Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кургушова Елена Александровна

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных  методик.

Цель программы:  развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_moya.docx160.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №28 комбинированного вида»

       Принята                                                                              Утверждаю

       на заседании педагогического совета                                               Заведующая МБДОУ

       протокол № 15                                                                    «Детский сад №28»

       от «03»сентября 2020г.                                                           _________ Г.В. Гончарова

                                                                                              приказ № 23

                                                                                              от «03» сентября2020г.

Дополнительного общеобразовательная

общеразвивающая программа

познавательно-речевой направленности

 «АБВГДейка»

для детей 5-7летC:\Users\0\Desktop\ioeMk21XtXo.jpg

Составила учитель-логопед:

                                                                                                                                   Е.А. Кургушова

г Троицк

2020г

Содержание программы

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка  

1.2. Цели и задачи

1.3. Принципы построения

1.4. Условия реализации

1.5.Планируемые результаты

2.Содержательный раздел

2.1.Перспективный тематический план занятий

3.Организационный раздел

3.1. Мониторинг

Список литературы

1.Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка:  

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду

         В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексикосинтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных  методик.

         Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная  основа для успешного изучения русского языка.

         Содержание программы способствует   практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Психологами доказано, что дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст познавательных интересов.

        1.2 Цель программы:  развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

Задачи:

1) развитие слуховых функций, у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;

2) развитие фонематического восприятия;

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;

4) двигательное развитиеразвитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;

5) развитие артикуляционной моторики;

6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма;

7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;

9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.

        1.3. Принципы построения.

Принципы построения программы:

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

- принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);

-  игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);

- принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);

- принцип наглядности

- положительная оценка личных достижений каждого ребенка;

- осуществление связи с родителями.

        1.4.Условия реализации:

Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуге составлен на основе пособий

  • «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной  М: «Просвещение», 1991г.

  • Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г

  • Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2017г.

  • БУКВАРЬ Н.С. Жуковой

Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 2 раза в неделю, 8 раз – в месяц. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации дополнительного образования детей – 25 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.

 Срок реализации программы один год.

         В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее основу положены такие дидактические принципы,  как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника- игры.

Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане звуков. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.

           Для обозначения гласных звуков — красные квадраты; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие квадраты с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие квадраты без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые квадраты с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые квадраты без колокольчиков.

        1.5. Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать:

  • все звуки и буквы русского алфавита;

  • уметь вычленять первый и последний звук в слове;

  • правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;

  • делить слова на слоги, выделять ударный слог;

  • писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);

  • составлять предложения с заданными словами;

  • правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;

  • использовать в речи обобщающие слова;

  • правильно держать карандаш;

  • ориентироваться на листе бумаги;

  • закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
  • штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!

2.Содержательный раздел.

2.1.Перспективный тематический план занятий

         № Занятия

Тема

Задачи

            Октябрь

1

Тема: «Знакомство с

1.Познакомить детей с понятием «звук», «слово».

кружком

2.Учить находить слова с заданным

«АБВГДейка» с

звуком.3.Дать детям представление о слове

Городом

(имеет значение, звучит, потому что слова

«Буквоградом»

состоят из звуков, слова звучат по разному).

«Звук и слово»

4.Развивать умение вслушиваться в слова,

слышать звуки в словах, учить интонационному

выделению звука в начале, середине и в конце

слова.

2

Тема:

1.Познакомить с понятием «предложение».

«Предложение»

2.

Учить определять порядок слов в

предложении.

3.Учить детей выделять предложения из речевого

потока (связного рассказа).

4.

Познакомить с термином «предложение».

5.

Дать детям представление о том, что в

предложении может быть разное количество

слов.

6.

Учить складывать двух или трех словные

предложения о предметах.

3,4

Тема: «Гласный звук

1.Дать детям понятие о том, что звуки мы

[а], буквы А, а »

слышим, а буквы пишем.

2.Познакомить с буквой А, закреплять понятие

«буква».

3.Учить заменять в схеме обозначение гласного

(красный квадрат) буквой А.

4.

Учить выделять заданный гласный звук из

потока гласных звуков; в начале, середине и в

конце слова, в словах из текста;

5.Учить печатать буквы А, а.

6.

Учить штриховать.

7.

Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

5,6

Тема: «Гласный звук

1.Продолжать знакомить детей с понятием

[у], буквы У, у »

«гласный звук».

2.

Учить выделять заданный гласный звук из

потока гласных звуков; в начале слова; в словах

из текста.

3.

Закреплять понятие «звук», «слово».

4.

Продолжать знакомство с буквой У, закреплять

понятие «буква».

5.Учить печатать буквы У, у.

6. Учить штриховать.

7. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

7,8

Тема: «Гласный звук

1.Познакомить детей с новой буквой О.

[о], буквы О, о »

2.Продолжать учить звуковой анализ слов,

заменяя фишки в моделях слов выученными

буквами, делить слова на слоги, самостоятельно

преобразовывать слова из двух слогов в слова

трехсложные.

3.Закрепить навык чтение слогов « АО», « ОА»,

« УО»,  «ОУ» и выученных гласных букв.

4.Учить печатать буквы О, о.

5. Учить штриховать.

6. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

Ноябрь

9,10

Тема «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [м],

звуки [м] - [м’],

мягким

буквы М, м»

согласным звук [м’], с буквами М, м.

2.Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить детей делать звуковой и

слоговой анализ слов, закреплять умение

выделять нужный звук в слове, определять его

положение в слове.

4. Учить детей читать, плавно произносить два

звука последовательно, чтобы получился слог.

5.Учить печатать букву м.

6.Учить штриховать.

7. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

11,12

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [с],

звуки [с] - [с’], буквы

мягким согласным звук [с’], с буквами С, с.

С, с»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой С и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова из одного и двух слогов(

СОМ, САМ, АУ, УА,СА-МА,МА-МА).

4.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

5.Учить печатать букву с.

6.Учить штриховать.

7. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

13,14

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [х],

звуки [х] - [х’], буквы

мягким согласным звук [х’], с буквами Х, х.

Х, х»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Х и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова из одного и двух слогов(

МОХ, ХАМ, АХ, УХ, МАХ, МУ-ХА, СУ-ХО).

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву х.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

15,16

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [р],

звуки [р] - [р’], буквы

мягким согласным звук [р’], с буквами Р, р.

Р, р»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Р и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова ( ХОР, РА-МА, РО-МА,

МУ-ХО-МОР,МУ-СОР).

5.Закреплять  умение  делать  слоговой  анализ

слова,   выделять   звуки   в   словах   (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву р.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

Декабрь

17,18

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [ш], с

звук [ш] , буквы Ш,

буквами Ш, ш.

ш»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ш и

всеми изученными гласными.

4.Учить слова из одного и двух слогов ( ШАР,

ШРАМ, МАРШ, СА-ША, ШУ-РА)

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву ш.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

19,20

Тема: «Гласный звук

1.Познакомить с буквой Ы, ее написанием, дать

[ы], буквы

понятие, что гласная буква Ы обозначает гласный

ы»

звук  [ы], перед звуком  [ы] все согласные звуки

произносятся  твердо,  что  звук  [ы]  встречается

только в середине и в конце слова.

2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ

слова, делить слова на слоги.

3.Закрепить навык чтение слогов « Аы», « Оы»,

« Уы», «Мы», «Сы», «ыш», ит.д

4.Учить печатать буквы ы.

5.Учить штриховать.

6. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

21,22

Тема:«Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [л],

звуки [л] - [л’], буквы

мягким согласным звук [л’], с буквами Л, л.

Л, л»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Л и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова и предложения ( ЛОМ, ЛУ-

ША, МА-ЛА, МЫ-ЛА ), ( МА-МА МЫ-ЛА РА-

МУ., ЛУ-ША МА-ЛА.)

5.Закреплять  умение  делать  слоговой  анализ

слова,   выделять   звуки   в   словах   (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву л.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

23,24

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [н],

звуки [н] - [н’],

мягким согласным звук [н’], с буквами Н, н.

буквы Н, н»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Н и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова и предложения.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву н.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

Январь

25,26

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [к],

звуки [к] - [к’],

мягким согласным звук [к’], с буквами К, к.

буквы К, к»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой К и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова и предложения.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву к.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

27,28

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [т],

звуки [т] - [т’], буквы

мягким согласным звук [т’], с буквами Т, т.

Т, т»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Т и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова и предложения.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву т.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

29,30

Тема: «Гласный

1.Ознакомление с артикуляцией звука[и].

звук [и], буквы И, и

2.Формирование умения узнавать звук[и]в ряду

»

гласных звуков, ударный начальный звук [и] из

слова.

3.Знакомство с буквой и.

4.Конструирование и печатание буквы и.

5.Формирование умения узнавать букву и в

словах.

6.Составление и чтение слияний иа, аи, иу и т.д

31,32

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [п],

звуки [п] - [п’],

мягким согласным звук [п’], с буквами П, п.

буквы П, п»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой П и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву п.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

Февраль

33,34

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [з],

звуки [з] - [з’], буквы

мягким согласным звук [з’], с буквами З, з.

З, з»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой З и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву з.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

35,36

Тема: «Согласные

1.Познакомить с мягким согласным звук [й’], с

звуки [й], буквы й »

буквой й.

2. Учить различать на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Й и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву й.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

37,38

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [г],

звуки [г] - [г’], буквы

мягким согласным звук [г’], с буквами Г, г.

Г, г»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Г и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву г.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

39,40

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [в],

звуки [в] - [в’], буквы

мягким согласным звук [в’], с буквами В, в.

В, в».

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой В и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву в.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

Март

41,42

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [д],

звуки [д] - [д’], буквы

мягким согласным звук [д’], с буквами Д, д.

Д, д»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Д и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву д.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

43,44

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [б],

звуки [б] - [б’], буквы

мягким согласным звук [б’], с буквами Б, б.

Б, б»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Б и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву б.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

44,45

Тема:. «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [ж], с

звук [ж], буквы Ж,

буквами Ж, ж.

ж»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ж и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву ж.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

46,47

Тема: «Знакомство с

1.Познакомить с буквой Е, ее написанием, дать

буквой Ее и звуком

понятие, что гласная буква Е в начале слова и

[йэ]. Звуковой анализ

после гласных обозначает два звука [йэ] и т.д., а

слов.

после согласных звук [э] и т.д. и обозначают

мягкость согласного звука.

2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ

слова, делить слова на слоги.

3.Закрепить навык чтение слогов.

4.Учить печатать буквы Ее.

5.Учить штриховать.

6. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

Апрель

48,49

Тема: «Знакомство с

1.Познакомить с буквой Я, ее написанием, дать

буквой Я и звуком

понятие, что гласная буква Я в начале слова и

[йа]. Звуковой анализ

после гласных обозначает два звука [йа] и т.д., а

слов.

после согласных звук [а] и т.д. и обозначают

мягкость согласного звука.

2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ

слова, делить слова на слоги.

3.Закрепить навык чтение слогов.

4.Учить печатать буквы Яя.

5.Учить штриховать.

6. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

50,51

Тема: «Знакомство с

1.Познакомить с буквой Ю, ее написанием, дать

буквой Ю и звуком

понятие, что гласная буква Ю в начале слова и

[йу]. Звуковой анализ

после гласных обозначает два звука [йу] и т.д., а

слов.

после согласных звук [у] и т.д. и обозначают

мягкость согласного звука.

2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ

слова, делить слова на слоги.

3.Закрепить навык чтение слогов.

4.Учить печатать буквы Юю.

5.Учить штриховать.

6. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

52,53

Тема: «Знакомство с

1.Познакомить с буквой Ё, ее написанием, дать

буквой Ё и звуком

понятие, что гласная буква Ё в начале слова и

после гласных обозначает два звука [йо] и т.д., а

[йо]. Звуковой анализ

после согласных звук [о] и т.д. и обозначают

слов.

мягкость согласного звука.

2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ

слова, делить слова на слоги.

3.Закрепить навык чтение слогов.

4.Учить печатать буквы Ёё.

5.Учить штриховать.

6. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

54,55

Тема: «Согласные

1.Познакомить с мягким согласным звук [ч’], с

звук [ч’], буквы Ч,

буквами Ч, ч.

ч»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ч и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву ч.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

Май

56,57

Тема: «Гласный звук

1.Познакомить с буквой Э, ее написанием, дать

[э], буквы Э,э »

понятие, что гласная буква Э обозначает гласный

звук  [э], перед звуком  [э] все согласные звуки

произносятся твердо.

2.Продолжать учить детей делать звуковой анализ

слова, делить слова на слоги.

3.Закрепить навык чтение.

4.Учить печатать букву э.

5.Учить штриховать.

6. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

58,59

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [ц], с

звук [ц], буквы Ц, ц»

буквами Ц, ц.

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ц и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву ц.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

60,61

Тема: «Согласные

1.Познакомить с твердым согласным звук [ф],

звуки [ф] - [ф’],

мягким согласным звук [ф’], с буквами Ф, ф.

буквы Ф, ф»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ф и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова..

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву ф.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

62,63

Тема: «Согласные

1.Познакомить с мягким согласным звук [щ’], с

звук [щ’], буквы Щ,

буквами Щ, щ.

щ»

2. Учить различать их на слух.

3.Продолжать учить слитно произносить звуки

читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Щ и

всеми изученными гласными.

4.Учить читать слова.

5.Закреплять умение делать слоговой анализ

слова, выделять звуки в словах (гласные,

согласные, твердые, мягкие).

6.Учить печатать букву щ.

7.Учить штриховать.

8. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

64

Тема: Показатель

1.Познакомить детей с буквой ь, с показателем

мягкости согласного

мягкости согласных звуков.

Ь знак

2.Учить печатать букву ь.

3.Учить штриховать.

4. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

65

Тема: Показатель

1.Познакомить детей с буквой ъ,с показателем

твердости согласного

твердости согласных звуков.

Ъ знак

2.Учить печатать букву ъ.

3.Учить штриховать.

4. Развивать фонематический слух, мелкую

моторику.

3.Организационный раздел.

3.1 Мониторинг уровня освоения программы «АБВГДейка» с детьми старшего дошкольного возраста

Группа подготовительная к школе ______________________

Учитель-логопед___________________________________________

Даты проведения мониторинга:___________; _____________ .

№  п/п

Фамилия,

имя ребёнка

Параметры оценки

Умение

понимать

роль звука

в

слове.

Умение

различать

слово и

предло-

жение,

выкла-

дывать

схему

предло-

жения

Умение

делить

слова

на слоги.

Умение

называть

слова с

заданным

звуком.

Умение

различать

гласные и

согласные

звуки,

обозначать

их на схеме.

Умение

вычленять

ударение,

определять

его место в

слове.

Умение

разли-чать

согла-сные

звуки:

твёрдые и

мягкие.

Умение

разли-чать

согла-

сные

звуки:

глухие и

звонкие.

Умение

составлять

слова из 2-х, 3-

х слогов и

отдельных

букв.

Умение

читать слитно

и понимать

смысл

прочитанного

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

2

     3

4

5

6

7

8

Диагностические задания:

1. Задание: Найти звук, который заблудился.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).

На глазах у детворы

Красят крысу маляры.

Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]).

Тает снег, бегут ручьи,

На ветвях сидят врачи.

Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).

• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.

• Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.

• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.

2. Задание: Воспитатель показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка).

Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного

предложения.

• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый

хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения.

• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-

либо. Составляет схему.

• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Схему составляет после подсказки или не

составляет вовсе.

3.Задание Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные

картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей – с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.

• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их

самостоятельно.

• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.

• Ребёнок не справляется с заданием.

4.Задание: Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].

• Ребёнок правильно выполняет задание.

• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.

• Справляется с заданием с помощью воспитателя.

5.Задание: Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:

Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре).

Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие

звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их

квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Синим). Найди место согласных звуков в слове и обозначь

синими квадратами.

• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.

• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

6 Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук . Поставь фишку над ударным звуком. Затем

воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так

говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было

правильно.

• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.

7.Задание: Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в

слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает

ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого

цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными.

 • Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.

8.Задание: Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав

звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.

Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.

Слоги: па, ба, за, та, да.

• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.

9.Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось

ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).

• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.

• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.

• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.

10.Задание: Чтение и анализ короткого текста.

Прочитай:

Текст 1 Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.

Текст 2 У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал

ей сыр. Чуча рада.

Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.

• Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного.

• Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста.

• Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не понимает.

3.2  Уровни освоения программы

(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)

0% – 30% - НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.

Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.

30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет

их с небольшой помощью взрослого.

70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет

средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.

Список литературы:

  1. «Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной  М: «Просвещение», 1991г.

  1. Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2019г

  1. Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев М: Издательство «Гном»,2019г.

  1. БУКВАРЬ Н.С. Жуковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АБВГДейка" для детей 6-7 лет

Программа кружка направлена на обучению детей звуко-буквенному анализу, чтению и письму....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»

Цель:подготовка дошкольников к обучению,ознакомление с буквами, как знаками записи известных им звуков, формирование умения читать.Задачи:Образовательные:обеспечение овладения минимальным уровнем знан...