«Использование метода мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников»
статья по развитию речи (старшая группа)

Тюняева Валентина Викторовна

Хорошая речь-главное условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, активнее осуществляется его психическое развитие. К сожалению уровень речевое развитие у дошкольников недостаточен. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему: «Использование метода мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников»    

 Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» г.Мичуринска Тамбовской области Тюняева Валентина Викторовна

«Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным пяти словам

– он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету»

Ушинский К.Д.

В настоящее время характерными особенностями у детей дошкольного возраста является нарушение лексического и грамматического строя речи, отмечается бедная диалогическая речь, неспособность сформулировать вопрос, построить развернутый ответ, тем более вызывает затруднение построить сюжетный или описательный рассказ, пересказать текст, заучить стихотворение или загадку.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка возникает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Понятие «мнемотехника» в переводе с греческого означает «искусство запоминания».

Как любая педагогическая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 

Овладение приемов работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- развитие связной речи.

Основной «секрет» мнемотехники прост. Ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, его мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединенные образы.

Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение или рассказ, сказка зарисовывается схематически. Далее на первом этапе ребенок рассматривает таблицу, того, что на ней изображено, на втором этапе осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в слова и образы. На третьем этапе, ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему или составляется мнемотаблица педагогом, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. При пересказе рассказа с помощью мнемотаблиц дети видят всех действующих лиц и свое внимание концентрируют на правильном построении предложения. Составление описательного рассказа наиболее трудный вид в монологической речи, так как дети еще не в полной мере располагают всеми знаниями. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность развития речи старших дошкольников, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.