НОД "ШКОЛА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

занятие по обучению грамоте для детей 6-7 лет

https://yadi.sk/i/IYGUyvpDcdeicw

https://disk.yandex.ru/i/IYGUyvpDcdeicw

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_shkola_skazochnyh_geroev.doc65.5 КБ
Файл shkola_skazochnyh_geroev_2.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                            "Центр развития ребенка - детский сад с.Бакчара"

22.05.2019

Присутствовало: 14 педагогов

                                 Конспект занятия по обучению грамоте

                                  для детей подготовительной группы.

                                     "В школе сказочных  героев"

                                                         (6-7 лет)

                                                         Составила: Жмудь Светлана Анатольевна

                                                                             учитель-логопед

                                                                              с. Бакчар    май 2019г.

На занятиях по обучению грамоте используются  речевые игры, игровые приемы, ситуации

Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, развивает коммуникативные функции, речевое общение.

 Чередование игровых заданий и музыкальных пауз способствует поддержанию интереса, смена деятельности –  это профилактика утомления, так как у детей с речевой патологией повышенная утомляемость.

С помощью  компьютерной презентации информация  детям предоставляется в красочной, привлекательной форме, что вызывает интерес у детей и способствует их активизации.

Данное занятие рассчитано на проведение в конце учебного года, когда у детей имеется определенный запас знаний и умений.

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОБЛАСТЕЙ:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Речевое
  • Художественно-эстетическое

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Коммуникативная
  • Игровая
  • Двигательная
  • Музыкальная (логоритмика)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • систематизировать у детей полученные знания на занятиях по обучению грамоте;
  • развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать

       интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;

  • развивать память, речевое внимание;
  • развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.

Коррекционные:

  • развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;
  • вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Лепестки с буквами Ш,К,О,Л,А, с заданиями от сказочных героев; корзинки по количеству слогов, предметные картинки, схемы предложений, вода, камешки, галстуки, эмблема солнышка, цветок, шкатулка, сундучок с угощением, мультимедийное оборудование.

Ход занятия.

 Дети заходят в зал под песню «Учат в школе»  1 слайд

Организационный момент: 

 Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети!
Быстро дни летят вперёд, позади учебный год.
Время даром не теряли, дружно буквы изучали.
А для чего нам надо буквы знать?

Дети хором: «Чтоб хорошо уметь читать, писать!»

Логопед: А вы, ребята, хотите стать учениками?

-А для чего?        

-Осенью вы пойдете в настоящую школу, а сегодня я приглашаю вас в  школу сказочных героев, Хотите?

Л - Как же нам попасть в сказочную школу? Поможет нам в этом волшебная шкатулка. А, чтобы ее открыть, нужно  

2 слайд     отгадать загадку.

С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала
В цветке, в лепестках, есть волшебная сила
И девочка Женя о чем то просила...

Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?

(Цветик-семицветик) Открываем крышку, достаем цветочек

Л: Лепестки этого волшебного цветка помогут нам встретиться со сказочными героями, которые сегодня будут вести уроки, побывать в разных классах. Давайте закроем глаза и  произнесем волшебные слова,

Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели, вели, чтобы мы оказались в школе сказочных героев.

Открывайте глаза, а вот и школа.

 Звенит звонок, приглашает на урок.  

3 слайд Мы с вами  в классе Звуков, садитесь за парты (таблички классов)

Оторвем первый лепесток с буквой "К"

Какой же сказочный герой будет вести урок?

4 слайд  Посмотрите на картинку; кому принадлежит банка с вареньем?

5 слайд ( Карлсону).

Задания предлагаются от имени сказочных героев.

 Карлсон дает вам вот такие задания:

6 слайд 1. Что такое звук?

7 слайд

2.Посмотрите на первый, второй, третий ряд картинок, определите последний звук в словах. Дайте характеристику звукам.

Слова- картинки

—  комар, забор, топор ([р] — согласный, твердый, звонкий);

— носок, чайник, клубок ([к] — согласный, твердый, глухой);

—  лиса, конфета, береза ([а] — гласный);

8 слайд

3. Определите место звука к в словах: мальчик, крыша, бабушка.

4. Назовите слова со звуком К

9 слайд

Пальчиковая игра с Су-джоком «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать. (дети катают Су - Джок между ладоней)

10 слайд

5. Выложите из Су-джоков звуковую схему слова - береза

Звенит звонок - перемена .  Игра «Цветик - Семицветик»

 Составьте цветок с серединкой синего цвета из лепестков с картинками, в названии которых первый звук твердый. Второй цветок составить с серединкой зеленого цвета, выбрать лепестки с картинками, в названии которых первый звук мягкий.

11 слайд. Звенит звонок. Мы идем в класс Слогов

 Отрываем лепесток с буквой «о».

 Логопед. Какой  же следующий герой предложит свое задание?

12 слайд.  Послушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Ну, отгадайте, как звали ее? 13 слайд  (Красная Шапочка.)

Ответьте на вопросы Красной Шапочки:

14 слайд

1.Что такое слог?

2. Помогите мне навести порядок,

 разложите картинки по корзинкам:

Картинки, в названии которых 1 слог, в первую корзинку; во вторую - картинки, в названии которых два слога; в третью - .. .три слога; в четвертую - картинки, в названии которых четыре слога.

15 слайд

3. Показ схем слогового состава слова - дети подбирают соответствующие слова

Отрываем следующий 3 лепесток с изображением скрипичного ключа.

16 слайд

- А теперь музыкальная пауза - логопластика "Клоун", "Хрюшка", "Джин", "Зайка", "Хомячок"

17 слайд

Звенит звонок. Мы пришли в класс Слов.        

Оторвем 4 лепесток с буквой «л».

 Логопед. Кто же будет нашим учителем  в этом классе, отгадайте

18 слайд.

 Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.(Лунтик) 19 слайд

Вот задания от Лунтика

20 слайд

1.Я вам   буду «бросать» звуки, а вы соберите их в слова:

к, о, т,    -     КОТ, 21 слайд

л, и, с, а   -      ЛИСА, 22

ш, а, р, ы    -    ШАРЫ,23

в, о, л, к     -     ВОЛК, 24

г, н, о, м    -   ГНОМ  25слайд

26 слайд

2. Прибавляя один слог к другому составить как можно больше слов.

27, 28 слайд

3. Составить слово по первым звукам названия картинок
ЛАМПА - ложка, ананас, майка, петух, абрикос.

KOШКA - кастрюля, облако, шар, капуста, автобус.

ШКОЛА-шкаф, кошка, лиса, апельсин.

СОБАКА-стол, огурец, бегимот, книга, аист.

БУКВА- булка, утка, кит, ворона, ананас.

29 слайд.  Звонок - перемена.  С«Игра с воздушным шариком»

Я передаю шарик, называю два слова, из которых вы должны образовать одно. Например:

сам + летать = самолет.

Земля + трясти = землетрясение

Пар + ход = пароход

Лед + колоть = ледокол

Звезда + лететь = звездолет

Луна + ход = луноход

Пар + воз = паровоз

Кино + театр = кинотеатр

Фото + аппарат = фотоаппарат

Вода + провод = водопровод

Вода + возить = водовоз

Звенит звонок.

30 слайд

Мы отправляемся в класс"Предложения "

Логопед отрывает 5 лепесток с буквой «а».

31 слайд

Логопед.: У кого в мультфильме был  воздушный шарик? 32 слайд -Пятачок

1.Пятачок просит вас рассказать, что такое предложение?

 Из чего оно состоит? Что ставится в конце предложения?

2.Составьте  любое  предложение, сколько слов в предложении?

33 слайд

3.Подберите схему к названному предложению

34 слайд. Звонок . Перемена. Логопластика "Джин", "Зайка"

 Логопед отрывает лепесток с буквой «ш».

35 слайд. Загадка:

 С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? 36 слайд (Буратино)

37 слайд.

 1.Буратино предлагает пройти к класс Букв и хочет узнать, что такое буква?

Буква - это знак, символ, обозначающий звук

А вы знаете буквы, умеете их печатать? -Да

2.Напишите в воздухе букву М, О,Л,О,Д,Ц,Ы

3. Подойдите к емкостям с водой и в воде выложите из камешков первую букву своего имени, любую гласную, согласную букву, составьте слог ми, добавьте Р, какое слово получилось? МИР

3. Сколько букв в алфавите? Сколько гласных?

38 слайд

4.Прочитайте слова, расставив цифры по порядку от 1 до 10 (по карточкам)

Теперь мы постараемся расшифровать слово сказочных героев.

На наших лепестках буквы. Послушайте: Ш,К,0,Л,А.   Какое слово, догадались? ( ШКОЛА) - выставляются на доске

Логопед: Впереди вас ждет школа и вы, будущие  школьники.

Но у нас остался один, последний лепесток, что же на нем нарисовано? Подарок, дальше стрела указывает на елку, давайте будем следовать указанию.

А здесь у елки и в самом деле волшебный сундучок, чтобы его открыть нужно назвать самые добрые, вежливые слова. (призы, угощения)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лапковская В.П. Володькова  И.П.  Речевые развлечения в детском саду.  Сборник сценариев  для работы с детьми 5-7 лет  М: 2008

  1. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения. М.: 2001
  2. Быстрова Г.А. Сизова Э.А. Логопедические игры и задания. С.-П. 2001

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа Сказочных героев

Слайд 2

Школа Сказочных героев

Слайд 3

Загадка С грядки старушка цветок сорвала Девочке Жене его отдала В цветке, в лепестках, есть волшебная сила И девочка Женя о чем то просила... Что надо сказать, лепестки обрывая? Как называется сказка такая?

Слайд 4

Класс Звуков

Слайд 9

Определите место звука К в словах:

Слайд 10

Пальчиковая игра « Игрушки»

Слайд 11

Класс слогов

Слайд 12

Загадка Бабушка девочку очень любила, Красивую шапочку ей подарила, Девочка имя забыла свое, Ну, отгадайте, как звали ее?

Слайд 14

Что такое слог?

Слайд 15

слоговой состав слова

Слайд 16

Музыкальная пауза

Слайд 17

Класс Слов

Слайд 18

Загадка Знают взрослые и дети, Что упал с другой планеты - Фиолетовый зверек, Детям маленьким дружок

Слайд 20

Собрать звуки в слова

Слайд 26

Прибавляя один слог к другому, образуйте слово КА РО ША ЗА ВА КО ПО БУ КО МА РУ ГА РЫ КА БА НА ШИ

Слайд 27

. Составить слово по первым звукам названия картинок

Слайд 29

Игра с воздушным шариком

Слайд 30

Класс предложений

Слайд 33

что такое предложение? Схемы предложений

Слайд 35

Загадка: С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка?

Слайд 37

Класс Букв

Слайд 38

Прочитайте слова, расставив цифры по порядку от 1 до 10 3 5 2 4 1 4 3 1 5 2 Н Л Е А П К Ч Р А У 1 5 3 2 4 2 4 1 5 3 Р Ц Н А Е А Т П А Р 5 3 1 4 2 7 6 6 2 4 1 3 5 Н Е У Б Ч К И К В Н З О О

Слайд 39

ШКОЛА

Слайд 40

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помоги вылечить сказочных героев

занятие по оздоровлению детей в старшей группе. Обсуждается  с детьми вопрос: "Что нужно делать, чтобы бытиь здоровым?" отправляются в путь, чтобы помочь сказочным героям справиться с бедой. Ребя...

Разработка Разработка занятия с детьми старшего дошкольного возраста. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ В АППЛИКАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Тема: «Создание образа героя глазами детей»

Краткий фото отчет по занятию для детей старшего дошкольного возраста. Было интересно работать в новом формате, как педагогу, так и детям. Получилось интересное занятие которое, позволило поближе узна...

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...