Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей логопедической группе «Такая разная вода».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Тимофеева Оксана Анатольевна

Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений  у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_konspekt_takaya_raznaya_voda_isprav.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№395 комбинированного вида» Московского района г.Казани.

Конспект НОД 

по развитию речи с элементами экспериментирования

в старшей логопедической группе

«Такая разная вода».

Составила: воспитатель

логопедической группы

Тимофеева Оксана Анатольевна.




2017
Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей  логопедической группе «Такая разная вода».

Тип: закрепление.

Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений  у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программное содержание:

Формирование:

  • основ гуманного взаимодействия с природой,
  • интереса к познанию нового, готовности к экспериментированию.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. закрепить знания детей о свойствах воды (жидкая, без запаха, без вкуса, растворяет вещества, принимает форму емкости);
  2. закрепить знания детей о разных состояниях воды в природе (снег, лед, вода, пар); дать понятие о круговороте воды в природе;
  3. развивать логическое мышление;
  4. учить делать выводы в результате экспериментов;

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, используя распространенные сложные предложения; закреплять умение образовывать прилагательные противоположные по значению.
  2. обогащать активный словарь детей: «вещество», «состояние вещества», «круговорот», жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается.
  3. Закреплять в речи, поставленные звуки.
  4. Закреплять  произношение  шипящего звука  [Ш].
  5. Развивать мелкую моторику рук .

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать интерес к совместной деятельности, воспитывать доброту и уважение к окружающим людям. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Форма проведения: подгрупповая. Совместная деятельность воспитателя с детьми (опытно-экспериментальная деятельность).

Предварительная работа:

Беседа с детьми о значении воды.

Чтение сказки «Путешествие Капельки».

Просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды».

Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

Познавательная игра «Где, какая вода бывает».

Разучивание стихотворения Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде».

Демонстрационный материал: ТСО – мультимедиа, ноутбук; аудиозапись песни «Кто такие Фиксики» (минус и плюс), изображение Фиксиков, изображение предметных картинок, презентация о различных состояниях воды, обучающий мультфильм «Круговорот воды в природе», столы с оборудованием для проведения опытов, термос с горячей водой, трёхлитровая банка, поднос, термос со льдом, слайд «Круговорот воды в природе»,

 

Раздаточный материал: оборудование исследовательского уголка группы для проведения опытов: сосуды разной формы, белые халаты с эмблемами, полотенца на каждого ребёнка, два таза с тёплой водой, встроенные в специальный стол, прозрачные стаканчики, гуашь – красная, синяя и чёрная, ложечки, раздаточные подносы, молоко, белый лист бумаги, камешки,

Ход

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Звучит аудиозапись песни «Кто такие Фиксики».

- Ребята, как вы думаете, кого мы ждём сегодня в гости?

На мультимедиа появляется изображение Симки и Нолика в резиновых сапогах, шагающих по лужам, тающего грязного снега.

- Как вы думаете, какое время года, показано на экране?

- Почему Симка и Нолик надели резиновые сапожки?

- Симка и Нолик приглашают нас в свою лабораторию. Давайте представим, что у нас на ногах резиновые сапожки и вместе с Фиксиками

будем шагать по лужам.

Дети выполняют логоритмическое упражнение

под мелодию «Кто такие Фиксики» -минус (49

секунд).

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам.
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
Буль-буль-буль —
Упала шапка.
Ой-ой-ой, кругом вода.
Да-да-да, себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!

–  Фиксиков.

–  Ранняя весна.

–  Чтобы не промочить ноги, потому что на улице ранней весной  большие  лужи.

Дети ритмично постукивают ладонями по ногам.
Ритмично притопывают ногами.
Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами с одновременным движением рук сверху вниз.
Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.
Выполняют ритмичную пружинку.
Ритмично кружатся.
Ритмично кивают головой.

  1. Объявление темы

- Мы с вами пришли в лабораторию Фиксиков. Симка и Нолик просят нас помочь разобраться, что же такое лужи и откуда они берутся, а что такое дождь и почему он падает с неба?

-Ребята, скажите Фиксикам, что такое лужи и дождь.

- Как шумит вода из крана ? Повторяйте за мной: «ш-ш -ш-ш ш-ш».

- Сейчас на экране будут появляться предметы, в названии которых есть звук [Ш] ,каждый из вас  по очереди будет называть слова, четко проговаривая каждый звук.

На мультимедиа показываю картинки с изображением предметов: калоши, Капитошка, чашка, ковшик, шлюпка, кувшин.

- Ребята, подумайте и скажите, что объединяет все эти предметы ?  С чем сегодня мы будем проводить опыты у Фиксиков в лаборатории?

-  А сейчас я предлагаю посмотреть интересный фильм. Демонстрация обучающей презентации, раскрывающей различные состояния воды.

- Софья, Мурат, Полина расскажут нам стихотворение Натальи Рыжовой «Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!».

В специальном столе устанавливается два тазика с теплой водой. Детям предлагается пальчиковая гимнастика с использованием воды, направленная на регуляцию мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

- Полина, Мурат, Софья – опустите руки в один тазик.

- Алиса, Азамат, Данияр – опустите руки во второй тазик.

- Все вместе говорим стихотворение и выполняем движения :

- Мы ладошки в воду опускаем

И в воде немного отдыхаем.

- Кулачки сжимаем, разжимаем

Воду пальчиками мы хватаем.

- Большой пальчик и мизинчик тоже,

- Волны сделать пальчик нам поможет.

(Дети вытирают руки о полотенца, приготовленные заранее для каждого ребёнка).

– Это вода.

«ш-ш-ш-ш-ш-ш»

 Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши:

Данияр:   ка-ло-ши.

Азамат:  Ка-пи-тош-ка.

Алиса:  чаш-ка.

Мурат:  ков-шик.

Софья:  шлюп-ка.

Полина:  кув-шин.

Мурат:  это вода.

Софья: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте. В луже, в море, в океане.

Мурат: И в водопроводном кране, как сосулька замерзает, в лес туманом заползает, на плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Полина: Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться! Смею вам я доложить: без неё нам не прожить!

 

(Положить ладони в воду, почувствовать полное расслабление)

 (Погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки)

 (Сжимать поочерёдно то большие пальцы, то мизинцы)

 (Погрузить пальцы в воду и лёгкими движениями создать «волны»)

  1. Практическая часть (опытно - экспериментальная)

- Мы с вами отдохнули, а сейчас предлагаю серьёзно поработать. Я надеваю халат с вот такой эмблемой института «Фиксиков», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих «коллег». Теперь мы с вами сотрудники института «Фиксиков», будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Данияр,а что такое лаборатория ?

- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

- Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим!

-А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

 - Ребята, а есть ли цвет у воды?

- Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого она цвета? 

 - А это стакан молока. Какого цвета молоко? Полина?

  - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

 -  Молоко, лист белой бумаги?

 (подводим детей к правильному ответу – какой цвет у воды?)

 - А что можем сказать о цвете воды? Алиса?

 - Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод? Азамат?

 - На самом деле вода не имеет цвета, она бесцветная. Давайте вместе скажем «бесцветная».
А теперь скажи Алиса, Данияр.

 Опыт 2. Вода прозрачная. 

 - Перед  вами  стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите или камешки, или  ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?

 – Какой делаем вывод? Софья?

 - Давайте вместе скажем «прозрачная».

Опыт 3. Вода меняет цвет.

 - А вода всегда прозрачная и бесцветная?

 

- Докажем это, добавим в воду краску. Перед вами по три стакана с чистой прозрачной водой. Добавьте в первый стакан красную гуашь и размешайте ложечкой воду , во второй - синюю гуашь, а в третий – чёрную. Что произошло? Данияр?

 

 - Какой вывод из этого следует? Мурат?



- Ребята, посмотрите, у нас получилась цветная вода.
- Давайте вместе скажем, какая вода у нас получилась - 
«цветная».

- Ребята, а вы знаете, что вода в природе бывает в жидком, твердом и в газообразном состояниях? Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.

(слайд   «Круговорот воды в природе»)

 - А сейчас мы посмотрим обучающий мультфильм «Круговорот воды в природе».

(видео с YouTube :УМ №28-Удивительный мир. Круговорот воды в природе. Наше_всё!)

-Теперь, ребята, вы можете рассказать Фиксикам откуда берётся дождь и лужи.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Вышел дождик погулять».

 1.Раз, два, три, четыре, пять,

2.Вышел дождик погулять.

3.Шёл неспешно, по привычке, а куда ему спешить?

4.Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

5.Дождь вздохнул тихонько:

6.- Ох!

7.И ушёл. Газон засох.

Опыт 4 « Облако в банке». 

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху вместо крышки металлический поднос со льдом).От горячей воды появился пар. Банка запотела. По стенкам банки потекли капельки воды.

 - Во что превратился наш пар?

Вывод: Вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление?

 Данияр :

– Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. 

Ответы детей:

– Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Ответы детей:

– Вода –  жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная.

Полина: нет, у воды нет цвета.

Азамат:  лист белого цвета.

 Полина: молоко имеет белый цвет.

Дети: нет.

Дети: да.  

Алиса: вода  без цвета.

Азамат: вода - бесцветная.

Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «бес-цвет-на-я».

Алиса, Данияр  проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «бес-цвет-на-я». 

Дети: в стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.

Софья: вода – прозрачная.

Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «про-зра-чна-я».

Дети: нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Данияр: вода изменила свой цвет.

 

Мурат: вода меняла свой цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавляли.

Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши «цвет-на-я».

 1. (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

 2.(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

3. («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

 4.(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

 5.(часто и ритмично бьют в ладоши)

 6.(один хлопок)

 7.(ритмичные хлопки по столу)

Дети: пар превратился в капельки воды.

Круговорот воды в природе.

  1. Подведение итогов

- Какие мы провели опыты? Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Симка и Нолик говорят вам большое  спасибо за помощь в лаборатории, вы все большие молодцы!

Ответы детей.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»

Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1.    Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2.    Продолжать учить дет...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Фильм о зиме»

Составление фильма о зиме для африканских детей. Проведение опытов: "Почему снег белый?", "Почему снег скрипит в морозную погоду?", "Рисование свечой"....

Конспект занятия младшей группы по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч».

Конспект занятия младшей группы по развитию речи с элементами экспериментирования натему:  «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»....

Конспект оод во 2младшей группе по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода»

Конспект оод  во 2младшей группе по развитию речи с элементами экспериментирования натему:  «Волшебница вода»...

Конспект ООД по развитию речи с элементами экспериментирования в средней группе «Вода вокруг нас». 17.05.2021

Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; уточнить значение её для всего живого; развивать любознательность, мышление и речь детей;ввести в активный словарь детей слова: жидкость,...

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе "Такая разная бумага"

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования и использованием ЭОР для детей младшего дошкольного возраста "Такая разная бумага". В игровой форме дети знакомятся со свойствами бум...

КОНСПЕКТ НОД в младшей группе по развитию речи с элементами экспериментирования на тему: «Волшебница вода». Чтение стихотворения А. Барто «Мяч».

Учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет....