Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуками [П], [Пь] и буквой П.
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

В конспекте представлены игры, задания и упражения для знакомства со звуками П, Пь и буквой П. Некоторые игры можно использовать в работе с детьми и среднего дошкольногоо возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_p.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуками [П], [Пь] и буквой П»

Цели: - научить четко произносить звуки [П], [Пь], дифференцировать звуки на слух и в произношении;

           - учить определять количество услышанных звуков;

            - продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

           - учить определять место звуков [П], [Пь] в начале, в середине и в конце слова;

          - продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

           - научить анализировать слоги: ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ; анализировать и сравнивать слова ПАПА и ПУМА, составлять звуковую схему этих слов.

           - продолжать формировать понятие звук, буква.

Материал: изображение буквы П, зеркала на каждого ребенка; доска, маркеры для доски; демонстрационный материал «Звуки»; сигнальчики; картинки: плита, паук, пауки, юбка, кепки, черепаха, дуб, панама, репа; тетрадь Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3

Ход:

  1. Знакомство со звуком [П].

На доске висят картинки: плита, пушка, паук.

- Назови все картинки.

- Какой одинаковый первый звук во всех картинках? [П] (раздаются зеркала)

      Когда мы произносим [П], то

- Что делают губки? (губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха);

- Горлышко работает? (горлышко «не работает» (положить руку на горлышко))

  • Звук [П] согласный, его петь нельзя, так как нам мешают губки. Этот звук согласный, твердый. Обозначается синим цветом.

2. Фонетические упражнения

Самовар кипит: ПППП.

Каша на плите пыхтит: пых! Пых! Пых!            

3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [П]»:

п, м, а, о, п                    о, п, и, п, т              к, п, м, б, т, п

Ма, по, ао, пам               пу, ом, упа, да,         апу, то, пи, па

4. Работа с картинками.

На столе лежать звуковые схемы. 1. Звук [П] в начале слова. 2. Звук [П] в середине слова. 3. Звук [П] в конце слова. Детям раздаются картинки, в которых звук [П] или в начали или в середине слова: плита, паук, пауки, юбка, кепки, черепаха, дуб, панама, репа.

5. «Хлопушка»  

(- звук П)     зу-, ду-, хло-

(слог ПА)     кру-, -ук,  -ша

6. Скажи наоборот (игра с мячом)

Па-ап, по-оп, пы-ып, пу-уп, пэ-эп

7. Знакомство со звуком [Пь].

Встает на заре, поет во дворе,

На голове гребешок, кто это?.. (петушок)

- Какой первый звук?

Характеристика звука: согласный, мягкий. Обозначается зеленым цветом.

7. Дидактическое упражнение на дифференциацию звуков.

 «Поднимите синий сигнальчик, если услышите звук [П], зеленый сигнальчик, если услышите звук [пь]»

п, пь, п, пь, па, по, пя, пю, по.

8. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках, посчитать слоги.

Зубастый зверек                                         Наткет, наплетет,

Грызет со свистом дубок. (пила)                Сядет и добычи ждет. (паук)

Всех я вовремя бужу,                                Набита пухом,

Хоть часов не завожу. (петух)                   Лежит под ухом. (подушка)

9.  Четвертый лишний (слоги)

Па-па-па-пя                          по-по-пё-по

Пе-пе-пе-пэ                          пю-пу-пю-пю

10. Звуковой анализ слов, используя цветные квадратики:

                             ПА-ПА       ПУ-МА

11. Знакомство с буквой П.

                    По тропинке из ворот

                    Детский сад пошел в поход.

           

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква П? Буква  из пальчиков: указательные пальцы опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы – сжаты в кулак.

 - Выложить на столе из геометрических фигур (пуговиц, камней) букву П.

12. Анализ и чтение слогов: ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ.

- Какая буква стоит в ряду первым (последним)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [п], мягкий звук[пь]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

13. Работа в тетради Нищевой Н.В. для средней логопедической группы детского сада № 3, стр. 12: дети закрашивают букву П наполовину синим и зеленым карандашом и раскрашивают картинки.

14.  Координация речи с движением. Упражнение «Снеговик»

Давай дружок, смелей дружок              Дети идут по кругу, изображая, будто

Кати по снегу свой комок.                    катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком              Рисуют руками большой круг

И станет ком снеговиком.                     Рисуют снеговика из трех комков

Его улыбка так светла!                          Широко улыбаются

Два глаза,                                              Показывают глаза

              шляпа,                                     прикрывают голову

                        нос,                                дотрагиваются до носа

                             метла.                              Стоят прямо, как бы держат

                                                                                  воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка –                  Медленно приседают

Увы! – и нет снеговика.                         Разводят руками, пожимают плечиками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой У»

В конспекте представлен материал для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. В нем подобраны игры и упражнения для знакомства со звуком и буквой У: "Четвертый лишний", фонетические упраже...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком и буквой И»

Конспект разработан для детей старшей группы с речевыми нарушениями. Дети в игровой форме познакомятся со звуком и буквой И. Так же представлены игры и упражения для развития мелкой моторики...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком и буквой О"

Конспект является продолжения программы знакомства детей со звуками и буквами в старшей группе. Дошкольникам предлагаются различные игры и упражнения на знакомство и запоминания нового звука и буквы О...