Алгоритм звуко-буквенного разбора слов.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Побережная Марина Валериевна

Данный материал предназначен для родителей, которые испытывают сложности в процессе объяснения звуко-буквенного разбора слов. При скачивании скобки встанут на место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_sostavleniya_zvukovoy_shemy_slova.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм составления звуковой схемы слова.

Для примера рассмотрим слово ДОМ.

1 . На слух произносим несколько раз слово ДОМ, Д-ОООО-М.

2. Считаем количество ЗВУКОВ (то, что мы слышим) в данном слове.

3.Выкладываем столько белых квадратиков, сколько услышали звуков. В данном случае- три белых квадратика.

4. Теперь мы должны дать характеристику каждому звуку в слове ДОМ. Для этого снова медленно произносим это слово отдельно по каждому звуку и прислушиваемся как звучит данный звук- мягко или твердо. Если звук произносится  мягко, то выкладываем зеленый квадратик вместо первого белого, если звук слышится твердо, то выкладываем синий квадратик. В слове ДОМ первый звук [ Д ] звучит твердо, поэтому первый белый квадратик меняем на синий. Произносим второй звук в слове ДОМ. Это звук [ О ]. Он гласный, поэтому второй белый квадратик заменяем на красный. Третий звук в слове ДОМ- это звук [ М ] . Он тоже звучит твердо, поэтому третий белый квадратик заменяем на синий.

5. Далее мы должны  выяснить, есть ли в слове ДОМ слоги-слияния, т.е сочетание гласного и согласного звуков.  Для этого снова медленно произносим слово и слушаем …..мы должны услышать, что есть слог- слияния [ ДО ]и выпадающий звук [ М ] , т.е звук, который не имеет рядом с собой гласного звука. Поэтому первые два квадратика синий и красный заменяем на прямоугольник сине-красный, причем синий уголок должен быть внизу , а красный вверху, это значит, что слово начинается с первого согласного твердого звука [ Д ] , далее оставляем синий квадратик , который говорит о том, что в слове третий звук слышится отдельно, т.е не имеет рядом с собой в паре гласного звука (мы его называем выпадающим звуком).

6.Далее мы работаем со слоговыми скобками (круглые). Внизу схемы рисуем столько скобочек, сколько слогов в слове  ДОМ . Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. В слове ДОМ одна гласная, поэтому один слог. Рисуем одну слоговую скобочку в которую входит и слог- слияния и квадратик, потому, что выпадающие звуки тоже входят в слог, мы их никуда не выкидываем !!!!!

7.После того, как мы проанализировали все звуки в слове,  мы записываем это слово буквами и выделяем слоговыми скобочками слоги. В данном случае ударение не ставится, потому что один гласный звук и ударение точно будет падать на него, во всех других случаях ставим ударение.

ДОМ

Пояснения: квадратные скобочки мы называем- звуковыми,  в них пишется отдельный звук, например твердый обозначается так- [ Н ]  , мягкий звук обозначается так- [ Н' ]  верхняя запятая обозначает мягкость согласного звука. Что касается гласных звуков. Мы говорим, что они «выполняю свою работу». Гласные звуки А,О,Ы,У,Э- делают предыдущий согласный звук твердым, и звуки Е, Ё, Я,Ю, И- делают предыдущий согласный звук мягким. Сами гласные звуки не могут быть твердыми или мягкими (как говорят иногда дети). Они лишь выполняют свою работу.

Круглые скобочки мы называем слоговые и выделяем ими слоги:    

Звуковая схема слова  СТОЛИК        

                СТО ЛИК

   

Далее мы будем изучать гласные буквы , которые состоят из двух звуков. Это:

Е – состоит из мягкого согласного [ Й  ] и гласного [ Э ] . Пишем  ель, слышим [ йэль ]. 

Ё- состоит из мягкого согласного  [ Й ]  и гласного  [ О ] . Пишем ёжик, слышим [ йожик ].

Ю- состоит из мягкого согласного [ Й ] и гласного [ У ].   Пишем юла, слышим [ йула].

Я- состоит из мягкого согласного  [ Й ] и гласного  [ А ].  Пишем маяк, слышим [ майак ].

Правило.

Если гласные буквы е,ё,ю,я стоят между согласными, то они обозначают один звук- е,ё,ю, я и указывают на мягкость предыдущего согласного.

Если буквы е,ё,ю,я стоят:

1.После гласной         то они обозначают два звука

2. В начале слова

3. После Ъ и Ь знаков        

Звуковая схема такого слова будет выглядеть вот так:

                                                  ЙО  ЖЫК  

                                                                                               

        Фонетический разбор слова:

[й]- согласный, мягкий        на письме два этих звука обозначаем одной буквой - Ё

[о] -гласный, ударный

[ж]-  ж -согласный, твердый , звонкий, шипящий  (звук Ж на письме  обозначаем буквой Ж)

[ы]-  и- гласный, безударный (звук Ы на письме обозначаем буквой И, правило ЖИ-ШИ)

[к]-  к  - согласный, твердый, глухой (звук К на письме  обозначаем буквой К)

Ёжик- 4 буквы, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова»

Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова».  Общие характеристики звуков и букв....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»Учитель-логопед Трафимова Е.А.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный ан...

Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М. (ОНР)

П Л А Н – К О Н С П Е К Тлогопедического занятияТЕМА: Звуко-буквенный анализ слов. Звуки м, м. Буква М.(ОНР) ЦЕЛИ: закрепить знания о букве М, звуках м,м, упражнять в звуко-...

Картотека "Фонетический разбор" (звуко-буквенный анализ слов).

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.Данное умение  начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обуче...

Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»

. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара[1]практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленностидл я детей с ТНР, по те...

Как научиться делать звуко-буквенный разбор слов

Как научиться делать звуко-буквенный разборДля того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают.В слове мож...