Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «АБВГДейка»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Программа дополнительного образования для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_abvgdeyka.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                       «Детский сад  № 30 «Аист» города Смоленска

Принята                                                                                                                         Утверждаю:                                                                            на Педагогическом совете                                                                                          Заведующий МБДОУ                            от «___» _________2020 г.                                                                                         «Детский сад № 30 «Аист»

Протокол № _1______                                                                                                  Гапон О. А..______________                                                  

                                                                                                                                        «____» _____________2020 г.                            

Дополнительная                                            общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности  «АБВГДейка»                                                                      

Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализациии: 2 года                                              

Автор – составитель:

Горовцова Елена Сергеевна,                                                                        воспитатель I квалификационной категории

г. Смоленск

2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка........................................................................................2

2. Учебный плана……………………………………………………………….....8

3. Содержание учебного плана………………………………………………...…9

3.1. Год обучения 1………………………………………………………………..9

3.2. Год обучения 2……………………………………………………………….10

4. Календарный учебный график………………………………………………..11

4.1. Старшая группа (5 – 6 лет)……………………………………….…………11

4.2. Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)…………………………….14

5. Методическое обеспечение программы……………………………………..17

6. Список литературы ………….………………………………………………..19

  1. Пояснительная записка

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Поэтому развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения. Согласно  Фгос дошкольного образования: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 Обучение грамоте детей дошкольного возраста  является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические и на их основе - развитие связной речи.

 Программа  кружка  «АБВГДейка» по подготовке детей к обучению грамоте направлена на общее интеллектуальное развитие детей, на развитие фонетической и лексико-грамматической сторон речи детей дошкольного возраста (социально – педагогическая направленность). Она разработана на основе авторской программы    Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».

Актуальность программы:                                                                                             

     В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Причина - возросшие требования школ к будущим первоклассникам и, к сожалению, снизившаяся речевая активность детей. Согласно результатам недавно проведённых статистических исследований, 58% детей испытывают трудности в овладении грамотой. Логопеды и психологи единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его.                                                                                                          

     Программа предоставляет систему увлекательных игр и   упражнений со звуками, буквами, словами, которые способствуют формированию звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  Дети учатся  понимать и выполнять    учебную задачу,  овладевают навыками речевого общения, а также созданы условия   для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной       координации.

   

Особенности программы:

  • В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
  • За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка».                        ( Д. Б. Эльконин)

 Чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может производить с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научатся протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук.

  • На каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:
  • развитие основных движений (упражнения для          рук, ног, туловища);
  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);
  • формирование графических навыков;
  • Используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала. Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.
  • Программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы: консультации,  памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамоты старшими дошкольниками.

   

      Данная программа адресована детям старшего дошкольного возраста. Она эффективна при работе с детьми с разной речевой подготовкой.  Дети являются субъектом разнообразных видов деятельности. У них формируются познавательные процессы,  происходит становление личностной готовности к школе.

     Содержание и объём (68 учебных часа) программы таковы, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития  ребёнка, достигнутый в процессе дошкольного обучения.

     Форма организации образовательного  процесса: очная

     Виды занятий: практические занятия, выполнение самостоятельной работы, занятия – путешествия, занятия – соревнования, дидактическая игра.

Программа реализуется в течение 2 лет (старшая и подготовительная группы)  в следующих основных видах деятельности ребёнка:

общение (в словах живут звуки окружающего мира – «песенка жука», «ветра», слова длинные и короткие и т.д.),

игра, самостоятельная деятельность детей, занятия.

      Режим занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью  25 минут (5 – 6 лет),  30 минут (6 – 7 лет).  

     Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовка их к усвоению грамоты.

     Задачи:

Образовательные:                                                                  

  • закреплять умение узнавать и называть заданный звук в слове, интонационно его выделять;
  • совершенствовать умение делить слова на слоги;                                     определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • учить изображать слова графически, используя условное обозначение звуков ( гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зелёный квадрат); проводить звуковой анализ слова;
  • познакомить с буквами как знаками звуков, вырабатывать умения соотносить звук и букву;
  • учить писать печатные буквы, используя образец, (слова предложения);
  • способствовать освоению  навыка чтения слогов, слов, предложений, небольших текстов;
  • познакомить с ударением, ударным слогом, ударным гласным;
  • познакомить с термином «предложение»;
  •  учить составлять  предложения из слов, распространять предложение, изображать его графически;
  • продолжать учить  составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • способствовать формированию навыки самоконтроля и самооценки;                                                                    

Развивающие:

  • развивать фонематическое  восприятие;
  • продолжать развивать графические навыки; мелкую моторику;
  • способствовать развитию интереса к познавательной деятельности;

Воспитательные:

  • воспитывать желание работать; проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
  • воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим.

Основные принципы построения программы:

        доступность - деление изучаемого материала на этапы и  преподнесение его детям последовательными  частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи ;

         последовательность - последовательная подача материала  (от легкого - к трудному, от простого - к сложному). - ;

  наглядность - иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

        комплексность- на одном занятии решаются разные речевые задачи - фонетические, лексические, грамматические и на их основе - развитие связной речи ;

        принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Планируемые результаты:         

К концу 1 года обучения дети могут:

  •  вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки;
  • интонационно выделять заданные звуки в словах;
  • определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
  •  различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
  • условно обозначать звуки ( гласный – красный квадрат, твердый согласный – синий квадрат, мягкий согласный – зеленый квадрат) (моделирование);
  • писать слова с помощью графических изображений;
  • проводить звуковой анализ слов (из 3-4 звуков);
  • читать слоги, простые слова, используя знакомые буквы (а, о, у, ы, э, л, м, н, р)
  • определять ударный слог, ударный гласный звук;
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
  • составлять предложение из двух, трех, четырех слов,  записывать предложение условными обозначениями;
  • ориентироваться на листе бумаги.

К концу 2 года обучения дети могут:

  •  проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму; ориентироваться  в звуко-буквенной системе языка;
  •  проводить фонетический разбор слова;
  •  понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;
  •  читать (записывать печатными буквами) слова, предложения, понимать смысл прочитанного;
  •  разгадывать ребусы, кроссворды;
  •  понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  •  давать самооценку выполненной работе.

    Условия  реализации программы: групповое помещение, столы, стулья, доска, учебно – методический комплект к программе Е.В. Колесниковой, демонстрационный материал (цветные замки (красный, сине – зелёный), карточки-схемы для звукового анализа слов, наборы квадратов (красный, синий, зелёный) для обозначения звуков,  лента букв, слоговые таблицы,  серии сюжетных картинок, предметные картинки по темам, картинки из серии «На что похожа буква»; раздаточный материал ( конверты с набором для проведения звукового анализа, наборы букв, тетрадь в крупную клетку для развития графических умений).

   Занятия проводятся 1 раз в неделю  по подгруппам (12 – 14 человек) в групповой комнате. Дети могут работать как за столами (работа в тетради, работа с раздаточным материалом), так и на ковре ( артикуляционные упражнения, дидактические игры, релаксационные и динамические паузы,  являющиеся составной частью каждого занятия). На доске располагается демонстрационный наглядный материал, который дополняется, изменяется по мере изучения программы. Кроме этого, зоны предметно – пространственной среды  оснащены материалами  (упражнения для развития графических навыков, дидактические и настольно – печатные игры с буквами, словами, журналы с ребусами, книжки «читаем по слогам»), которые могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности.

   Формы аттестации/контроля

Мониторинг усвоения     материала     ребенком     происходит  на      каждом занятии включением самоконтроля и самооценки выполненной работы. Ребенок,   руководствуясь         пояснениями     взрослого,       самостоятельно оценивает свою работу по цветовой шкале: зеленый - все задания выполнены правильно, красный — есть ошибки.

Для проверки результативности освоения Программы проводится  диагностика 2  раза в год  (первые две недели сентября и последние две недели мая).

Используются следующие методы: беседа, наблюдение, игровая ситуация.

Оценочные материалы: диагностические материалы представлены в тетрадях Е.В. Колесниковой:  «Тесты для детей 5 лет», «Тесты для детей 6 лет» (раздел «Речевое развитие). 

Наличие в УМК рабочей тетради  «Диагностика готовности к чтению и

письму детей 6-7 лет» также позволяет определить уровень освоения ребенком Программы на заключительном этапе.

  1. Учебный план

(1 год обучения)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория/ практика

1

 Ознакомление со звучащим словом

11

2

Знакомство с гласными звуками и буквами –         А,О,У, Э, ы 

11

3

 Знакомство с сонорными согласными – Л, М, Н,Р

8

4

Закрепление пройденного

4

(2 год обучения)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Теория/ практика

1

 Повторение пройденного

3

2

 Знакомство с йотированными гласными –                      Е, Ё, Ю, Я           и гласной И

6

3

 Знакомство с парными (по звонкости\  глухости) согласными

14

4

 Знакомство с одиночными        согласными –Х, Ц, й

3

5

Буквы  ъ и ь, их роль

2

6

Закрепление пройденного

6

  1. Содержание учебного плана
  1. Год обучения 1

1. Ознакомление со звучащим словом

Теория: органы артикуляционного аппарата, понятие «Речевой звук», гласные и согласные звуки, цветовое обозначение гласных, твёрдых и мягких согласных; звуковой анализ слов,  лексические упражнения;  

Практика: интонационное выделение заданного звука в слове, придумывание слов с заданным звуком, определение наличия заданного звука в слове, деление слов на слоги, звуковой анализ слов (составление схемы слов, используя условное графическое обозначение звуков – цветные квадраты), графические упражнения (рисование по клеточкам, д/у «Продолжи узор»);

2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э

Теория:  понятие «звук» и «буква», их различие (на протяжении всех занятий) понятие «гласный звук», артикуляция звука,  обозначение буквой,

Практика: выбор слов с заданным звуком,  придумывание слов с заданным звуком,  определение места звука в слове, написание букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий), и/у: «Схема – слово», «Соедини правильно», «Ну – ка, буква, отзовись», «Закрась правильно».

3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р

Теория:  понятия «согласный звук»,  «слог» и «слияние», артикуляция согласных звуков и обозначение их буквами,  гласные буквы, придающие твердость согласным звукам, чтение слогов  с изученными звуками и буквами, ударение в слове, понятие «предложение», его графическое изображение;

Практика: определение первого звука в слове, определение места звука в слове, деление слов на слоги, звуковой анализ слова,    написание букв с использованием образца, чтение слогов, слов, предложения, запись предложения с помощью условных обозначений (прямоугольников), и/у «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Раздели правильно» ;

4. Закрепление пройденного

Практика: определение первого, последнего звука в слове, обозначение его буквой, и/у: « Рассыпалось слово», « Назови слово» (по схеме), «Придумай слово» (даётся один слог), «Цепочка слов»; письмо слогов, слов печатными буквами под диктовку (тетрадь в крупную клетку), чтение предложения, составление предложений по картинкам, условное обозначение предложений, графические упражнения.

         3.2. Год обучения 2

1.Повторение пройденного

Практика: и/у «Цветные замки» (особенности артикуляции гласных, согласных звуков, «Цветные дорожки» (моделирование слов), «Живые звуки», чтение слогов, слов, составление предложений по картинке, запись предложений графически;

2. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И

Теория: гласные буквы, придающие согласным звукам мягкость, графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат, лексические упражнения;

Практика: звуковой анализ слов, соотнесение схемы и слова,  определение ударного слога, звука в слове; написание букв с использованием образца, чтение слогов, слов (составление слов из букв), предложения, графическое изображение предложения, составление предложений по картинке;

3. Знакомство с парными (по звонкости/глухости) согласными

Теория: особенности произношения звонких и глухих согласных (участие голоса), обозначение их буквами, правило написания «жи – ши», «ча – ща»;

 Практика: определение первого звука в слове, дифференциация парных (по звонкости\глухости) звуков, звуковой (фонетический) анализ слова,

чтение слогов, слов,  предложений из двух, трех, четырех знакомых слов, написание букв, слов, предложений; графические упражнения (тетрадь в косую линейку);

 4. Знакомство с одиночными (непарными)  согласными: Х, Ц, Й

Теория: артикуляция звуков, обозначение их буквой;

Практика: определение наличия звука в слове, написание букв, слов с использованием ограничения (клетки), чтение слогов, слов, небольших текстов, составление рассказа по картинке; графические упражнения (тетрадь в косую линейку);

5.Буквы Ъ и Ь, их роль

Теория: буквы не обозначают звука, выполняют функцию  разделительную(Ъ и Ь) и смягчающую (Ь);

Практика: звуковой анализ слов, чтение слов, соотнесение слова и схемы, составление предложений, письмо букв, слов; графические упражнения (тетрадь в косую линейку);

6. Повторение и закрепление пройденного материала

Практика: чтение и письмо слов, предложений , отгадывание ребусов, кроссвордов, игры со звуками и словами.

  1. Календарный учебный график

4.1. Старшая группа (5-6 лет)

                 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия* 

Кол-во часов

Тема занятия

Место прове дения

1

2

сентябрь

18.09

25.09        

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

п/г

п/г

1

1

 «Ознакомление со звучащим словом»

«Путешествие в мир звуков»

группа

группа

3

4

5

6

7

октябрь

02.10

09.10

16.10

23.10

30.10

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/

16.15-16.40

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

             

п/г

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

1

«Прогулка в лес. Звуковой анализ слова «ау»»

«Путешествие в город Звуков. Цветные замки»

«Разговор в саду. Звуковой анализ слова «мак»

«На улице города. Звуковой анализ слова «дом»

 «В гостях у бабушки Глаши в деревне. Звуковой анализ слова «дым»                

группа

группа

группа

группа

группа

8

9

10

11

ноябрь

06.11

13.11

20.11

27.10

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

 «Загадки с грядки. Звуковой анализ слова «лук»

«Морские приключения. Звуковой анализ слова «кит»

«Лесные приключения. Звуковой анализ слова «лес»

«Лесные приключения. Звуковой анализ слова «лиса»

группа

группа

группа

группа

12

13

14

15

декабрь

04.12

11.12

18.12

25.12

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40

11.10-11.35/ 11.45 -12.10            

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Звук и буква «А»

«Звук и буква«А» Место звука и буквы в слове

«Звук и буква «О»

«Звук и буква «О». Соотнесение схемы и слова

группа

группа

группа

группа

16

17

январь

22.01

29.01

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

п/г

п/г

1

1

«Звук и буква «У»

«Звук и буква «У»

И/у «Схема – слово», «Соедини правильно»

группа

группа

18

19

20

21

февраль

05.02

12.02

19.02

26.02

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Звук и буква «ы»

«Звук и буква «ы» Соотнесение схемы и слова

«Звук и буква «Э»

«Звук и буква «Э». И/у «Напиши правильно», «Кто больше»

группа

группа

группа

группа

22

23

24

25

март

04.03

11.03

18.03

25.03

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Звуки и буквы «А», «О», «У», «ы», «Э».

«Звук и буква «Л».

«Звук и буква «Л». Графическое изображение звука «Л»

«Звук и буква «М»

группа

группа

группа

группа

26

27

28

29

30

апрель

01.04

08.04

15.04

22.04

29.04

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

       

п/г

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

1

«Звук и буква «М». Чтение слов. Знакомство с ударением»

«Звук и буква «Н»

«Звук и буква «Н». И/у «Слово, схема, предмет». Ударение»

«Звук и буква «Р»

«Звук и буква «Р». Знакомство с предложением

группа

группа

группа

группа

группа

31

32

33

34

май

06.05

13.05

20.05

27.05

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

11.10-11.35/ 11.45 -12.10              

15.40-16.05/ 16.15 -16.40              

15.40-16.05

Всего:

п/г

п/г

п/г

гр.

1

1

1

1

34

«Закрепление пройденного. Гласные и согласные звуки и буквы»

Закрепление пройденного. Чтение и написание слогов и слов. И/у «Схема, слово»

«Закрепление пройденного. Предложение (чтение предложения, составление предложений по картинке, графическое изображение)

Итоговое открытое занятие.  

группа

группа

группа

группа

1 академический час равен 25 минутам

*Форма занятия (подгрупповая – п/г, групповая – гр.)

  1. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия* 

Кол-во часов

Тема занятия

Место прове дения

1

2

3

сентябрь

15. 09

22.09

29.09        

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

п/г

п/г

п/г

1

1

1

«Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов и слов»

«И/у «Цветные дорожки». Соотнесение слова и схемы»

«Составление предложений. Графическая запись предложения»

группа

группа

группа

1

2

3

4

октябрь

06.10

13.10

20.10

27.10

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50            

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений»

 «Буква «Ю». Чтение слогов, слов»

«Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений»

«Буква «Ё». Чтение слогов, слов»

группа

группа

группа

группа

1

2

3

4

ноябрь

03.11

10.11

17.11

24.10

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Буква «И». Чтение слогов, слов»

«Буквы «Я, Ю, Е, Ё, И». Письмо слов. Чтение предложения»

«Звуки «Г – К», «Гь – Кь».  Буква «Г»

«Звуки «Г – К», «Гь – Кь».   Буква «К»

группа

группа

группа

группа

1

2

3

4

декабрь

01.12

08.12

15.12

22.12

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Звуки «Д – Т», «Дь – Ть».  Буква «Д»

«Звуки «Д – Т», «Дь – Ть».  Буква «Т»

«Звуки «В – Ф», «Вь – Фь». Буква «В»

«Звуки «В – Ф», «Вь – Фь». Буква «Ф»

группа

группа

группа

группа

1

2

январь

19.01

26.01

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

п/г

п/г

1

1

«Звуки «З –С», «Зь – Сь. Буква «З»

«Звуки «З –С», «Зь – Сь». Буква «С»

группа

группа

1

2

3

4

февраль

02.02

09.02

16.02

23.02

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Звуки «Б – П», «Бь – Пь». Буква «Б»

«Звуки Б – П», «Бь – Пь». Буква «П»

«Звуки  Ж - Ш». Буква «Ж»

«Звуки Ж – Ш». Буква «Ш»

группа

группа

группа

группа

1

2

3

4

5

март

02.03

09.03

16.03

23.03

30.03

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20-16.50   11.15-11.45/ 11.55 -12.25                      

п/г

п/г

п/г

п/г

п \г

1

1

1

1

1

Звуки «Ч – Щ».           Буква «Ч» 

Звуки «Ч – Щ».      Буква «Щ»         

«Звуки Х – Хь». Буква «Х»

«Звук и буква  « Ц»

«Звук и буква «Й»

группа

группа

группа

группа

группа

1

2

3

4

апрель

06.04

13.04

20.04

27.04

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50  

11.15-11.45/ 11.55 -12.25                          

п/г

п/г

п/г

п/г

1

1

1

1

«Буква «ь». Чтение и написание слов»

«Буква «ъ». Чтение слов»

«Закрепление пройденного. Чтение слов,  предложений. Разгадывание ребусов»

«Закрепление пройденного. Чтение слов. Составление предложений по сюжетным картинкам»

группа

группа

группа

группа

1

2

3

4

май

04.05

11.05

18.05

25.05

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

11.15-11.45/ 11.55 -12.25              

15.40-16.10/ 16.20 -16.50              

15.40-16.10

п/г

п/г

п/г

гр.

1

1

1

1

Итого:34

«Закрепление пройденного. Чтение и написание слов, предложений»

«Закрепление пройденного. Разгадывание ребусов. Игры со словами»

«Закрепление пройденного. Чтение слов, предложений»

Итоговое открытое занятие.  

группа

группа

группа

группа

1 академический час равен 30 минутам

*Форма занятия (подгрупповая – п/г, групповая – гр.)

  1. Методическое обеспечение программы:

Учебно – методический комплект Е.Колесниковой: «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5- 6 лет, «Запоминаю буквы»,  рабочая тетрадь  «От А до Я», демонстрационный материал для занятий с детьми 5- 6 лет «Звуки и буквы», «Тесты для детей 5 лет», «Тесты для детей 6 лет», «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»   ;  

Демонстрационный материал: цветные замки (красный, сине – зелёный), карточки-схемы для звукового анализа слов, наборы квадратов (красный, синий, зелёный) для обозначения звуков,  лента букв, слоговые таблицы,  серии сюжетных картинок, предметные картинки по темам, картинки из серии «На что похожа буква»;

Раздаточный материал: конверты с набором для проведения звукового анализа (карточки – схемы, цветные квадраты для обозначения звуков), наборы букв, тетрадь в крупную клетку для развития графических умений;

Основные методы, используемые при реализации программы:

(по источнику изложения учебного материала)

- наглядные -  наблюдение, демонстрация  иллюстративного материала (картинки, рисунки, схемы, таблицы), показ образца задания;

-   практические – упражнения в тетради, моделирование;

- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, беседа, чтение худ. литературы;

(по характеру  учебно – познавательной деятельности)

- объяснительно – иллюстративные –  рассказ, объяснение с использованием наглядного материала;

- репродуктивные –  моделирование (звуковой анализ слова), работа в тетради (графические упражнения по образцу, под диктовку);

- проблемные  - решение проблемных ситуации;

Формы организации учебного процесса:

 подгрупповая, индивидуальная

Формы организации учебного занятия:  практическое занятие, игра (занятие – путешествие, занятие – приключение)

       Использованием     игровых             технологий    дает возможность      добиться     положительного результата   в работе с   детьми. Материал легче усваивается   в   рамках    сюжета     сказки,        путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети,     играя,    постигают понятие «звук», «буква», «слог»,  «слово» ,  «предложение»,         закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в придумывании сказок, стихов, чистоговорок.

Здоровьесберегающие технологии направлены на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. При организации занятий по реализации Программы используются различные виды гимнастик (артикуляционная, гимнастика для глаз, физкультминутки, релаксационные паузы), подвижные игры. Они  не только способствует снятию напряжения, воспитанию привычки повседневной физической активности, но и формированию правильной осанки у детей.

 

Структура НОД подразделяется на следующие этапы:

1.Артикуляционная / речевая гимнастика

2.Повторение пройденного материала / дополнение или продолжение

3.Новый материал:        

  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового

материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм

языка.

4.Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове,

 количественный и качественный анализ звуков слова.

Формы подведения итогов: открытые мероприятия для родителей,

 6. Список литературы:

1.  Программа «От звука к букве. Формирование аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»/ Е.В. Колесникова. -  М.: «Ювента», 2016. – 64 с.

2.  Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я»./ Е.В. Колесникова. – 2014. – 80 с.

3.  От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет/ Е.В.Колесникова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 64с.

4. Тесты для детей 5 лет. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 32 с.                5.  Тесты для детей 6 лет. / Е.В.Колесникова. – М.: Ювента, 2014. – 32 с.            

6. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет. Рабочая тетрадь/ Е. В. Колесникова. = М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2019. – 32 с.

7.  Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольной грамоте -  М., 1998 г. – 152 с.

8.  Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов0. -  М., ГИЦ ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

9.Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей – логопедов, воспитателей и родителей. -  М.: ТЦ Сфера, 2013 – 64 с.

10. Алябьева Е.А.Учим русский язык. Дидактический материал по развитию речи детей 5 -7 лет. -  М., ТЦ Сфера,  2014 – 128 с.

11. Занимательное азбуковедение: Кн . для учителя / Сост. В.В.Волина. -  М., «Просвещение» 1991г. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л

 Проведение занятий по модулю «Где не жить -  Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...

Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности " Грамотейка" для детей 6-7 лет

Программа расчитаннана детей 6-7 лет .Особое внимание в программе уделяется формированию образа буквы и развитию произвольной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста, так как практика пока...

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет

Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Цель:подготовка дошкольников к обучению,ознакомление с буквами, как знаками записи известных им звуков, формирование умения читать.Задачи:Образовательные:обеспечение овладения минимальным уровнем знан...