрепление лексической темы "Траснспорт"....
Логопедический проект «Такие разные слова»
Логопедический проект по активизации словаря у детей с ТНР....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/02/picture-1415629-1659450676.jpg)
Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет «Что такое доброта? Это сердца красота!»
Цель: углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки, автоматизировать звуки Р, РЬ.Задачи:Образовательные:Продолжать рабо...